19 августа в с.Спас Костромского района по просьбе прихожан состоялась первая после закрытия храма в 1937 году служба.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

02Панихида и молебен состоялись у оставшейся от Преображенскского храма колокольни. Были помянуты все служившие в храме священнослужители, последний из которых священник, о. Сосипатр (фамилии никто не вспомнил), в 1937 году был репрессирован и не вернулся в родное село. Вероятно погиб.

По окончании молебна были освящены яблоки нового урожая. Жители деревни выразили желание оборудовать ярус колокольни и сделать его пригодным для богослужений.

Справка. Впервые погост Вёжи на речке Иледомке упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал погост Московскому Чудову монастырю, в чьём владении он оставался до 1764 г., после чего монастырские земли стали государственными. Церковь на погосте впервые упоминается в 1629-1630 гг., когда здесь стояли два деревянных храма - шатровый в честь Преображения Господня (летний) и клетский "с трапезою" во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (зимний). В начале 18 века шатровый храм погоста сгорел. Осенью 1713 г. настоятель Ипатиевского монастыря архим. Тихон освятил новый храм в честь Преображения Господня, воздвигнутый "на старом погорелом церковном месте". В нём был один престол - в честь Преображения Господня. Уникальной особенностью храма являлось то, что, построенный в местности, заливаемой весной водою, он покоился на высоких дубовых сваях, напоминая собой сказочную "избушку на курьих ножках" (несомненно, что на сваях покоились и его храмы - предшественники). Во время весенних разливов 03прихожане приезжали в храм на лодках. Судя по всему, Зосимо-Савватиевская церковь простояла рядом с Преображенской до 2-й пол. 18 века, когда и она сгорела. Её не стали восстанавливать и, скорее всего, тогда же возле Преображенской церкви построили отдельно стоящую на сваях шатровую колокольню. Когда именно неподалеку от погоста возникло само село, по названию церкви получившее название Спас (или Спас-Вёжи), неизвестно. Условия ежегодно затоплявшейся весенними паводками поймы р.Костромы определили своеобразие облика села, многие постройки которого, как и сама церковь, были возведены на сваях. Ядро сельской застройки располагалось на небольшом острове южнее церкви, вмещавшим не более 10-15 домов. По мере роста населения, новые дома строились на привозном грунте. В пореформенную эпоху и вплоть до Октябрьской революции основой благосостояния местных жителей являлись богатые сенокосные угодья и чрезвычайно выгодная оптовая торговля хмелем. В 1870-1872 гг. в селе насчитывалось 52 крестьянских хозяйства с населением 360 человек, а в 1908 г. - уже 78 дворов с населением 410 человек (кстати, когда-то прихожанином Преображенской церкви, погребённым на кладбище у 05её стен, являлся знаменитый некрасовский дед Мазай, житель находившейся в версте от села д. Вёжи). В нач.20 века в связи с сооружением многими крестьянами кирпичных домов, облик села приобретает новые черты, теряя своё неповторимое своеобразие, которое отмечал ещё посетивший Спас в 1905 г. священник Соколов. Подобно многим сооружениям этого времени в больших торговых сёлах в окрестностях Костромы, из кирпича строилась только передняя часть здания, а хоз.двор оставался деревянным, образуя традиционную для крестьянского жилища однорядовую связь. В начале 1950-х годов в связи с сооружением Горьковской ГЭС и затоплением костромской поймы, значительная часть населения разъехалась, многие дома в селе были разрушены. В настоящее время село, защищённое от разлива водохранилища мощной земляной дамбой, сохранило лишь основу своей планировочной структуры - центральную улицу, перспективу которой с севера замыкает колокольня Спасо-Преображенской церкви. Колокольня - типичное для своего времени сооружение в духе поздней эклектики с насыщенным и разнообразным декором фасадов, сочетающим элементы классицизма и русского стиля. Построена она из кирпича в 1908 году на одной оси со стоящей здесь деревянной Преображенской церковью 1713 года. В 1904 году предполагалось снести обветшавшую со временем деревянную отдельно стоящую шатровую колокольню, которая была одновременна церкви и так же как она была установлена на деревянных сваях. Однако, Императорская Археологическая комиссия воспрепятствовала сносу этого редкого памятника деревянного зодчества и колокольня просуществовала до 1926 г., когда была повалена ветром. Но так как материал для строительства каменной колокольни в 1904 г. был уже заготовлен, она всё-таки была выстроена и в течение почти 20 лет простояла рядом с первоначальной деревянной. Колокольня эта, стоящая в селе Спас и по сей день, состоит из четырёх ярусов. Удачно найденное пропорциональное соотношение двух массивных нижних четвериков и изящных верхних восьмериков, завершённых шатром с главкой, создаёт стройную вертикаль, хорошо заметную издали при подъезде к селу. Колокольня имеет высокий неоштукатуренный цоколь, необходимость которого была вызвана особенностями местности, ежегодно, до постройки Горьковского водохранилища, затапливаемой весенними паводками. Сама же Спасо-Преображенская церковь (закрытая ещё в 1937 году), в связи с созданием Костромского водохранилища, в 1956 году была перевезена в Костромской музей народной архитектуры и быта, и почти пол-века простояла во дворе Нового города Ипатьевского монастыря, став одним из символов Костромы. Сгорел древний Преображенский храм 4 сентября 2002 года.

