22 июля 2022г. Торжественная церемония открытия памятника Павлу Михайловичу Третьякову

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

607cad0d 4185 4eb7 83ca 557c9c91a0be22 июля в Костроме прошла торжественная церемония открытия памятника русскому предпринимателю и меценату, основателю Большой Костромской льняной мануфактуры и Третьяковской галереи Павлу Михайловичу Третьякову. В этом году исполняется 190 лет со дня его рождения. Скульптура установлена в районе дома №65 по улице Островского. С этого места открывается вид на фабрику, основанную Третьяковым и ставшую градообразующим предприятием Костромы.

«Завещание Павла Третьякова». Так называется памятник, который открыли в Костроме. Скульптура посвящена талантливому предпринимателю и меценату. Павел Михайлович не только основал одну из великих художественных галерей страны, но внес огромный вклад в развитие промышленности Костромы и в частности льняного производства. В основании памятника выбита цитата мецената: «… нажитое от общества должно вернуться обществу!»

Памятник создан по инициативе и на средства костромских предпринимателей Александра и Ольги Фёдоровых. Это бетонная скульптура высотой 2,7 метра, покрытая медью. На постаменте установлена табличка с цитатой мецената: «… нажитое от общества должно вернуться обществу!». Автор работы - выпускник КУХОМа, член профессионального Союза художников России, творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства Михаил Галушко.

В торжественной церемонии открытия памятника Павлу Третьякову приняли участие Глава города Костромы Юрий Журин, глава администрации Костромы Алексей Смирнов, сотрудники Третьяковской галереи, историки, искусствоведы, сотрудники Новой Костромской льняной мануфактуры, представители общественности.

В своем слове перед освящением памятника настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы, председатель Костромского церковно-исторического общества протоиерей Дмитрий Сазонов обратил внимание присутствующих на духовную особенность личности П. М. Третьякова отображенную в его словах о жизненной цели человека. Евангельский образ Христа пришедшего в мир для служения и преображения человека видится наиболее соответствующим жизненным целям Павла Третьякова (Мк. 10:45). Он выразил надежду, что «девиз Третьякова» выгравированный на памятнике послужит для людей любующихся видами древней Костромы, и в частности Ипатьевского монастыря, поводом задуматься о духовных идеалах человека.

Павел Третьяков принадлежал к новому поколению русского купечества. Происходил он из старинной, но сравнительно небогатой и «неименитой» семьи торговцев. В 40-х годах XIX века Третьяковым принадлежало пять лавок в Старых торговых рядах, где торговали исконно русским товаром — льняным полотном.За товаром ездили в том числе в Кострому. Костромская губерния издавна славилась своим льном, занимая по этому показателю одно из первых мест среди других губерний Европейской России. Поэтому Павел Михайлович решил основать в Костроме собственное льняное производство.В конце 1866 года состоялось открытие фабрики механического льнопрядения и ткачества товарищества «Новой (Большой) Костромской мануфактуры». Через 20 лет на окраине Костромы выстроился целый ряд фабрик-льнопрядилен. В конце XIX века производство стало крупнейшим в Европе и получило статус поставщика Императорского двора. Доходы от производства, в том числе, были источником финансирования созданной меценатом Третьяковской галереи.

Начало своему увлечению Третьяков положил в 50-е годы XIX века, когда 22 мая 1856 года молодой купец приобрел две картины Василия Худякова и Николая Шильдера. Эти полотна положили начало его знаменитой коллекции, поэтому эту дату принято считать днем рождения знаменитой Третьяковской галереи.

Огромна роль Третьякова в собирании коллекции древнерусских икон. Заинтересовался он иконами можно сказать случайно. В 1890 году в Москве в Историческом музее открылся IX археологический съезд. Он привлек внимание всех любителей старины. Зашел на огонек и Павел Михайлович. Третьяков с любопытством осматривал выставку археологических находок, старинного оружия, народных костюмов, предметов быта и прочего антиквариата. Неожиданно он остановился у стендов с древнерусскими иконами. Как указывают биографы Третьякова, глядя на превосходные иконы этой коллекции, он понял, что сделал упущение, не представив в галерее образцов древнерусской живописи. Он удивлялся, почему ему раньше не приходила мысль взглянуть на иконы с точки зрения их музейной ценности, что только теперь он остро почувствовал, что его собрание без них неполно. Третьяков тут же познакомился со старообрядческими собирателями которые представляли эти иконы. Среди них были купцы Силин, Егоров, Постников.

Памятник П. М. Третьякову в Костроме можно считать «родственником» монументу, что стоит в Лаврушинском переулке возле Третьяковской галереи — оба памятника раскрывают две грани личности жизни костромского мецената — успешного предпринимателя и ценителя живописи.

607cad0d-4185-4eb7-83ca-557c9c91a0be
863376d4-6bcc-4815-a811-9d556809f543
8761bf7c-d5f5-47c1-acd7-f267f5cc21b8
b9b4428d-9b3a-4a6b-a52b-3fcc4290c6db
d357ba0c-71fb-4eeb-84f2-a3dd89115615
eef406ff-ee88-4813-a613-abf4201f9325

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Преподобномученица Анна (Корнеева 1880 -1938)

Анна Алексеевна Корнеева родилась в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в 1880 году. По достижении 15-летнего возраста, в 1895 году она поступила в Макарьевский Решемский монастырь Костромской губернии, где подвизалась в качестве послушницы семь лет. В 1902 г. она возвратилась на родину.

Подробнее...

Статьи

Синергия науки и веры: епископ Порфирий (Успенский)

Взаимодействие науки и религиозной веры в настоящее время является одной из важных составляющих в интеллектуальном поле современной цивилизации. Религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей. Противостояние же науки и религии наблюдается в тех случаях, когда они формулируют ультимативные суждения о предметах, выходящих за пределы их ведения. Церковь как Тело Христово трансцендентна по отношению к любому бытию, неизменно превосходя его. Религиозно-нравственные же потребности светской интеллигенции устремлены преимущественно к предельным духовным проблемам, тайне последнего Откровения. Религиозность интеллигенции – её исконная, типологическая черта, но это вовсе не означает, что она всегда церковна в категориях имманентного мира. Мировоззренческое сближение интеллигенции и Церкви происходит в сущностной характеристике, а именно – эсхатологичности мировосприятия, независимости от мирских категорий и законов какой бы то ни было относительной ценности, потому как никакое воздействие на мир даже и в нём самом невозможно без предварительного от него освобождения.

Подробнее...