22 июля 2022г. Торжественная церемония открытия памятника Павлу Михайловичу Третьякову

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

607cad0d 4185 4eb7 83ca 557c9c91a0be22 июля в Костроме прошла торжественная церемония открытия памятника русскому предпринимателю и меценату, основателю Большой Костромской льняной мануфактуры и Третьяковской галереи Павлу Михайловичу Третьякову. В этом году исполняется 190 лет со дня его рождения. Скульптура установлена в районе дома №65 по улице Островского. С этого места открывается вид на фабрику, основанную Третьяковым и ставшую градообразующим предприятием Костромы.

«Завещание Павла Третьякова». Так называется памятник, который открыли в Костроме. Скульптура посвящена талантливому предпринимателю и меценату. Павел Михайлович не только основал одну из великих художественных галерей страны, но внес огромный вклад в развитие промышленности Костромы и в частности льняного производства. В основании памятника выбита цитата мецената: «… нажитое от общества должно вернуться обществу!»

Памятник создан по инициативе и на средства костромских предпринимателей Александра и Ольги Фёдоровых. Это бетонная скульптура высотой 2,7 метра, покрытая медью. На постаменте установлена табличка с цитатой мецената: «… нажитое от общества должно вернуться обществу!». Автор работы - выпускник КУХОМа, член профессионального Союза художников России, творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства Михаил Галушко.

В торжественной церемонии открытия памятника Павлу Третьякову приняли участие Глава города Костромы Юрий Журин, глава администрации Костромы Алексей Смирнов, сотрудники Третьяковской галереи, историки, искусствоведы, сотрудники Новой Костромской льняной мануфактуры, представители общественности.

В своем слове перед освящением памятника настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы, председатель Костромского церковно-исторического общества протоиерей Дмитрий Сазонов обратил внимание присутствующих на духовную особенность личности П. М. Третьякова отображенную в его словах о жизненной цели человека. Евангельский образ Христа пришедшего в мир для служения и преображения человека видится наиболее соответствующим жизненным целям Павла Третьякова (Мк. 10:45). Он выразил надежду, что «девиз Третьякова» выгравированный на памятнике послужит для людей любующихся видами древней Костромы, и в частности Ипатьевского монастыря, поводом задуматься о духовных идеалах человека.

Павел Третьяков принадлежал к новому поколению русского купечества. Происходил он из старинной, но сравнительно небогатой и «неименитой» семьи торговцев. В 40-х годах XIX века Третьяковым принадлежало пять лавок в Старых торговых рядах, где торговали исконно русским товаром — льняным полотном.За товаром ездили в том числе в Кострому. Костромская губерния издавна славилась своим льном, занимая по этому показателю одно из первых мест среди других губерний Европейской России. Поэтому Павел Михайлович решил основать в Костроме собственное льняное производство.В конце 1866 года состоялось открытие фабрики механического льнопрядения и ткачества товарищества «Новой (Большой) Костромской мануфактуры». Через 20 лет на окраине Костромы выстроился целый ряд фабрик-льнопрядилен. В конце XIX века производство стало крупнейшим в Европе и получило статус поставщика Императорского двора. Доходы от производства, в том числе, были источником финансирования созданной меценатом Третьяковской галереи.

Начало своему увлечению Третьяков положил в 50-е годы XIX века, когда 22 мая 1856 года молодой купец приобрел две картины Василия Худякова и Николая Шильдера. Эти полотна положили начало его знаменитой коллекции, поэтому эту дату принято считать днем рождения знаменитой Третьяковской галереи.

Огромна роль Третьякова в собирании коллекции древнерусских икон. Заинтересовался он иконами можно сказать случайно. В 1890 году в Москве в Историческом музее открылся IX археологический съезд. Он привлек внимание всех любителей старины. Зашел на огонек и Павел Михайлович. Третьяков с любопытством осматривал выставку археологических находок, старинного оружия, народных костюмов, предметов быта и прочего антиквариата. Неожиданно он остановился у стендов с древнерусскими иконами. Как указывают биографы Третьякова, глядя на превосходные иконы этой коллекции, он понял, что сделал упущение, не представив в галерее образцов древнерусской живописи. Он удивлялся, почему ему раньше не приходила мысль взглянуть на иконы с точки зрения их музейной ценности, что только теперь он остро почувствовал, что его собрание без них неполно. Третьяков тут же познакомился со старообрядческими собирателями которые представляли эти иконы. Среди них были купцы Силин, Егоров, Постников.

Памятник П. М. Третьякову в Костроме можно считать «родственником» монументу, что стоит в Лаврушинском переулке возле Третьяковской галереи — оба памятника раскрывают две грани личности жизни костромского мецената — успешного предпринимателя и ценителя живописи.

607cad0d-4185-4eb7-83ca-557c9c91a0be
863376d4-6bcc-4815-a811-9d556809f543
8761bf7c-d5f5-47c1-acd7-f267f5cc21b8
b9b4428d-9b3a-4a6b-a52b-3fcc4290c6db
d357ba0c-71fb-4eeb-84f2-a3dd89115615
eef406ff-ee88-4813-a613-abf4201f9325

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Новомученики, связанные с Костромской землей

Среди новомучеников, пострадавших за веру в 20-м веке, есть святые связанные рождением, корнями, работой и учебой с Костромской землей.

Хотелось бы рассказать о некоторых из них.

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...