| | vivaspb.com | finntalk.com

28 мая. Память одного из своих великих подвижников – преподобного Пахомия Нерехтского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00128 мая Церковь молитвенно обращается к памяти одного из своих великих подвижников – преподобного Пахомия Нерехтского. Преподобный Пахомий родился во Владимире, в начале XIV века, в семье священника. В возрасте 21 года он принял иноческий постриг во Владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы.

image002Стремление к уединенной, отшельнической  жизни  побудило Пахомия тайно покинуть монастырь и отправиться странствовать по Владимирской и Костромской земле в поисках удобного места для пустынножительства. Он нашел такое место близ Нерехты, на берегу реки Солоницы, при впадении в нее речки Гриденки. Оно называлось Сыпаново.

Нерехтчане полюбили благочестивого подвижника, глубоко почитали его за аскетическую жизнь и духовную мудрость. Многие из них усердно помогали ему в строительстве будущей обители. При помощи граждан Нерехты, преподобный Пахомий вначале воздвиг храм во имя Живоначальной Троицы, а затем создал при нем монастырь.

 Угодник Божий отличался удивительным смирением и кротостью, вниманием к людям и заботой об их духовных нуждах. Проведя свою жизнь в молитвенных подвигах, стяжав от Бога дар чудотворений, преподобный Пахомий  окончил свое земное бытие 3 апреля (21 марта старого стиля) 1384 года. Спустя два года после своего преставления, преподобный чудесно явился своему ученику Иринарху и исцелил его от нападений дьявола. Иринарх написал образ преподобного Пахомия. Братия монастыря на могиле угодника Божия устроила гробницу, а в храме поставила икону преподобного. Спустя  три столетия, в 1675 году, Русская Православная Церковь прославила нерехтского старца в лике всероссийских почитаемых святых. После молитв к преподобному с просьбой о заступничестве в Нерехте прекратилась в 1853г. эпидемия холеры, в 1842г. пожар, 1853 же году – падеж скота.

image003image004Святые мощи преподобного Пахомия до сих пор почивают в возрожденном, в 1993 году, после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре. В настоящее время число насельниц обители составляет 40 человек. В детском приюте при монастыре проживают 25 воспитанниц, в богадельне – 10 человек.

В монастыре хранится древняя икона преподобного, служившая некогда крышкой раки святого. Действует источник угодника Божия Пахомия, вода которого считается целебной. Всероссийскую известность приобрела «горка»  святого подвижника Божия, по восхождении на которую, многие получают исцеление от своих телесных недугов. Напомним читателям, что в  Троицкой церкви с. Сыпаново (в 1764г. церковь Живоночальной Троицы Сыпановского монастыря становится приходским храмом с. Сыпаново), более тридцати лет (1832-1865) служил известный костромичам своими image005image006трудами по истории Русской Церкви, изысканиями в области этнографии, фольклористики и истории Костромского края священник Михаил Яковлевич Диев (1794-1866).  В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться бесчинству. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он во всеуслышание молился о заключенном епископе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года в Нерехте. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме Коровники 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года священник Василий Разумов был причислен к лику местночтимых святых, став первым костромским святым XX века. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. он был канонизирован в Соборе новомучеников и исповедников Российских 

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

Насельница Богородицкого Пошехонского монастыря Вишнякова Анна Ивановна (1883-1958?)

Родилась 13.06.1883 г. в д. Митирева Буйского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала на шапочном производстве. С 1906 г. в течение 20 лет была насельницей Исакова Рождества- Богородицкого монастыря Пошехонского уезда ярославской области. В 1926 г., после закрытия монастыря поселилась в г. Пошехонье вместе с монахинями Марией (Кореповой) и Анфисой (?). Воспитывала мальчика, мать которого находилась в тюрьме.

Подробнее...

Статьи

Развитие идеи метафизики всеединства у протоиерея Ф.А. Голубинского и священника Павла Флоренского как идеи подлинного воцерковления общества

Аннотация: В статье рассматриваются взгляды двух религиозных философов прот. Ф. А. Голубинского и свящ. П. Флоренского, которые, развивая философскую идею метафизики всеединства, выдвигали веру как акт высшего знания. Тем самым, они раскрывали приверженцам научного и философского методов познания мира и человека ничтожность относительного знания и популяризировали в среде отошедших от своих религиозных корней интеллектуалов возвращение в церковную ограду.

Ключевые слова:   Бог, Абсолют, Церковь, Истина, метафизика, всеединство, мир, ум, общество, человек, синтез, вера, наука, философия, церковность, красота           

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: