10 апреля. Стояние святой Марии Египетской

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002В среду вечером пятой недели Великого поста (10 апреля) совершается богослужение, которое из-за своей продолжительности и покаянной направленности именуется «Стояние святой Марии Египетской», или еще «Марииным стоянием».

Вечером, в храмах на богослужении  читается житие преподобной Марии Египетской, сорок лет проведшей в пустыне в подвиге покаяния, и полностью вычитывается канон преподобного Андрея Критского, который читался частями  в первые четыре дня  на первой неделе Великого поста (т.н. по греч. - мефимоны). Чтение покаянного канона преподобного Андрея возвращает нас к покаянному чувству начала Великого поста.

image001Жизнь Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить, по мысли церковной, для всех кающихся примером истинного покаяния и убеждать в неизреченном милосердии Божием к грешникам. В житии повествуется о том, что преподобная Мария, до своего обращения к Богу, вела настолько непотребную жизнь, что однажды, даже  не смогла войти в храм – Бог не допускал ее. При этом Божия Матерь, изображенная на иконе над входом  в храм, отвернулась от Марии в свидетельство ее нечистоты. Глубоко прочувствовав свои грехи, Мария ушла в палестинскую пустыню и трудом покаяния, достигла высоты святости.

image003Покаявшись, она оставила свою греховную жизнь и по зову Божьей Матери удалилась в пустыню, проводя там подвижническую жизнь, жизнь умерщвления плоти, поста и молитвы, где и очистилась от страстей. Через плоть она могла возвратиться к греховной жизни. Удалением от мира и истощением плоти она устояла в борьбе со страстями и одолела грех. Пост, холод и зной истощали ее тело. Главные подвиги ее покаяния были пост и молитва, но какой пост и молитва! Посмотрим на ее воздержание: 47 лет растения пустыни составляют для нее пищу. Она молится дни и ночи, обливаясь слезами, молится под палящим солнцем и под мертвящим холодом, не имея ни крыши над головой, ни обуви, ни одежды. Молится в совершенном одиночестве, молится так, что во время молитвы поднимается от земли.

 победу над собой, за великое покаяние, за пост и молитву, прп. Мария прославлена Богом и имеет дерзновение ходатайствовать за грешников перед Ним.

image004Какое поучение для себя мы можем извлечь из ее жизни? Да ведь вся наша жизнь подобна ее жизни! Как и она, мы порой хотим поклониться Богу, приблизиться к Его живому присутствию – и из-за своей греховности не можем этого сделать! Молитвы нет, сердце окаменело, мысли разбегаются…

image005Обратись же к Богу с покаянием, грешный человек, обратись с мольбой за помощью к Той, Которая всем Заступница, всем благая Утешительница! И мольба твоя не останется не услышана, и воскресит тебя Господь Бог, как воскресил Он великую грешницу, ставшую преподобной Марией, возведя ее на высоту святости.

В субботу пятой недели поста (13 апреля) совершается служба «Похвала Пресвятой Богородицы». На ней читается торжественный акафист Божией Матери, который был установлен в честь троекратного избавления от врагов г. Константинополя благодаря небесному заступничеству Пресвятой Девы. У нас акафист «Похвала Божией Матери» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая избавляя от врагов  видимых, тем более помогает нам в борьбе с нашими невидимыми врагами.

image006

Православная Церковь высоко ценит величественный образ Божией Матери. Слава о силе молитвы к ней вдохновляет христиан. Неудивительно, что Спаситель являет множество чудес через иконы Пречистой Девы и Заступницы. Чудотворным образам Богородицы молятся, благодарят за помощь, восхваляют ее величие во все времена.

image007Русская история имеет многочисленные свидетельства, заступничества и помощи Богоматери православным воинам, защищающим родную землю от нашествия недругов. В день празднования Похвалы молитвы к Царице Небесной всегда помогают, так как обретают особую силу. Святой русский князь Александр Невский вписал славную страницу в историю страны – разбил немецких рыцарей на Чудском озере. Летописи подтверждают факт, что день сражения (5 апреля 1242 года была суббота) – праздник Похвалы Матери Божией.

  • В субботу же Церковь чтит память священномученика Ипатия Гангрского, небесного покровителя костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Мученик и при жизни был известен на всю Византию: помогал нищим;
  • выстроил трапезную, где принимал всех желающих, так склонил многих язычников ко Христу;
  • был очень добрым и скромным, чем сникал всеобщую любовь еще при жизни — люди прикасались к предметам, которыми пользовался пастырь, получали исцеления от болезней.

Правил своим приходом святой в течение 40 лет. Когда ему исполнилось 90, злодеи-еретики подстерегли его и убили — закололи мечами, а затем раздробили голову камнем. Жители города с почетом погребли остатки Ипатия Гангрского, который стал помогать людям даже после смерти. Святой в доброте подражает Христу — он исцелил собственного убийцу, который сошел с ума после содеянного.

image008

После смерти его почитание не ослабело, но дошло до других стран. Самый известный российский храм Ипатия Гангрского находится в Костроме, в мужском Ипатьевском монастыре. Согласно легенде, в этом месте явилась Божия Матерь вместе с мучеником Ипатием и одним из апостолов. Обитель имеет давнюю историю, тесно связана с судьбой императорского дома Романовых.

Священномученик Ипатий Гангрский помогает в самых разных бедах:

  • От бесплодия;
  • Поможет сохранить беременность;
  • Избавляет от телесных недугов;
  • Ограждает от нападений нечистой силы.

При обращении необходимо иметь твердую веру в то, что силой Господа можно решить любую проблему.

И молитва веры будет услышана и человек получит разрешение своей просьбы.

Храмы и монастыри

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

Подробнее...

Святые и Святыни

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

Подробнее...

Статьи

Костромское романоведение: темы и проблемы

Романоведение, возникшее в Костроме чуть ли не в 1613 году и со временем сделавшееся одним из главных направлений костромского краеведения, в 1913 году насчитывало свыше двухсот исследований, наиболее ранними из которых были костромские Писцовая [127] и Дозорная [125] книги, Летописец костромской краткий [105] и сказания о явлениях и чудесах икон Федоровской в Костроме [106] и Владимирской в Нерехте [107]. К исходу следующего столетия в «Истории о первоначалии и происшествиях города Костромы» [126] и «Кратком историческом известии о граде Костроме» [104] Николая Степановича Сумарокова и «Описании Костромского наместничества вообще» [38, 134] и «Собрании исторических известий, относящихся до Костромы» [37] Ивана Кузьмича Васькова наметились и основные темы костромского романоведения – избрания, сватовства, венчания и благословения на царство первого из Романовых, происхождения, землевладения и пребывания Романовых в Костромском крае и благодеяний ему, а также преданности им костромичей, увековечения памяти о них и пр.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: