КОСТРОМСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (1627)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Вестник морского храма

image001Историческая справка. Этапы возрождения.

Церковь Рождества Богородицы в Костроме впервые письменно упоминается в Писцовой книге 1627/28-1629/30 гг. (ПКК Л.592,592 об).

Следующее упоминание о церкви Рождества Пресвятой Богородицы мы находим у г. Холмогорова. Оно связано  с перестройкой храма, из-за его ветхости. Датируется данное обстоятельство 1728 годом. Так же сказано, что новая церковь возводится «во имя тотъ же престолъ». Таким образом, теплый храм Рождества Богородицы в начале XVIII столетия получает новую жизнь[1].

image002В XVII веке теплая Рождества-Богородицкая церковь находилась в одном ансамбле с Успенской церковью и составляла с ней единый комплекс, на месте которого в 1786 году был построен каменный Успенский пятиглавый храм с приделами                      в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Макария Унженского с колокольней. Церковь Рождества Богородицы упраздняется.

Успенская каменная церковь на месте церковного ансамбля Успенской и Рождества Богородицкой церкви была построена в 1786 г. в стиле барокко тщанием уроженца Костромы, архимандрита Соловецкого монастыря Досифея, а так же, «прихожан и жертвователей».

image003Освящение нового храма состоялось в 1786 году. В начале XIX века при храме построили двухъярусную колокольню в стиле классицизма.

Церковный причт к началу XX века состоял из священика, диакона и псаломщика. В начале ХХ века Г. Н. Лукомский, в описании церквей г. Костромы, восхищался живописным видом и уютом этого храма.

В январе 1929 года Костромской губисполком постановил передать Успенский храм для "культурных нужд профсоюзов", после чего, здесь разместился так называемый "Клуб безбожников". Вскоре в начале 1930-х годов храм был разрушен.

В конце 2018 года ряд энтузиастов, с благословения митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, решили осуществить проект восстановления храма Рождества Богородицы с историческим image004приделом преподобного Сергия и приделом во имя святого апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя моряков.

В связи с расположением храма в береговой зоне акватории Волги, было принято решение ориентировать его назначение как «морской храм»[2].

image005Память о моряках-костромичах, как предполагают инициаторы возрождения храма, будет увековечена на мемориальных плитах расположенных в архитектурно- мемориальном  комплексе возле церкви. В центре комплекса ланируется установка скульптуры св. апостола Андрея Первозванного (скульп. М. Галушко).

В 2019 году была создана церковная община, настоятелем которой стал настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы протоиерей Дмитрий Сазонов. В созданную церковную общину вошли также представители костромского морского собрания, наставники и курсанты костромского Детского морского центра.

Весной - осенью 2022 году года на территории бывшего предприятия «Костромамебель» (территория бывшего посада первого костромского кремля, в непосредственной близости к Волге), проводились археологические раскопки, в результате которых было найдено местонахождение (остатки фундамента) церкви Успения Пресвятой Богородицы, а также частокол и мостовая, отделявшие церковную территорию с некрополем от Успенского переулка.

image006Весной 2023 года начались работы по укреплению акватории, возведению фундамента и подпорной стенки.

7 апреля в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы  состоялся молебен  и освящение митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом первой сваи в фундамент восстанавливаемого храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ведутся работы по  детальной разработке коммунального и гидротехнического, ландшафтного проектов, церковных и хозяйственных помещений, куполов, трехярусного иконостаса, скульптурной композиции. Летом - осенью 2023 года начались работы по возведению фундамента и стен храма.

image00719 августа 2024 года, в день праздника Преображения Господня были освящены купола на его кровлю, завезены колокола на возводимую колокольню.

19 января 2025 года состоялось открытие и освящение скульптурной фигуры святого апостола Андрея Первозванного.

image00828 февраля, того же года, состоялось освящение и поднятие колоколов числом 9 на колокольню церкви (626,230,136, 64, 40 24,14, 8,7).

 Во время сооружения мемориально-храмового комплекса ведется научно-исследовательская, археологическая и проектная работа по нахождению имен российских флотоводцев и мореплавателей костромичей, для последующего увековечения их памяти на мемориальной стене вокруг скульптуры апостола Андрея, работы по image009прокладке коммуникаций, обустройству церковной территории, проектированию часовни-купальни, пирса.

Инициаторы возрождения Рождества-Богородицкой церкви выражают надежду, что вскоре Кострома будет украшена новой жемчужиной храмовой архитектуры, что станет восстановлением ее древней красоты. А люди получат место молитвы, поддерживая традицию своих предков – волжских мореходов!

   Приходской Совет храма обращается ко всем неравнодушным людям с просьбой о помощи в деле восстановления столь значимого для Костромы культурного, исторического и духовного объекта.

Наши реквизиты:

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ВО ИМЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ГОРОДА КОСТРОМЫ КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

ИНН: 4401192628 КПП: 440101001 ОГРН: 1194400000222

Счет: 40703810929000000020 БИК043469623

Корр.счет 30101810200000000623 ИНН4401192628

Костромское отделение №8640ПАО СБЕРБАНК

Благодарим за любую поддержку!

  

 

[1]  Деревянный ансамбльхрамов в честь представляли соборй тип клетского храма. «Клетский» храм - самый простой древнерусский деревянный храм. Основой всех деревянных построек была клеть, или сруб (отсюда и происходит название этой разновидности церквей). Мастера соединяли три и более клети под одной крышей с алтарем, которому придавали скругленную форму. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями и составлялась из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала (кафоликон), трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни.

[2] Святой апостол Андрей Первозванный, небесный покровитель Российского флота, является также покровителем волжских моряков-костромичей, которые под «Андреевским флагом» ходили не только по родной Волге, но и в «дальние моря». Костромская земля - родина династий выдающихся военных моряков: Барановых, Бутаковых, Куприяновых, Карцевых, Перелешиных и Чичаговых. Костромская область подарила стране шесть Героев Советского Союза Военно-морского флота – в этом списке адмирал флота Смирнов, капитан 1 ранга Державин, подполковник Сыромятников, капитан Елькин, младший лейтенант Бродюк, главный старшина Куколевский, Герой Российской Федерации, гвардии майор, морской пехотинец Полковников. Свыше 110 адмиралов Российского флота – костромичи. Более 30 кораблей и судов были названы в честь Костромы и выдающихся костромичей.

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахини Феоктиста (Кулакова, 1902-1988), Палладия (Кулакова, 1906-1983), Анастасия (Кулакова,1909-2002).

Монахиня Феоктиста (в миру Мария Андреевна Кулакова), 1902 г.р., д. Минино Любимского узда Костромской губернии. С раннего детства пожелала служить Богу. Вместе с сестрами следовала наставлениям иеромонаха Железноборовского монастыря Иоасафа (Сазанова), была его духовной дочерью. Являлась насельницей тайного монастыря в Любимском р-не. 24 декабря 1932 года вместе с сестрами была арестована и обвинена в «религиозном возбуждении учения иеромонаха Иоасафа; организации нелегальных монашеских келлий; распространении антисоветской и антиколхозной агитации». 26 апреля 1933 года приговорена к 5-ти годам лишения свободы. Похоронена на городском кладбище в Костроме.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...