Новый год 2017

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0021 января Новый год по григорианскому календарю (в отличие от юлианского – 14 января). Строго говоря, Православным Новым годом является Пасха Христова. Но в церковном календаре содержится пять новогодних праздников: один — собственно православный — Пасха Христова, и четыре светских, относящихся к разным историческим эпохам: один в марте, один в сентябре и два в январе: по новому и старому стилю. Январский Новый год по юлианскому календарю следует логике – Рождество Христово, за ним - Новый год. Новый год — это повод ещё раз оглянуться на прожитую жизнь, критически взглянуть на свои дела, слова, мысли и чувства, оценить пройденный путь и сделать выводы. Это повод молитвенно поблагодарить Бога за то, что Он дал нам возможность прожить ещё год, повод попросить у Него прощения за совершённые в этот отрезок времени грехи, а также благословения и сил на год наступающий.

image001image003Надо сказать, что символами Нового Года являются символы Рождества: зеленая новогодняя ель символизирует блаженную вечность, звезда на вершине ели — Вифлеемская звезду, по которой волхвы нашли путь к колыбели Младенца Иисуса, свечи украшающие ель — символ Христа, ставшего Светом миру. Новогодние подарки, которыми мы одариваем друг друга в Новый год, восходит к дарам волхвов Богомладенцу Христу, которые принесли Ему золото, ладан и смирну. Даже образ Санта Клауса - Деда Мороза имеет христианский смысл - он восходит к образу святителя Николая Чудотворца, спасшего от бедности детей с помощью тайной благотворительности (память святого отмечается 19 декабря). Вся новогодняя символика — своеобразный синтез христианских и светских традиций. Поэтому Новый год можно по праву назвать преддверием Рождества.

image004Не запрещено ли православному праздновать Новый год? Нет, не запрещено. Дело тут в том, как праздновать. Если празднование Нового года несет людям радость, оно допустимо. Главное ведь, чтобы все было в меру. Помните, идет Рождественский пост. Воцерковленные люди знают, что конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и над нашей слабой верой, испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. Поэтому надо помнить, что не только Новый год, но и любой праздник можно наполнить различным содержанием и смыслом. В Новый год самое время подвести итоги, построить планы на будущее. Возрождается старая дореволюционная традиция, когда в начале новогодней ночи вся семья становится на молитву, в которой просит Бога мира и помощи во всех делах. Принято 31 декабря посетить церковь и помолиться за новогодним молебном, в полночь пригубить бокал шампанского, покушать фруктов, вместо обычных тостов прочитать отрывок из Евангелия. Входит в обиход традиция встречать Новый год в храме, где можно исповедоваться и причаститься, чтобы начать новолетие чистой душой и с Богом.

image005Не надо забывать о том, что утром 1 января мы должны проснуться с чистой совестью, без сожаления о том, как мы провели прошедшую ночь. Недаром, 1-го января воспоминается память св. муч. Вонифатия, которому молятся о помощи в избавлении от с пьянства.

Разница между Дедом Морозом и Санта Клаусом.

Происхождение Деда Мороза связывают со славянской мифологией и фольклором. Именно в те незапамятные времена, согласно легендам, суровые зимние морозы стали персонифицироваться и нашли своё воплощение в мощном и сильном герое по имени Морозко. Впоследствии он стал называться Дедом Морозом. Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей. Снегурочка – внучка Деда Мороза, которая повсюду его сопровождает. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

image006

Санта-Клаус (Santa Claus) — сказочный (фольклорный) персонаж, приносящий подарки детям на католическое Рождество. Прообразом Санта-Клауса стал один из самых почитаемых христианских святых Николай Мирликийский (Санта — "святой", Клаус — "Николай"). Этот святой известен, прежде всего, своей благотворительной деятельностью: при жизни он помогал беднякам, делая подарки их детям, при этом, не афишируя добрые дела.

В детстве Дед Мороз представлялся довольно-таки небезопасным: он и птичек-белок на лету морозит, и плохих Ленивиц жабами пугает, а хорошей Падчерице дает всякие материальные блага только после суровых испытаний.

Санта-Клаус же, он же, св. Николай, детишек хотя и попугивал розгами (как в замечательной, чудесной книге нашего детства "Серебряные коньки"), но подарки все равно дарил всем, по носкам раскладывал. А кроме того, он передвигался, летая на оленях, иногда проникал в дом через трубу и приятно наигрывал Джингл Беллз. Санта Клаус ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Имя "Санта Клаус" впервые появилось в прессе в 1773 году. За основу образа взят Святой Николай Мирликийский (см. далее). Первое литературное описание образа принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus". Годом позже появился целый стихотворный отчёт о визите Санта Клауса вышедшее из под пера Климента Кларка Мура (профессионального стоматолога). Существующий ныне внешний облик Санта Клауса принадлежит кисти Хандона Сандблома - американского художника.

Как Дед Мороз, так и Санта-Клаус имеют мало общего со святым, которого некоторые считают их прототипом. Скорее всего, имеет место смешение различных легенд в одну.

Святой Николай жил в 4 веке. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Святой Николай был богат, и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно – подкладывая подарки в окна.

И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, и отец которых из-за бедности решил продать их для блуда, Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

Однако Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами, который творил и при жизни и после смерти.

Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только послушным детям, а шалунов наказывал.

Поэтому на праздник Святого Николая, который православная церковь отмечает 19 декабря (по новому стилю), а католическая 6 декабря, дети всегда получают подарки от Святого Николая.

Как видите, Санта-Клаус (изначально возникший как добрый эльф) и Дед Мороз (изначально бывший просто Морозом – покровителем зимы) имеют мало общего со Святым Николаем. Объединяют их только любовь к детям, и обычай дарить подарки.

 

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

ЗА КОГО «ПОЛОЖИЛ СВОЙ ЖИВОТ» ИВАН СУСАНИН В 7121 ГОДУ? (1)

Аннотация: Подвиг крестьянина Ивана Сусанина был совершен в период кульминации российской «Смуты» начала XVII в. В разгар работы Земского собора, на котором решался вопрос о преемственности верховной власти, М.Ф. Романов, один из главных претендентов на престол, проживал вместе с матерью старицей Марфой в своей костромской вотчине с. Домнино. Оказавшийся в это время в пределах владений Романовых отряд польско-литовских людей целенаправленно искал Михаила Федоровича. Домнинский крестьянин И. Сусанин ценой собственной жизни не выдал тайну его местонахождения. Спасая М.Ф. Романова от врагов, Сусанин, сам того не ведая, уберегал страну от нового витка «Смуты», а, возможно, и от полного распада государства.

Ключевые слова: Иван Сусанин, Костомаров, Михаил Романов, старица Марфа, Салтыковы, претендент на престол, польские и литовские люди, Домнино, Костромской край, Ипатьевский монастырь.

Подробнее...