Освящение 9 мая 2025 года памятника воинам не вернувшимся с Великой Отечественной войны в д. Колгара в год 80-летия Победы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

image0019 мая 2025 года в день 80-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне в Пантелеимновско-Елисаветинском храме г. Костромы, а затем, в д. Колгора, Костромского р-на Костромской области, в Сергиевской часовне, служились соответственно панихида и лития «о упокое́нии душ приснопа́мятных вожде́й и во́инов за ве́ру и Оте́чество на по́ли бра́ни жизнь свою́ положи́вших, от ран и гла́да сконча́вшихся, в плене́нии и го́рьких рабо́тах неви́нно уму́ченных и убие́нных и всех Побе́ды ра́ди потруди́вшихся, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному и нево́льному».

image0002 По завершении заупокойного поминовения рядом с Сергиевой часовней в д. Колгара был освящен памятник павшим на поле брани в Великой Отечественнйо войне односельчанам д. Колгара. На мероприятии присутствовал глава Сандогорского сельского поселения Нургазизов Александр Абдуганиевич. В наших молитвах – скорбь и светлая память о погибших наряду с безмерной благодарностью Богу и воинам за свободную Родину, за жизнь детей и внуков. Вечная память героям Великой Отечественной войны! Вечная память защитникам Родины, отстоявших нашу землю от врага, освободивших половину Европы от нацизма.

image003В своем обращении к собравшимся, протоиерей Дмитрий Сазонов подчеркнул важность исторической памяти, которую мы должны передать будущим поколениям.

Важнейшей библейской фразой, которая традиционно в православном понимании считается основанием почитания воинского подвига, являются слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). «Положить душу» — пожертвовать собой; Христос в качестве высшего проявления любви указывает готовность отдать свою жизнь ради друзей.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 4 декабря 1994 года, следуя традиции, установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли. С 2015 года по благословению святейшего патриарха Кирилла новой ежегодной традицией, приуроченной ко Дню Победы, стал заупокойный колокольный звон в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Звон начинается ровно в полдень и продолжается в течение пятнадцати минут.

В Рождества-Богородицком храме г. Костромы в 12. 00 был произведен колокольный звон в честь памяти павших годы Великой Отечественнйо войны «вождей и воинов и тружеников тыла».

9 мая благоукрасителем Пантелеимоновско-Елисаветинского храма В. Мурзиным был передан отлитый в металле крест для водружения на храмовой территории.

image004Историческаая справка: Деревня Колгара находится в юго-западной части Костромской области, в подзоне южной тайги, на левом берегу реки Костромы, на расстоянии приблизительно 36 километров (по прямой) к северо-северо-западу от города Костромы, административного центра области и района.

image005Деревня Колгора находится на территории современной Сандогорской администрации, которая, если рассматривать с первых упоминаний здешних мест в исторических документах, входила частями в Андомский и Обнорский станы. Люди в этих местах селились издавна. Для жизни древнего человека здесь было всё: и реки, и леса, а в них всё, что давало пищу и тепло. Своё название деревня получила в честь маленькой речки Колгоры, впадающей в реку Кострома. Река Кострома была в прошлом важной транспортной артерией, источником добычи пропитания для местных жителей. Она была судоходна до Солигалича, на 219 вёрст, а между Буем и Костромой по ней было пароходное движение. Деревня Колгора вместе с деревней Пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре. Священник Иаков Нифонтов писал: «Деревни Пустыня и Колгора принадлежали прежде (до секуляризационной реформы 1764 г. – Н. З.) Троице-Сергиевой Лавре. В Пустыне хранится предание, что здесь был Успенский монастырь, на месте которого находится теперь часовня; от времени монастыря уцелело несколько икон и кадило. Кругом часовни заметны могилы, теперь большей частью запаханные, охотники ищут в них кладов, но напрасно. Есть также предание, что Успенскую церковь разорили недобрые люди». В начале XVII века на месте монастыря уже находился погост. Позднее на месте монастыря возникла деревня, в названии которой сохранилась память о бывшей здесь обители (пустынь – это небольшой монастырь). Большинство жителей Пустыни были старообрядцами. В начале XX века после легализации старообрядчества местную часовню перестроили в одноглавую старообрядческую церковь, освященную в 1908 году в честь Казанской иконы Божией Матери. В конце первого десятилетия XX в. действовавшее при Костромской епархии Феодоровско-Сергиевское православное братство решило построить в издавна населенной старообрядцами Пустыни деревянную единоверческую церковь. Старый иконостас, киоты и часть образов для нее пожертвовал причт церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Костроме. Храм в Пустыни во имя. прп. Сергия Радонежского был освящен в 1911 г.   Церковь закрыли в 1935 г. и вскоре в ее стенах открылся клуб.

В начале 70-х гг. XIX века в Колгоре было 30 дворов, в которых жило 162 человека. В 1880 году в Колгоре была построена деревянная часовня. В церковном отношении Колгора относилась к приходу Троицкой церкви в Сандогоре. 29 января 1930 года Президиум Костромского окрисполкома заслушал ходатайство Костромского райисполкома «О ликвидации единоверческого храма в с. Пустынь и передаче здания для школы и ликвидации часовни в с. Колгора с передачей помещения под красный уголок». Разумеется, постановление по данному вопросу image006было предрешено заранее. Президиум окрисполкома постановил: «Оба молитвенные здания как таковые ликвидировать, передав их Пустынскому сельсовету для использования по его усмотрению под культурно-просветительские нужды». 

14 июля 2023 года, по просьбе жителей д. Колгара настоятелем Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы, руководителем Костромского отделения ИППО протоиереем Дмитрием Сазоновым, по благословению управляющего Костромской епархией митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, был освящен поклонный Крест. Крест сооружен стараниями В. В. Мурзина и жителей деревни на месте стоявшей некогда и разрушенной в 1930-е годы часовни. Благословением митрополита Ферапонта часовню духовно окормляет настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского и Рождества-Богородицкого храмов г. Костромы протоиерей Дмитрий Сазонов.

20 июля 2024 года в д. Колгара, Костромского р-на, ярко был отмечен богослужением день преподобного Сергия, игумена Радонежского. Буквально за месяц стараниями благотворителей была поставлена часовня, которая после завершения строительства, будет местом молитвы для жителей и гостей деревни. Всего год назад, был освящен поклонный крест. Бог в помощь труженикам благих начинаний!

9 мая 2025 года возле часовни был освящен памятник воинам - односельчанам не вернувшимся с Великой Отечественной войны!

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протодиакон Арбузов Константин Иванович (1902-1974)

Константин Арбузов родился 26 декабря 1902 г. в Москве. До 1937 года служил в Елоховском Богоявленском соборе г. Москва.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...