Священник Соколов Алексей Иванович (1894-1937)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Родился в многодетной семье приходского священника Ивана Павловича Соколова (1858–26.08.1915гг.) и Надежды Алексеевны (в девичестве Виноградовой, 1862–01.07.1933г.) 24марта 1894 года в с. Панино Костромского уезда Костромской губернии.

image002   Родители вырастили девятерых детей. Трое сыновей — Александр (1888г.р.), Алексей (1894г.р.), Константин (1896г.р.) окончили Костромскую Духовную Семинарию. Три старших дочери — Александра (1880г.р.), Еликонида (1886г.р.) и Мария (1885г.р.) вышли замуж за священников. Младшие дочери: Анна (1892г.р.), Ольга (1898г.р.) и Екатерина (1900г.р.) вышли замуж за мирян. Ольга и Екатерина окончили Костромское епархиальное училище.

Во время учебы в семинарии Алексей Соколов познакомился с воспитанницей епархиального училища Костромы Софией Сергеевной Крыловой (1896–03.12.1978гг.), дочерью протоиерея В 1915г. они венчались в Успенском соборе г.Костромы. Венчание совершил епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков).

После окончания семинарии был рукоположен в сан священника и получил приход в с.Тушебино Галичский района Костромской области. В приходе с.Тушебино было два храма: церковь Собора Пресвятой Богородицы (зимняя) и Вознесенская церковь (летняя). В Тушебино о.Алексий прослужил более 20 лет. В семье о.Алексия и матушки Софии родилось шестеро детей. Трое из них умерли во младенчестве. Младший сын, Владимир (1921–1941гг.), погиб в Великую Отечественную войну. Старший сын — Вениамин (1916–2005гг.). Младшая дочь — Елена (1926г.р.). Дом священника находился рядом с храмами. Люди приходили в церковь не только из с.Тушебино, но и из соседних деревень. После вечерней службы некоторые прихожане с детьми оставались ночевать в доме о.Алексия, чтобы не опоздать на утреннее богослужение. Матушка София Сергеевна пела с хором на клиросе. Сыну Вениамину с 8-летнего возраста поручали читать Часы. Из воспоминаний сына Вениамина: "Помню, как красиво и торжественно венчали в нашей церкви. Молодые подъезжали на тройке нарядно запряженных лошадей. Невесту провожали в наш дом в особую комнату на втором этаже. Здесь ее встречала моя мама. Она готовила невесту к венчанию. Крестьяне очень любили моего отца и приходили не только на службы, но и за добрым словом, утешением, за простым житейским советом".

Из воспоминаний дочери Елены: "Папу своего я хорошо помню. Это был прекрасный, очень добрый человек. О том, сколько было непомерных налогов, всевозможных придирок и насмешек над нашей семьей от колхозного руководства, вспоминать тяжело..."

image003В 1930-м году священника арестовали вТушебино. Обвинение было стандартным - распространение "антисоветской пропаганды". Во время следствия находился 4 месяца в тюрьме г. Галича. Приговор – «дело прекратить за отсутствием доказательств преступления, из-под стражи освободить».

Из воспоминаний дочери Елены: "Мне было 4 года, но я помню, как он вечером пришел из галичской тюрьмы;я уже ложилась спать. Вова, брат, закричал от радости: "Папу отпустили!"Мама заплакала, а я прямо босиком бросилась к нему... "

Из доноса на священника Соколова А. И.: "Отвлекает людей от работы в колхозе. Проводит молебны перед посевной и уборочной". На общем собрании колхозники выделили семье священника участок земли для покоса травы и оформили справку на разрешение покоса».

Из доноса: "Являясь членом колхоза с 1933г., наблюдаю большую активность церковников в нашем колхозе, в котором состоит... церковный староста Воробьева и член ревизионной комиссии церковного совета Кудрявцев. Священник Соколов чувствует в них себе опору. Колхозники стараются справлять религиозные праздники и обеспечить его кормом для коровы". Председатель Тушебинского сельсовета исключил семью священника из списков по распределению хлеба и запретил косить траву для коровы.

Из показаний свидетеля (по делу 1937г.): "Для религиозной обработки детей-школьников поп заманивает их к себе на квартиру для ночлега особенно накануне праздников, а утром попадья направляет их в церковь".

Из доноса: "Священник Соколов в 1937г. ведет себя особенно вызывающе, более открыто распространяет свое влияние на окружающее население...  10 августа 1937г., в праздник "Смоленскую" после обедни во время молебна в присутствии прихожан заплакал, читая Евангелие. Этим вызвал у людей жалость. По существу показать больше нечего".

Вскоре после этого доноса 23 августа 1937 года о.Алексий был арестован.

image004Из воспоминаний дочери о.Алексия Елены: "Мама послала с отцом моего брата Володю. Весь день мы сидели с мамой у окна и смотрели на дорогу. Видим, Вова идет один. Мы с мамой заплакали, а Вова подходит к дому веселый и удивляется: "А разве папы нет дома? Мне в НКВД сказали, что его отпустили".

 Оказалось, чекисты Володю обманули: сказали, что отца выпустили, а на самом деле папу арестовали и вывели из кабинета в другую дверь. Володя, шестнадцатилетний подросток, узнав правду, горько плакал. Не смирившись с несправедливостью, он вернулся в Галич в надежде узнать что-либо об отце. Сотрудник НКВД не пустил его на порог и сказал: «Уходи, парень, пока не поздно, а то мы и тебя арестуем".

 С этого дня начались наши с мамой походы в Галич..."

27 октября 1937 года Соколову А. И. тройкой при УНКВД СССР по Ярославской обл. было предъявлено обвинение - "контрреволюционная агитация, направленная против Советской власти, религиозная обработка школьников, препятствовал посевным и уборочным мероприятиям в колхозе". Приговор высшая мера наказания — расстрел.

Из протокола допроса:

Следователь: "— Дайте показания о своей антисоветской деятельности.

Соколов А. И. — С целью привлечения людей к церкви я призывал посещать церковь не только взрослое население, но и учеников... Среди колхозников высказывал, что выходные дни надо приурочить к религиозным праздникам, в которые необходимо посетить церковь".

Виновным в контрреволюционной агитации себя не признал. Помещение в одиночную камеру УНКВД Галича 23 августа по 14 сентября 1937 года.

Из воспоминаний дочери Елены: "14 сентября его поместили в тюрьму. В записках из тюрьмы он писал, что все обвинения созданы искусственно, и его заставляют сознаться в том, чего не  совершал. Папа свою вину признать отказался, и его опять перевели в одиночную камеру".

Из воспоминаний дочери Елены: "Допросы всегда проводились ночью. Мы с мамой ежедневно приезжали из Тушебино в Галич, сидели на высоком холме (а внизу была тюрьма). и ждали, когда заключенных выведут на прогулку. Кто-то махал нам с тюремного двора, из форточек камер тянулись руки... На папа ли это? Было не разобрать. Эти так называемые "свидания" вскоре закончились — нас прогнали с холма. С октября 1937г. никаких известий о папе не стало».

С 10 по 29 октября священник находился в Ярославской тюрьме.

Из воспоминаний дочери Елены:"В 1956г. вернулся домой заведующий Роно г.Галича. Он был арестован вместе с отцом. Он рассказал о себе, что был осужден на 19 лет лагерей "без права переписки" и выслан в Магадан. В 1937г. арестованных вместе с папой повезли в Ярославль. Там, как скот, поместили в коровнике. Описать, что там творилось, невозможно. Многие сходили с ума, других расстреливали без всякого суда.Там они [о.Алексий и заведующий РОНО] потеряли друг друга, и о судьбе моего отца он ничего добавить не сумел".

29 октября 1937 года о. Алексий Соколов был расстрелян.

Из воспоминаний дочери Елены:"В 1956г. я сделала запрос в прокуратуру об отце. Ответ пришел неожиданно быстро, но в руки мне его не дали, а только зачитали, что "Соколов Алексей Иванович был осужден на 25 лет без права переписки и умер в дальневосточных лагерях от абсцесса печени". Позже выяснилось, что ответ был ложью. В действительности оказалось, что 27 октября 1937г. постановлением тройки НКВД папа был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 29 октября того же года..."

image006Реабилитирован священник Алексий Соколов 15 февраля 1994 года по 1937 году репрессий.

Архив УФСБ по Костромской обл.

Церковь Собора Богородицы в урочище Тушебино имеет асимметричную композицию, которая состоит из пятиглавого храма с равной ему по ширине, необычной по форме — шестигранной — апсидой и прямоугольной в плане трапезной с северным приделом. Двусветный четверик храма с пологой лотковой кровлей увенчан пятью цилиндрическими барабанами с луковичными главками. Центральный более крупный барабан световой, угловые — глухие. Граненая апсида северного придела закрывает около трети ширины фасада четверика. Паперть с угловым арочным крыльцом, примыкавшая к западному фасаду трапезной, не сохранилась.

Фасады храма в соответствии с двусветным расположением окон делятся карнизом на две неравные части: нижняя, равная по высоте апсиде и трапезной, меньше верхней. На южном фасаде окна сгруппированы симметрично в две оси, на северном из-за выступа придельной апсиды западный (входной) проем смещен относительно окна второго света к центру. Окна с лучковыми наличниками оформлены рамочными наличниками с ушами, замками и сандриками-полочками с сухариками. Ряд сухариков применен также в подоконной полочке. Входной проем, очевидно, переделанный в 19 в., имеет прямоугольную форму и увенчан профилированным сандриком-полочкой на кронштейнах, характерным для позднего классицизма. Над ним расположена квадратная нишка-киот. Углы четверика закреплены широкими огибающими лопатками. Верхняя часть фасадов трактована как аттик, украшенный четырьмя полукргуглыми кокошниками с поребриком. Промежуточный и венчающий карнизы дополнены сухариками. На фасадах апсиды, трапезной и северного придела повторяются декоративные формы четверика.

image007

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Храм соединяется двумя арочными проемами разной ширины с апсидой, перекрытой коробовым сводом с четырьмя лотками над восточными гранями. От лоткового свода бесстолпной трапезной остались только пяты. В храме частично сохранился деревянный многоярусный иконостас кон. 19 в. с накладной резьбой растительного орнамента. Масляная настенная живопись (кон. 19 в.?) очень плохой сохранности фрагментарно уцелела в храме и апсиде. На своде храма в основной части расположена многофигурная композиция с Новозаветной Троицей, а у пят свода — ряд композиций (по три над каждой стеной, кроме восточной). На стенах четверика сохранился верхний ряд композиций на западе и Евангелисты на севере и юге. На своде апсиды изображена «Тайная Вечеря».

Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время заброшена.

http://svodokn.ru/object/101510617?open=true

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Священник Смирнов Лавр Николаевич (1876-1937)

Лавр Николаевич Смирнов родился 26 июля по ст. ст. (8 августа по н.ст.) 1876 года в селе Верхнемежском, Кологривского уезда, в семье священника. Окончил курс обучения в Костромской духовной семинарии по второму разряду в 1898 году.

Подробнее...

Статьи

К 400-летию окончания Смуты, восстановления российской государственности, и 400-летию Дома Романовых протоиерей Дмитрий Сазонов посвятил две монографии

В конце апреля 2013 года вышли в свет две монографии протоиерея Дмитрия Сазонова – «История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря» - 2-е издание, иллюстрированное и дополненное одноименной монографии вышедшей в 2011 году, и  «Моделирование здоровья, интеллекта, образования, карьеры и духовности», которую автор написал  совместно с д-ром экономических наук, профессором О. К. Платоновым и к. экономических наук, доцентом  ГАМП М. Н. Мимясовым.

Монография «История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря» прослеживает историю «царского» монастыря, «колыбели династии Романовых» от его основания до событий современности. Истории, которая тесно связана с развитием, сохранением, и восстановлением российской государственности. Провидит аналогии и параллели между местным и универсальным развитием российской истории. В отличие от 1-го издания (325с.) она уже занимает 388с. В ней 121 иллюстрация, многие из них уникальны и впервые доступны широкому пользователю, такие как «Реконструкция Ипатьевского монастыря XVII в.» «Реконструкция Ипатьевского монастыря XXI век», выполненная архитекторами в конце XX и начале XXI cтолетия.

Подробнее...