Еще материал:Рисунок Преображенская церковь, с. Спас (Спас-Вёжи). Фото 1903 г.

01

Впервые погост Вёжи на речке Иледомке упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудову монастырю, в чьем владении он оставался до 1764 г. Церковь на погосте впервые упоминается в 1629-1630 гг., когда здесь стояли два деревянных храма – шатровый в честь Преображения Господня (летний) и клетский “с трапезою” во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (зимний). В начале XVIII в. шатровый храм погоста сгорел. Осенью 1713 г. настоятель Ипатиевского монастыря архимандрит Тихон освятил новый храм в честь Преображения Господня, воздвигнутый “на старом погорелом церковном месте”. В нем был один престол – в честь Преображения Господня. Уникальной особенностью храма являлось то, что, построенный в местности, заливаемой весной водою, он покоился на высоких дубовых сваях, напоминая собой сказочную избушку на курьих ножках (несомненно, что на сваях покоились и его храмы-предшественники). Во время весенних разливов прихожане приезжали в храм на лодках. Судя по всему, Зосимо-Савватиевская церковь простояла рядом с Преображенской до 2-й половины XVIII в., когда и она сгорела. Ее не стали восстанавливать и, скорее всего, тогда же возле Преображенской церкви построили отдельно стоящую на сваях шатровую колокольню. Когда неподалеку от погоста возникло село, по Преображенскому храму получившее название Спас (или Спас-Вёжи), неизвестно. Прихожанином Преображенской церкви, погребенным на кладбище у ее стен, являлся знаменитый некрасовский дед Мазай, житель находившейся в версте от погоста д. Вёжи. В 1898 г. взамен дубовых свай храм был поставлен на кирпичные столбы. В 1904 г. предполагалось сломать обветшавшую деревянную колокольню и взамен ее возвести каменную, но сносу воспрепятствовала Императорская Археологическая комиссия, в результате чего, когда в 1904-1908 гг. построили каменную четырехярусную колокольню, возле храма почти двадцать лет стояло две колокольни – деревянная и каменная (деревянная рухнула в июне 1926 г. и была разобрана на дрова). Церковь закрыли в конце 1937 г. В 1955 г. в связи с созданием Костромского водохранилища, ее перевезли в Ипатиевский монастырь. После сборки и реставрации церковь была установлена во дворе Нового города монастыря. Почти полвека она простояла здесь, став одним из символов Костромы. Древний храм сгорел 4 сентября  2002 г.

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Поспелов Иоанн Григорьевич (1821 –1910)

Родился 19 сентября 1821 года в семье священника села Кузьмина Нерехтского уезда Григория Ивановича.

Ведомость о церкви Николаевской, Нерехтского уезда села Космина за 1901-й год Ныне храм Николая Чудотворцаправославный храм в урочище Кузьмине Приволжского районаИвановской области.

Подробнее...

Статьи

«Трагическое непонимание» России и Руси. Смысловые категории жизни Русской Церкви в СССР и ее миссия в 1960-1970-е годы.

Аннотация. В статье на исторической канве рассматриваются смысловые понятия России и Руси, формулы «Третеьго Рима» и «Второго Иерусалима», их различия и противоречия. Методом исторического анализа и сравнительных характеристик достигается вывод о могущем быть единстве существования светской (внерелигиозной) культуры и религии в одном государстве, при их автономности и наличия непонимания их и неприятия в смысле их разных природ –  атеизма и теизма. На основании опыта проведения попыток ликвидации церковных структур в СССР в 1960-1970-е годы делается вывод о безуспешности поглощения или «перевоспитания» усилиями атеистической пропаганды религиозных убеждений.

Подробнее...