К 100-летию кончины Святителя Тихона Патриарха Всероссийского. Открытие и презентация в Костроме выставок посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха.

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

D30 81806 апреля в Богоявленском кафедральном соборе Костромской епархии открылись две выставки, посвященные 100-летнему юбилею кончины святителя Патриарха ВсероссийскогоТихона. Обе выставки расположились  в нижнем храме собора в пределе священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского.

Московская выставка «Время святителя Тихона: «Устрояйте духовные союзы»» созданная исследователями Свято-Филаретовского института к 100-летию со дня кончины Патриарха Московского и всея Руси Тихона впервые была открыта в январе в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве. Из Москвы выставка переехала в Кострому и теперь ее могут увидеть жители и гости нашего города. Уникальные документы и фотографии рассказывают о церковных людях, которые, следуя призыву Святейшего Патриарха Тихона, объединились в общины, братства, союзы, чтобы сохранить Церковь, подвергшуюся после октября 1917 года жесточайшим гонениям.

 Выставка «Костромская Голгофа» создана Костромским церковно-историческим обществом в 2017 году на протяжении ряда лет демонстрировалась в различных просветительских учрежедениях и храмах в Костроме, Буе, Галиче, Нерехте, Солигаличе, Судиславле и Шарье. Основу выставки составляют краеведческие материалы, повествующие о репрессиях против священнослужителей и мирян Костромской губернии в 1917-1953 годах. В 2025 году выставка посетила Свято-Тихоновский приход г. Костромы (2 февраля) и духовно-просветительский центр Костромской епархии «Агапа» (10 февраля), 23 февраля окрытие и презентация выставки состоялась в костромских  храмах Иоанна Кронштадтского и святителя Амвросия Медиоланского и, 12 марта, в Духовно-просветительском центре «Кострома».

Расположение выставок в Богоявленском кафедральном соборе Костромского кремля 6 апреля (память кончины Святейшего Патриарха 7 апреля в 2025 году выпадала на день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы) и открытие выставок благословил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт.

В тот же день в верхнем храме собора пребывала частица мощей Святителя Патриарха Тихона.

Выставку «Время святителя Тихона: «Устрояйте духовные союзы»» представил кандидат педагогических наук, ректор Свято-Филаретовского института Александр Копировский, который в своем слове указал, что  призыв Святейшего Патриарха к защите Церкви в 1918 -1920-х годах, объединил большие массы народа, который вышел на защиту православных святынь объединенный в церковные братства и союзы.

Выставку «Костромская Голгофа» представит ее автор – кандидат богословия, д-р философских наук, профессор, председатель Костромского церковно-исторического общества, настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского храма Костромы протоиерей Дмитрий Сазонов. Он рассказал, что Богом неслучайно было выбрано время Смуты в государстве для раскрытия святости и обращения к вере людей, которые до всех этих событий были индифферентны к вере и осознанию важности для жизни духовных ценностей. Очень важно, отметил выступающий, что Голгофа стала местом не только казни и поругания, но местом воскресения. Осознать этот онтологический смысл и призваны помочь информационные стенды выставки.

 Как отмечал в праздничном Пасхальном послании в 2018 году Святейший Патриарх Кирилл6 «Победа Христа над смертью - это не только духовная, но и физическая реальность». «Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию», - подчеркнул Святейший Патриарх. Именно поэтому, как заметил Предстоятель Русской Церкви, после воскресения Христа мученики «мужественно встречали любые страдания». https://foma.ru/s-voskreseniem-hrista-smert-stala-rozhdeniem-v-vechnuyu-zhizn-patriarh-kirill.html

В открытии приняли участие костромские священники, историки и краеведы.

Выставки в Костромском кремле будут работать в течение месяца, костромичи и гости города смогут посетить их бесплатно.

Дополнительная информация на страницах «ВКонтакте» vk.com/kostromskayagolgofa и «Одноклассников» ok.ru/kostromska...

Костромская областная общественная организация «Костромское церковно-историческое общество».

D30 8159
D30 8163
D30 8180
D30 8188
D30 8191
D30 8192
D30 8269
D30 8277
D30 8292
D30 8297
D30 8304
D30 8305

Храмы и монастыри

Две рязанские обители

Предисловие

Первые Григоровы-рязанцы – младшие потомки испомещенного Великим князем Московским Иоанном 111 Васильевичем в 1495 году по Можайску Василия Иванова сына Григорова, не получившие доли в родовом поместье.

Подробнее...

Святые и Святыни

Солигаличские новомученики: священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин. (+ 1918)

Память 26 февраля/7 марта  в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В январе 1918 г. вышел Декрет «об отделении Церкви от государства», положивший начало изъятию церковной собственности, притеснению духовенства и верующих. Вся православная Россия откликнулась на это событие проведением многочисленных крестных ходов.

Подробнее...

Статьи

«Монастырские слуги» и «монастырские детёныши»

О монастырских слугах и детёнышах документы заговорили тогда, когда они стали играть в монастырском хозяйстве довольно заметную роль. Их использовали на разных работах, как внутри монастыря, так и за его пределами: они были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т.п. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

Подробнее...