Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Автор: Протоиерей Иоанн Сазонов. .

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Как Бог приготовлял людей к пришествию Христа Спасителя на землю несколько тысяч лет, так и Св. Церковь назначила несколько недель поста для приготовления христиан к празднику Рождества Христова. Св. Церковь обращается к нам в эти недели Рождественского поста в поучениях святых отцов о благодатности времени, подготавливает нас через пост, через богослужения, проникнутые приготовлениями к встрече с Богомладенцем в Вифлеемской пещере. Напоминает нам – время скоротечно, дни нашей жизни бегут, скоро будет итог жизни, суд, на который придет душа наша, поэтому каждый из нас соответствующим образом должен быть подготовлен к этой встрече, чтобы Христос мог духовным образом родиться в нас.

Так Церковь своими поучениями в недели свв. праотцев и отцев, предостерегает нас, говоря, что пришествие Христа-Спасителя останется не только бесплодным но и пагубным для того, кто сердце свое не сделает яслями, жилищем новорожденного Младенца.

Дабы побудить нас очистить себя в настоящий пост от грехов и направить свои устремления к встрече праздника Рождества, Церковь напоминает нам о будущем втором пришествии Христа, о Страшном Суде, напоминает нам, что если первый раз Господь приходил к нам как Спаситель, то второе пришествие будет пришествием Судии. И только тогда, когда мы примем Христа-Младенца как Спасителя, мы можем устоять перед Ним как Судией мира.

О первом обещанном Богом пришествии Спасителя пророк Исаия за сотни лет перед ним возвестил словами: «Дитя родилось нам, Сын дарован нам» (Ис. 9:6). Как предсказал за много лет до пришествия Христа св. пророк, так и случилось. Однако, Сын Божий не так, как представляли себе Его пришествие многие люди - Господь неба и земли не имел чести у людей – не нашлось для Него места среди людей обеспеченных, и имеющих земные почести. Пещера, предназначенная для укрытия животных в непогоду, была местом Его рождения. Здесь, лежал Он в яслях в холодную зимнюю ночь, был окутан лишь пеленами, мало защищающими младенческое тело от холода – только его родители и животные согревали Его своим дыханием. Скрытно от всего мира пришел Господь в мир. Люди не приняли Его. Равнодушие  и бесчувственность людей описывает св. евангелист Иоанн словами: «Он пришел к своим, но свои не приняли Его» (Ин. 1:11). Только несколько пастырей, извещенных о рождении Его ангелами, и три восточных мудреца пришедшие по указанию звезды, искали завеную пещеру с родившимся Богомладенцем Христом и оказали Ему почтение.

Казалось, мир не почувствовал его пришествие в мир, однако, однако, «столп злобы» направленный на Него через царя Ирода, повелевшего уничтожить вифлеемских младенцев «от двух лет и ниже», показал, что духовный мир остро отреагировал на Его Рождение. От злобы мира Святое Семейство спаслось бегством и укрылось в Египте, затем, большую часть Своей жизни Спаситель провел в неизвестности, в Назарете, в поте лица добывая хлеб. Проповедь Евангелия Царства также нисколько не прибавила к Нему почтения и достатка: Он жил в бедности, определив Свое положение: «Лисицы имеют норы, и птицы гнезда, Сын же Человеческий не имеет где главы подклонить» (Мф. 8:20).  Мир злобствовал на Него, гнал Его, и наконец, подверг страданиям и смерти на Кресте. Апостол Павел так определяет жизнь Иисуса Христа от Вифлеемских яслей до Голгофского Креста: «Он уничижил самого Себя» (Филип. 2:7). В таком смирении, уничижении, страданиях, послушании воле Отца, Он провел время Своего пребывания на Земле, совершив дело спасения человека от прародительского греха, взяв на Себя «грех мира».

Но совсем не так придет наш Господь во второй раз для суда над миром. Созерцая в духе второе пришествие Праведного Судии ветхозаветные пророки взывают: «Велик день Господень и ужасен; кто может снести его?» (Ис.13:6,9; Иез. 13:5; Соф. 1).

Сам Господь описывает второе пришествие следующими словами: «Узрите Сына Человеческого на облаках небесных, идущего с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Следовательно, Он не появится в скрытом от всех месте, как при первом пришествии Своем; не будет тогда людских  расспросов и вопросов: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-5).

Господь сравнивает второе Свое пришествие с молнией: как сверкнувшая молния сразу видится всеми во всем своем устрашающем свете, так и Иисус сразу увидится всем миром при явлении Своем на Суде» (Ис. 66:15).

При первом своем пришествии Он «пришел к своим, но свои не приняли Его», при втором же  явлении Господа они невольно вынуждены будут принять Его. Господь придет с «силою и славою великою». Не в яслях возляжет как беспомощное дитя, искомое и почитаемое лишь несколькими пастырями, не на Кресте будет повешен осмеянный врагами. Явится Иисус Христос сидя на престоле славы Своей, блистая небесной славой, окруженный бесчисленным множеством ангелов и воскресших на Суд людей. Таково будет второе пришествие Христово.

Как видите, дорогие братия и сестры, есть большое различие между первым и вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа: в пером Он Спаситель, при втором – Судия. Что же будет с нами в день второго пришествия? Будет всеобщее воскресение, и те, кто поверил Спасителю, и жизнь свою определил как жизнь по христовым заповедям, первая из которых любовь, «войдут в радость Господа Своего в его Царстве». Те же, кто не принял и жил беспечно без веры и упования – примут муку вечную (Ин.5: 25, 28-29).

Многие из нас боятся гнева Господня «ибо нет человека без греха», и кто устроит перед судом Господним? Не надо отчаиваться, братия и сестры, надо верить! Не отчаивайся в себе и не говори: «Не могу уже спастись». Напротив того, очень еще можешь спастись. «Возлюби страх Божий всей душой своей, и он уврачует раны твои и впредь сохранит тебя неуязвляемым» - говорит преп. Ефрем Сирин. Преподобный Федор Студит восклицает: «Если хотите спастись, никакого нет к тому препятствия или преграды». Хорошо будет нам, если мы теперь, при своей жизни, примем Его как Спасителя, и подарим в смирении ему сердца наши (Пс. 50:9). Мы ведь свои для Него: Он искупил нас Своей кровью и придет к своим, т.е., к нам. Неужели мы отвергнем Его, как отвергли вифлеемские жители праведного Иосифа и Деву Марию? Неужели будем вновь, и вновь распинать Его тяжкими грехами, как распинали Спасителя мира воины на Голгофе?

Если мы примем Его как Спасителя, мы примем Его и как правосудного Судию.

Будем же пользоваться настоящими неделями поста для определения своей жизни и соответствия ее своей вере: «Взгляните и подымите головы ваши, потому что приближается день спасения нашего». Спасение от грехов и вечных мук хочет принести нам Господь.

Будем же чаще возносить в настоящие дни поста молитву: «О сладчайший Иисусе! Будь мне не Судиею, а Спасителем!» Аминь.

Воскресенский кафедральный собор. г. Кострома.

05.12.1976г.

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святые Костромского края, основатели монастырей

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...