| | vivaspb.com | finntalk.com

11 ноября. Память святой преподобномученицы Анастасии Римской (Римляныни)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00111 ноября Церковь празднует память святой преподобномученицы  Анастасии Римской (Римляныни), которая является небесной покровительницей Богоявленско-Анастасиина женского монастыря и одноименного храма, который является кафедральным собором г. Костромы и Костромской митрополии. Святая преподобномученица, жившая  в III в. в Риме по приказанию императора Валериана за исповедание Христа была подвергнута страшным истязаниям, но не отреклась от своей веры. В бессильной злобе мучители отсекли ей голову.

image002Анастасиин-Крестовоздвиженский монастырь, давший свое название Богоявленско-Анастасииному монастырю и послуживший  основой для восстановления Богоявленской обители в XIX  веке занимал большую часть квартала между ул. Островского, Пятницкой и проспектом Текстильщиков. Время основания монастыря неизвестно, но из упоминания в писцовой книги 1628 года грамоты, данной монастырь великим князем Василием Дмитриевичем, следует, что он существовал уже, по крайней мере, в конце14 века. Анастасиин монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. По-видимому, первоначальный монастырь находился на берегу реки Сулы. Монастырь всегда был женским, являясь древнейшей женской обителью Костромы. Его наименование связано с памятью о первой жене Иоанна Грозного – Анастасии, происходившей из рода бояр Захарьиных–Романовых (преподобномученица – небесная покровительница царицы). В эпоху Смутного времени, в 1608 года, монастырь разорили поляки. На 1628 г. в монастыре «на посаде за Новым городом на Суле» находились деревянные шатровый храм Ризоположения с приделами преподобного Михаила Малеина и мученицы Анастасии и церкви Входа Господня в Иерусалим с приделом святой Параскевы Пятницы, вокруг которых располагались жилые и хозяйственные постройки.

image003В 1764 г. Монастырь был упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина.

Его монахинь перевели в Крестовоздвиженский монастырь, а в монастырских строениях, устроили архиерейское подворье. Но, так как, в 1773 г. Крестовоздвиженский монастырь Костромы сгорел, Анастасиин монастырь, был вновь возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина-Крестовоздвиженского.

В 70-е гг. 18 века и в 1814-1816 гг. Анастасиин монастырь был обнесен каменной оградой с башенками. В 1847 г. новая настоятельница монастыря игумения Мария (Давыдова 1822-1889 гг.), по случаю обветшания зданий монастыря ходатайствовала о перемещении сестер Крестовоздвиженского - Анатасиина монастыря в разрушенный пожаром Богоявленский монастырь, уничтоженный пожаром 1847г. (в 1863 г. прошение было удовлетворено). Новая женская обитель получила наименование Богоявленско - Анастасииной, а строения Крестовоздвиженского монастыря стали использоваться в учебно-благотворительных целях.

image004В 1869 г., в Богоявленско-Анастасииной обители, к Богоявленскому храму был пристроен пятиглавый храм из красного кирпича получивший свое название в честь Анастасии Римляныни.

Вскоре после этого в бывшем Анастасиином монастыре были открыты училище для девиц с фельдшерским отделением, больница для лиц духовного звания, больница для бедных, богадельня. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и в первую мировую войну 1914-1918 гг. здесь размещались лазареты для раненых воинов на 60 коек..

 image005Костромской Крестовоздвиженский - Анастасиин монастырь закрыли в 1919 году, в нем был устроен рабочий поселок, В 1920-е гг. в Ризоположенской церкви Костромы находился клуб строителей, в Сретенской церкви — биологическая станция Костромского научного общества. Сретенскую церковь города Кострома, стены и башни, окружавшие монастырь, снесли в конце 1920-х гг. в связи со строительством здесь многоквартирных жилых домов. Ризоположенскую церковь снесли в 1930-е гг. От ансамбля монастыря в городе Кострома сохранилось только два бывших корпуса келий (проспект Текстильщиков, ЗА и 3Б).

image006В начале 1919 г. власти закрыли древнюю Богоявленско - Анастасиину обитель: монахинь выселили, а в монастырских корпусах разместился рабочий поселок «Безбожник».

В декабре 1925 г. Богоявленско-Анастасьин  храм был закрыт. Почти 60 лет, вплоть до пожара 1982 г. в храме размещался государственный архив Костромской области (ГАКО). Возрождение храма и монастыря произошли после передачи помещения  Богоявленского собора Костромской епархии в 1990 г. 18 августа 1991 г. в храм, ставший кафедральным собором Костромы, торжественно была перенесена чудотворная икона Божьей Матери Федоровская, до этого находившаяся в Воскресенской церкви на Нижней Дебре. 29 августа 1991 года настоятельницей возрожденной обители стала игуменья Иннокентия (Травина). В 1992 г. в монастыре создана богадельня для пожилых монахинь, а 1993 г. открылся детский приют на 30 человек, где воспитывались и получали надлежащее образование девочки-сироты.

image007В нижнем храме-усыпальнице Богоявленско-Анастасиина собора находятся мощи  преподобного Никиты Костромского (+1450), основателя монастыря и храма.

image008В верхнем храме собора находятся мощи ученика преподобного Серафима Саровского преподобного Тимона Надеевского (1766-1840) – строителя Николо-Надеевской пустыни, находившейся некогда в Макарьевском уезде (пустынь разрушена, сейчас это место территориально относится к Парфеньевскому р-ну).

Среди других святынь храма – складень-мощевик, в котором, среди мощей святых имеются частицы Ризы Господней и крест, в котором содержатся частицы мощей 278 святых , а также, 11 мироточащих икон.На территории монастыря, в Смоленском храме, который был воздвигнут в 1824г. стараниями и усердием тогдашнего ректора Костромской духовной семинарии преподобного Макария (Глухарева 1792-1847) находится  почитаемая костромичами икона – фреска Смоленской иконы Божией Матери.

image009

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Магер Василий Устинович (1883- 1960)

Родился 14 января 1883г., в м. Крево, Ошмянского уезда, Виленской губернии, царства Польского, Российской империи в крестьянской семье. После Октябрьского переворота 1917г. Василию Магеру с женой и двумя детьми пришлось оставить все имущество и эвакуироваться в Красноярск.

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: