Лекция в летнем лагере РГО «Загадки острова Вежи»

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

01Совместные проекты Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Костромского областного отделения Русского географического общества.

18 и 20 июля 2015, в рамках сотрудничества Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества и Костромского областного отделения Русского географического общества были в летнем лагере РГО «Загадки острова Вежи», находящемся неподалеку от д. Спас-Вежи председателем КОИППО прот. Дмитрием Сазоновым и членом КОИППО доцентом Костромского государственного технологического университета Л. И. Сизинцевой были прочитаны лекции «Святые и святыни Костромской земли» и «История Костромы». Члены экспедиции, среди которых находились представители 4 регионов ЦФО (Москвы, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода), с вниманием выслушали сведения о становлении Православия и появлении святых мест на Костромской земле, особенностями костромской святости и интересными фактами исторического прошлого нашего края.

02Во время ознакомления лекторов с бытом и предметом научных изысканий экспедиции были представлены удивительные находки:кусок кожи – деталь средневекового детского башмачка. В 16-м веке его носила маленькая модница, лет пяти, уверяют археологи. А вот это подошва уже от "взрослого" сапога. Тоже сделанного с большим искусством и по последней средневековой моде: с загнутыми носом и наборным кожаным каблуком. Вся эта обувь принадлежала жителям древнего села Вёжи. Впрочем, по своему богатству и уровню жизни населения оно больше походило на город. Археологи рассчитывают найти здесь берестяные грамоты.А находок на Вежах действительно много, как ни на одном археологическом памятнике в нашем регионе. Здесь сырая почва. Она не пропускает кислород и все предметы хорошо сохраняются. Вот средневековые замки с ключами. Эти изделия древнерусских кузнецов были так хороши, что их поставляли в Европу. А это наконечники стрел.

03Организаторы экспедиции информировали выступавших о намеченных экскурсиях в г. Кострому, где желающие смогут ознакомиться с упоминавшимися в лекциях историческими местами, что называется «вживую», для того, чтобы Костромская земля запечатлелась в памяти участников экспедиции как своей древней историей, так глубокой, неподражаемой духовностью. Мы надеемся, что участники экспедиции обогатят науку своими открытиями и вновь вернуться сюда для научных изысканий.

Фотографии

Справка: Костромская земля с давних пор была символом русской патриархальной деревни. Тем значительнее тот культурный, духовный и материальный ущерб, нанесенный этому региону созданием на его территории Костромского залива Горьковского водохранилища, нередко именуемого "морем".

История строительства всего каскада волжских водохранилищ представляет собой извечный конфликт, возникающий при решении задач промышленно-экономического развития и сохранения историко-культурного наследия.

В этой связи, более известна трагическая история старинного русского города Молога, погребенного на дне Рыбинского водохранилища. Однако не менее интересны и затопленные деревни соседней с Ярославской областью Костромской земли, в частности Спас-Вёжи.

04Девятнадцать населенных пунктов Костромской области подлежали выселению в соответствии с планом создания Костромского залива Горьковского водохранилища. Среди них были и довольно крупные, насчитывающие несколько сотен крестьянских дворов. Не стоит забывать и о том, что выселение нередко проходило с применением жестоких мер принудительного характера, осуществляемых по отношению к гражданскому населению, отказывающемуся уходить с веками насиженных мест, отрываться от родных корней и покидать могилы предков. До сих пор местные старожилы со всего Северного Поволжья, наиболее затронутого переселенческой политикой в ходе создания каскада водохранилищ, могут поведать полулегендарные истории о жителях, приковывавших себя к оградам домов, добровольно обрекая себя на погибель.

А ведь каждого крестьянского двора, у каждого жителя была своя история – история семьи, история рода, исполненная подвигов и неудач, больших и малых свершений.

Истории этих людей – живших, любивших и сражавшихся за нашу Родину на фронтах Первой и Второй мировых войн – не должны быть забыты.

Именно в этом заключается Высокая Миссия для организаторов и вдохновителей Межрегиональной археологической экспедиции Костромского областного отделения Русского географического общества "Загадки острова Вёжи" – привлечь внимание жителей регионов Северного Поволжья и всей России к историко-культурному и духовному наследию деревень, сел и городов, уничтоженных в результате антропогенного воздействия на исторически сложившийся ландшафт региона.

Экспедиция на остров Вёжи, организованная Костромским областным отделением, должна стать первым этапом в масштабном проекте по созданию на территории Костромского района Костромской области интерактивного этнографического музея-заповедника под общим названием "Затерянная Родина деда Мазая", посвященного, в том числе, теме сохранения и популяризации культурно-исторического наследия и быта жителей этой земли.

http://www.rgo.ru/ru/article/v-glubine-kostromskih-vod

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фигуровский Николай Александрович (1901 -1986).

Советский химик и историк науки, в течение 40 лет был профессором химического факультета МГУ, заведовал кафедрой истории химии. Автор публикаций по развитию химии в России, а также биографий известных химиков.

Родился в Солигаличе, Костромской губернии, в семье священника. В 1915 году окончил церковно-приходскую школу, Солигаличское духовное училище, поступил в Костромскую духовную семинарию, к моменту закрытия в 1918 году окончил 3 класса.

Подробнее...

Статьи

Духовно-нравственная составляющая мировоззрения Е.В. Честнякова как неотъемлемая часть православной духовной традиции русских

О духовно-нравственном сознании Е.В. Честнякова можно говорить лишь сквозь призму его творчества, которое отличает особая целостность и гармоничность. Внутреннее единство творчества (творений) может обеспечить только ясное миросозерцание творца (мастера), имеющее крепкий духовно-нравственный стержень, увенчанный «антенной», улавливающей волны истины и добра. Попытаемся разобраться, каким могли быть нравственный фундамент и духовный вектор развития русского художника-мыслителя из простой костромской деревни.

Подробнее...