| | vivaspb.com | finntalk.com

11 ноября. Память святой преподобномученицы Анастасии Римской (Римляныни)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00111 ноября Церковь празднует память святой преподобномученицы  Анастасии Римской (Римляныни), которая является небесной покровительницей Богоявленско-Анастасиина женского монастыря и одноименного храма, который является кафедральным собором г. Костромы и Костромской митрополии. Святая преподобномученица, жившая  в III в. в Риме по приказанию императора Валериана за исповедание Христа была подвергнута страшным истязаниям, но не отреклась от своей веры. В бессильной злобе мучители отсекли ей голову.

image002Анастасиин-Крестовоздвиженский монастырь, давший свое название Богоявленско-Анастасииному монастырю и послуживший  основой для восстановления Богоявленской обители в XIX  веке занимал большую часть квартала между ул. Островского, Пятницкой и проспектом Текстильщиков. Время основания монастыря неизвестно, но из упоминания в писцовой книги 1628 года грамоты, данной монастырь великим князем Василием Дмитриевичем, следует, что он существовал уже, по крайней мере, в конце14 века. Анастасиин монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. По-видимому, первоначальный монастырь находился на берегу реки Сулы. Монастырь всегда был женским, являясь древнейшей женской обителью Костромы. Его наименование связано с памятью о первой жене Иоанна Грозного – Анастасии, происходившей из рода бояр Захарьиных–Романовых (преподобномученица – небесная покровительница царицы). В эпоху Смутного времени, в 1608 года, монастырь разорили поляки. На 1628 г. в монастыре «на посаде за Новым городом на Суле» находились деревянные шатровый храм Ризоположения с приделами преподобного Михаила Малеина и мученицы Анастасии и церкви Входа Господня в Иерусалим с приделом святой Параскевы Пятницы, вокруг которых располагались жилые и хозяйственные постройки.

image003В 1764 г. Монастырь был упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина.

Его монахинь перевели в Крестовоздвиженский монастырь, а в монастырских строениях, устроили архиерейское подворье. Но, так как, в 1773 г. Крестовоздвиженский монастырь Костромы сгорел, Анастасиин монастырь, был вновь возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина-Крестовоздвиженского.

В 70-е гг. 18 века и в 1814-1816 гг. Анастасиин монастырь был обнесен каменной оградой с башенками. В 1847 г. новая настоятельница монастыря игумения Мария (Давыдова 1822-1889 гг.), по случаю обветшания зданий монастыря ходатайствовала о перемещении сестер Крестовоздвиженского - Анатасиина монастыря в разрушенный пожаром Богоявленский монастырь, уничтоженный пожаром 1847г. (в 1863 г. прошение было удовлетворено). Новая женская обитель получила наименование Богоявленско - Анастасииной, а строения Крестовоздвиженского монастыря стали использоваться в учебно-благотворительных целях.

image004В 1869 г., в Богоявленско-Анастасииной обители, к Богоявленскому храму был пристроен пятиглавый храм из красного кирпича получивший свое название в честь Анастасии Римляныни.

Вскоре после этого в бывшем Анастасиином монастыре были открыты училище для девиц с фельдшерским отделением, больница для лиц духовного звания, больница для бедных, богадельня. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и в первую мировую войну 1914-1918 гг. здесь размещались лазареты для раненых воинов на 60 коек..

 image005Костромской Крестовоздвиженский - Анастасиин монастырь закрыли в 1919 году, в нем был устроен рабочий поселок, В 1920-е гг. в Ризоположенской церкви Костромы находился клуб строителей, в Сретенской церкви — биологическая станция Костромского научного общества. Сретенскую церковь города Кострома, стены и башни, окружавшие монастырь, снесли в конце 1920-х гг. в связи со строительством здесь многоквартирных жилых домов. Ризоположенскую церковь снесли в 1930-е гг. От ансамбля монастыря в городе Кострома сохранилось только два бывших корпуса келий (проспект Текстильщиков, ЗА и 3Б).

image006В начале 1919 г. власти закрыли древнюю Богоявленско - Анастасиину обитель: монахинь выселили, а в монастырских корпусах разместился рабочий поселок «Безбожник».

В декабре 1925 г. Богоявленско-Анастасьин  храм был закрыт. Почти 60 лет, вплоть до пожара 1982 г. в храме размещался государственный архив Костромской области (ГАКО). Возрождение храма и монастыря произошли после передачи помещения  Богоявленского собора Костромской епархии в 1990 г. 18 августа 1991 г. в храм, ставший кафедральным собором Костромы, торжественно была перенесена чудотворная икона Божьей Матери Федоровская, до этого находившаяся в Воскресенской церкви на Нижней Дебре. 29 августа 1991 года настоятельницей возрожденной обители стала игуменья Иннокентия (Травина). В 1992 г. в монастыре создана богадельня для пожилых монахинь, а 1993 г. открылся детский приют на 30 человек, где воспитывались и получали надлежащее образование девочки-сироты.

image007В нижнем храме-усыпальнице Богоявленско-Анастасиина собора находятся мощи  преподобного Никиты Костромского (+1450), основателя монастыря и храма.

image008В верхнем храме собора находятся мощи ученика преподобного Серафима Саровского преподобного Тимона Надеевского (1766-1840) – строителя Николо-Надеевской пустыни, находившейся некогда в Макарьевском уезде (пустынь разрушена, сейчас это место территориально относится к Парфеньевскому р-ну).

Среди других святынь храма – складень-мощевик, в котором, среди мощей святых имеются частицы Ризы Господней и крест, в котором содержатся частицы мощей 278 святых , а также, 11 мироточащих икон.На территории монастыря, в Смоленском храме, который был воздвигнут в 1824г. стараниями и усердием тогдашнего ректора Костромской духовной семинарии преподобного Макария (Глухарева 1792-1847) находится  почитаемая костромичами икона – фреска Смоленской иконы Божией Матери.

image009

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Протоиерей Иванов Феодосий Николаевич (1878-?)

Родился Феодосий в 1878 г. в с. Торманово, Солигаличский уезда (Костромская о., Чухломской р.), Костромской губернии.

Окончил Солигаличское духовное училище, Костромская духовная семинария (обучался в Костромской духовной семинарии с 1-го по 3-й класс). В 1899 г. окончил Вятскую духовная семинария по 1-му разряду. В 1903 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: