Сборник трудов Ярославской Духовной Семинарии. Выпуск 1

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Статьи

sbornik-trudovСборник трудов Ярославской духовной семинарии включает в себя статьи преподавателей старейшего духовного учебного заведения Верхнего Поволжья. В центре внимания исследователей духовной школы – вопросы понимания и истолкования библейского текста, современная оценка процессов происходящих в мировой и отечественной истории и культуре, публицистика.

Сборник адресован научным работникам, преподавателям духовных  и  светских  учебных  заведений,  аспирантам,  студентам, всем интересующимся развитием богословской науки и духовного образования.

 

Содержание

Приветственное слово Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, Ректора Ярославской духовной семинарии

РАЗДЕЛ 1. БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ

Протоиерей Димитрий Растопчин

Заповеди блаженства как духовная лествица следования за Христом в Царствие Божие

Игумен Александр (Шихов)
Экзегетический анализ книги Иисуса Навина

Протоиерей Валерий Добродеев

Возникновение в Новое время. Христианство и наука

Протоиерей Андрей Филькин, Кудрина С. А.

Русская религиозная философия: единство versusфрагментарность

Игумен Августин (Неводничек)

Либеральные ценности и феминизм

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАОВСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.  ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Леонов Д. Е.

История Русской православной церкви начала ХХ столетия в современной отечественной историографии

Игумен Петр (Кузовлев)
Русская Православная Церковь и Гражданская война в России (1918-1920 гг.)

Игумен Николай (Шишкин)

Воспоминания о митрополите Сурожском Антонии (Блуме)

Протоиерей Димитрий Сазонов

Богословско-проповедническое наследие Архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского)

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА

Иерей Александр Сатомский

Интерпретация образов света и тьмы в православной гимнографии

Смирнов С. В.
Н. А. Некрасов как духовный писатель

Болховская Е. И

Сравнительный анализ учебников по дисциплине "Церковнославянский"

Протоирей Василий Марченко

Прочтение произведений Ф. М. Достоевского

Аврутов Ю. И.

Некоторые аспекты истории и методики реставрации и современный опыт

Сведения об авторах

Скачать сборник (pdf)

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Собор костромских святых: агиографические источники в фондах Костромской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской

В русских святых мы чтим не только небесных
покровителей святой и грешной России: в них мы ищем
откровения нашего собственного духовного пути. Верим,
что каждый народ имеет собственное религиозное призвание,
и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными
гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического
подвижничества немногих. Их идеал веками питал
народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки.

(Г. П. Федотов)

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...