Освящение 9 мая 2025 года памятника воинам не вернувшимся с Великой Отечественной войны в д. Колгара в год 80-летия Победы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0019 мая 2025 года в день 80-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне в Пантелеимновско-Елисаветинском храме г. Костромы, а затем, в д. Колгора, Костромского р-на Костромской области, в Сергиевской часовне, служились соответственно панихида и лития «о упокое́нии душ приснопа́мятных вожде́й и во́инов за ве́ру и Оте́чество на по́ли бра́ни жизнь свою́ положи́вших, от ран и гла́да сконча́вшихся, в плене́нии и го́рьких рабо́тах неви́нно уму́ченных и убие́нных и всех Побе́ды ра́ди потруди́вшихся, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному и нево́льному».

image0002 По завершении заупокойного поминовения рядом с Сергиевой часовней в д. Колгара был освящен памятник павшим на поле брани в Великой Отечественнйо войне односельчанам д. Колгара. На мероприятии присутствовал глава Сандогорского сельского поселения Нургазизов Александр Абдуганиевич. В наших молитвах – скорбь и светлая память о погибших наряду с безмерной благодарностью Богу и воинам за свободную Родину, за жизнь детей и внуков. Вечная память героям Великой Отечественной войны! Вечная память защитникам Родины, отстоявших нашу землю от врага, освободивших половину Европы от нацизма.

image003В своем обращении к собравшимся, протоиерей Дмитрий Сазонов подчеркнул важность исторической памяти, которую мы должны передать будущим поколениям.

Важнейшей библейской фразой, которая традиционно в православном понимании считается основанием почитания воинского подвига, являются слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). «Положить душу» — пожертвовать собой; Христос в качестве высшего проявления любви указывает готовность отдать свою жизнь ради друзей.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 4 декабря 1994 года, следуя традиции, установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли. С 2015 года по благословению святейшего патриарха Кирилла новой ежегодной традицией, приуроченной ко Дню Победы, стал заупокойный колокольный звон в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Звон начинается ровно в полдень и продолжается в течение пятнадцати минут.

В Рождества-Богородицком храме г. Костромы в 12. 00 был произведен колокольный звон в честь памяти павших годы Великой Отечественнйо войны «вождей и воинов и тружеников тыла».

9 мая благоукрасителем Пантелеимоновско-Елисаветинского храма В. Мурзиным был передан отлитый в металле крест для водружения на храмовой территории.

image004Историческаая справка: Деревня Колгара находится в юго-западной части Костромской области, в подзоне южной тайги, на левом берегу реки Костромы, на расстоянии приблизительно 36 километров (по прямой) к северо-северо-западу от города Костромы, административного центра области и района.

image005Деревня Колгора находится на территории современной Сандогорской администрации, которая, если рассматривать с первых упоминаний здешних мест в исторических документах, входила частями в Андомский и Обнорский станы. Люди в этих местах селились издавна. Для жизни древнего человека здесь было всё: и реки, и леса, а в них всё, что давало пищу и тепло. Своё название деревня получила в честь маленькой речки Колгоры, впадающей в реку Кострома. Река Кострома была в прошлом важной транспортной артерией, источником добычи пропитания для местных жителей. Она была судоходна до Солигалича, на 219 вёрст, а между Буем и Костромой по ней было пароходное движение. Деревня Колгора вместе с деревней Пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре. Священник Иаков Нифонтов писал: «Деревни Пустыня и Колгора принадлежали прежде (до секуляризационной реформы 1764 г. – Н. З.) Троице-Сергиевой Лавре. В Пустыне хранится предание, что здесь был Успенский монастырь, на месте которого находится теперь часовня; от времени монастыря уцелело несколько икон и кадило. Кругом часовни заметны могилы, теперь большей частью запаханные, охотники ищут в них кладов, но напрасно. Есть также предание, что Успенскую церковь разорили недобрые люди». В начале XVII века на месте монастыря уже находился погост. Позднее на месте монастыря возникла деревня, в названии которой сохранилась память о бывшей здесь обители (пустынь – это небольшой монастырь). Большинство жителей Пустыни были старообрядцами. В начале XX века после легализации старообрядчества местную часовню перестроили в одноглавую старообрядческую церковь, освященную в 1908 году в честь Казанской иконы Божией Матери. В конце первого десятилетия XX в. действовавшее при Костромской епархии Феодоровско-Сергиевское православное братство решило построить в издавна населенной старообрядцами Пустыни деревянную единоверческую церковь. Старый иконостас, киоты и часть образов для нее пожертвовал причт церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Костроме. Храм в Пустыни во имя. прп. Сергия Радонежского был освящен в 1911 г.   Церковь закрыли в 1935 г. и вскоре в ее стенах открылся клуб.

В начале 70-х гг. XIX века в Колгоре было 30 дворов, в которых жило 162 человека. В 1880 году в Колгоре была построена деревянная часовня. В церковном отношении Колгора относилась к приходу Троицкой церкви в Сандогоре. 29 января 1930 года Президиум Костромского окрисполкома заслушал ходатайство Костромского райисполкома «О ликвидации единоверческого храма в с. Пустынь и передаче здания для школы и ликвидации часовни в с. Колгора с передачей помещения под красный уголок». Разумеется, постановление по данному вопросу image006было предрешено заранее. Президиум окрисполкома постановил: «Оба молитвенные здания как таковые ликвидировать, передав их Пустынскому сельсовету для использования по его усмотрению под культурно-просветительские нужды». 

14 июля 2023 года, по просьбе жителей д. Колгара настоятелем Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы, руководителем Костромского отделения ИППО протоиереем Дмитрием Сазоновым, по благословению управляющего Костромской епархией митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, был освящен поклонный Крест. Крест сооружен стараниями В. В. Мурзина и жителей деревни на месте стоявшей некогда и разрушенной в 1930-е годы часовни. Благословением митрополита Ферапонта часовню духовно окормляет настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского и Рождества-Богородицкого храмов г. Костромы протоиерей Дмитрий Сазонов.

20 июля 2024 года в д. Колгара, Костромского р-на, ярко был отмечен богослужением день преподобного Сергия, игумена Радонежского. Буквально за месяц стараниями благотворителей была поставлена часовня, которая после завершения строительства, будет местом молитвы для жителей и гостей деревни. Всего год назад, был освящен поклонный крест. Бог в помощь труженикам благих начинаний!

9 мая 2025 года возле часовни был освящен памятник воинам - односельчанам не вернувшимся с Великой Отечественной войны!

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Репрессированные в годы гонений Епископы Костромской епархии

Подробнее...

Статьи

Пропилеи на Волге 2013. Кавказ и русская культура

24-25 мая 2013 года в Костроме прошла международная научная конференция «Пропилеи на Волге 2013. Кавказ и русская культура». Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В. в. Розанова и священника П. А. Флоренского, Костромской государственный  университет им. Н. А. Некрасова, Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев в России (ФНК Азерос) и др.

Подробнее...