Панихида на могиле П. А. Малининой.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

01Знаменательно, что в ходе своего визита в Кострому, 28 июля, при посещении Никольской церкви с. Саметь и расположенного в ней музея Костромского отделения ИППО Великий князь пожелал совершить панихиду у могилы прославленного председателя колхоза «XII Октябрь» Прасковьи Андреевны Малининой, дважды Героя Социалистического Труда, кавалера шести орденов Ленина, человека, отстоявшего Никольский храм в 1946 году и не давшего его закрыть. Человека, занимавшего руководящие посты в советское время, в том числе и по партийной линии и…вне всякого – верующего, молившегося перед домашними иконами, крестившего детей и внуков, венчанного.

Великий князь высоко оценил подвиг русского верующего человека, отстоявшего свой храм. он сказал, что высоко чтит подвиг людей встававших на защиту веры и Отчества в советское время.

02Малинина Прасковья Андреевна Малинина Прасковья Андреевна Малинина Прасковья Андреевна [родилась 28.10(10.11).1904, село Саметь, ныне Костромского района Костромской области], новатор колхозного производства, председатель колхоза «12-й Октябрь» Костромского района Костромской области, Герой Социалистического Труда (1948). Член КПСС с 1942. С 1935 бригадир, с 1937 заведующая молочнотоварной фермой, с 1951 председатель колхоза. Надой на фуражную корову составил (в кг): 3644 в 1946 (96 коров), 4223 в 1969 (265 коров), 3937 в 1970 (265 коров), 3785 в 1971 (300 коров), 3344 в 1972 (314 коров). М. ‒ делегат 19, 20, 22 и 23-го съездов КПСС. Депутат Верховного Совета РСФСР 2‒7-го созывов. Государственная премия СССР (1951). Награждена 5 орденами Ленина, 2 другими орденами, медалями, а также медалями ВСХВ и ВДНХ, в том числе большой золотой и золотой. Лит.: Птицын Е., Прасковья Андреевна Малинина, Кострома, 1953. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978.

03Ярким событием детства Пани Гавричевой (Прасковьи Гавричевой , в замужестве Малининой) стало празднование в 1913 г. 300-летия Дома Романовых. Как известно, на юбилейные торжества в Кострому прибыл император Николай II cо всей своей семьёй. Утром 19 мая 1913 г. царский пароход "Межень" причалил к специально устроенной пристани у впадения в Волгу реки Костромы возле Ипатиевского монастыря. Старшина Шунгенской волости Г.М. Киселёв поднес царю хлеб-соль. В числе огромной массы крестьян из пригородных сёл и деревень, собравшихся в этот день у Ипатиевского монастыря, находились и едва ли не все жители Самети (от неё до Ипатия около десяти вёрст). По свидетельству близких П.А. Малининой, 19 мая у стен монастыря была и девятилетняя Паня Гавричева, которой повезло увидеть - разумеется, только издали – императора Николая II (конечно, ни в «Волжских ветрах», ни в других книгах, посвященных Малининой, об этом эпизоде её биографии никогда не упоминалось). Позднее Прасковья Андреевна близко общалась с целым рядом руководителей нашей страны, но впервые главу российского государства она увидела в 1913 г. Вечером 20 мая все саметцы во главе со священником Сергием Введенским на волжском берегу приветствовали прошедшую вверх, в сторону Ярославля, царскую флотилию. В вечернем сумраке пароход «Межень» с горящими огнями прошел в виду Самети, увозя в безвестное будущее своих пассажиров...

04В память о высочайшем посещении губернии в храмы ряда прибрежных сёл, мимо которых 18 – 20 мая проследовал пароход «Межень», государем были пожалованы памятные иконы. Одним из первых такого дара удостоился Никольский храм в Самети. В воскресенье, 15 июня 1914 г., пожалованный императором образ – точный список главной святыни Костромского края Феодоровской иконы Божией Матери – был освящен в Костроме в церкви святых Богоотец Иоакима и Анны на Мшанской улице, после чего при огромном стечении народа крестный ход, возглавляемый о. Сергием Введенским, торжественно перенёс образ в Саметь (пожалованная последним русским государем икона находилась в стенах Никольского храма почти девяносто лет: её похитили осенью 2002 г.).

С одной стороны, Прасковья Андреевна, безусловно, была предана советскому строю, вознесшему её – малограмотную крестьянку - к вершинам славы. Разумеется, она прекрасно понимала, что в дореволюционной России ей и во сне бы не приснились шесть орденов Ленина, две золотые звезды Героя, депутатство в Верховном Совете РСФСР, близость к главам партии и государства, знакомство с иностранными лидерами, бронзовый памятник при жизни и т. д. И в то же время, как и очень многие люди, она объективно противостояла этому строю. С 1939 г., после своего избрания депутатом областного Совета, Прасковья Андреевна перестала посещать церковь, но в её доме всегда висели оставшиеся от родителей иконы. А спасение в 1946 г. саметского храма? В то время, когда большинство колхозных председателей – по своей инициативе или по воле начальства – церкви закрывали, Прасковья Андреевна, еще даже не будучи руководителем хозяйства, свой храм отстояла. Вслед за детьми Малинина крестила в церкви и своих внуков.

 

Храмы и монастыри

Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Наружные росписи середины XVII века

В 1956 году Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к комплексной реставрации всех зданий ансамбля Ипатьевского монастыря и стенного письма в Троицком соборе.(1) Проект реставрации был тщательно проработан. Был выявлен и собран большой комплекс документальных и иконографических материалов в библиотеках, музеях и архивах страны. С особым вниманием изучались документы реставрационных работ 1912-1913 годов.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Поспелов Иоанн Григорьевич (1821 –1910)

Родился 19 сентября 1821 года в семье священника села Кузьмина Нерехтского уезда Григория Ивановича.

Ведомость о церкви Николаевской, Нерехтского уезда села Космина за 1901-й год Ныне храм Николая Чудотворцаправославный храм в урочище Кузьмине Приволжского районаИвановской области.

Подробнее...

Статьи

Легитимизм – краеугольный камень монархической идеи

Наиболее древнее из дошедших до нас произведений русской письменности, лежащее в основании не только литературы России, но и отечественной традиции богословия, философии, истории и, в целом, социальных наук – «Слово о Законе и Благодати» св. Митрополита Киевского Иллариона. В этом есть нечто промыслительное. Проблема соотношения и взаимосвязи Закона и Благодати рассматривается под разными углами зрения во всем христианском мире на протяжении веков. Но именно в нашем Отечестве этот вопрос явился корневым. Из него, по сути дела, начало расти древо национальной культуры.

Подробнее...