22 июля 2022г. Торжественная церемония открытия памятника Павлу Михайловичу Третьякову

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. . Опубликовано в Новости

607cad0d 4185 4eb7 83ca 557c9c91a0be22 июля в Костроме прошла торжественная церемония открытия памятника русскому предпринимателю и меценату, основателю Большой Костромской льняной мануфактуры и Третьяковской галереи Павлу Михайловичу Третьякову. В этом году исполняется 190 лет со дня его рождения. Скульптура установлена в районе дома №65 по улице Островского. С этого места открывается вид на фабрику, основанную Третьяковым и ставшую градообразующим предприятием Костромы.

«Завещание Павла Третьякова». Так называется памятник, который открыли в Костроме. Скульптура посвящена талантливому предпринимателю и меценату. Павел Михайлович не только основал одну из великих художественных галерей страны, но внес огромный вклад в развитие промышленности Костромы и в частности льняного производства. В основании памятника выбита цитата мецената: «… нажитое от общества должно вернуться обществу!»

Памятник создан по инициативе и на средства костромских предпринимателей Александра и Ольги Фёдоровых. Это бетонная скульптура высотой 2,7 метра, покрытая медью. На постаменте установлена табличка с цитатой мецената: «… нажитое от общества должно вернуться обществу!». Автор работы - выпускник КУХОМа, член профессионального Союза художников России, творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства Михаил Галушко.

В торжественной церемонии открытия памятника Павлу Третьякову приняли участие Глава города Костромы Юрий Журин, глава администрации Костромы Алексей Смирнов, сотрудники Третьяковской галереи, историки, искусствоведы, сотрудники Новой Костромской льняной мануфактуры, представители общественности.

В своем слове перед освящением памятника настоятель Пантелеимоновско-Елисаветинского храма г. Костромы, председатель Костромского церковно-исторического общества протоиерей Дмитрий Сазонов обратил внимание присутствующих на духовную особенность личности П. М. Третьякова отображенную в его словах о жизненной цели человека. Евангельский образ Христа пришедшего в мир для служения и преображения человека видится наиболее соответствующим жизненным целям Павла Третьякова (Мк. 10:45). Он выразил надежду, что «девиз Третьякова» выгравированный на памятнике послужит для людей любующихся видами древней Костромы, и в частности Ипатьевского монастыря, поводом задуматься о духовных идеалах человека.

Павел Третьяков принадлежал к новому поколению русского купечества. Происходил он из старинной, но сравнительно небогатой и «неименитой» семьи торговцев. В 40-х годах XIX века Третьяковым принадлежало пять лавок в Старых торговых рядах, где торговали исконно русским товаром — льняным полотном.За товаром ездили в том числе в Кострому. Костромская губерния издавна славилась своим льном, занимая по этому показателю одно из первых мест среди других губерний Европейской России. Поэтому Павел Михайлович решил основать в Костроме собственное льняное производство.В конце 1866 года состоялось открытие фабрики механического льнопрядения и ткачества товарищества «Новой (Большой) Костромской мануфактуры». Через 20 лет на окраине Костромы выстроился целый ряд фабрик-льнопрядилен. В конце XIX века производство стало крупнейшим в Европе и получило статус поставщика Императорского двора. Доходы от производства, в том числе, были источником финансирования созданной меценатом Третьяковской галереи.

Начало своему увлечению Третьяков положил в 50-е годы XIX века, когда 22 мая 1856 года молодой купец приобрел две картины Василия Худякова и Николая Шильдера. Эти полотна положили начало его знаменитой коллекции, поэтому эту дату принято считать днем рождения знаменитой Третьяковской галереи.

Огромна роль Третьякова в собирании коллекции древнерусских икон. Заинтересовался он иконами можно сказать случайно. В 1890 году в Москве в Историческом музее открылся IX археологический съезд. Он привлек внимание всех любителей старины. Зашел на огонек и Павел Михайлович. Третьяков с любопытством осматривал выставку археологических находок, старинного оружия, народных костюмов, предметов быта и прочего антиквариата. Неожиданно он остановился у стендов с древнерусскими иконами. Как указывают биографы Третьякова, глядя на превосходные иконы этой коллекции, он понял, что сделал упущение, не представив в галерее образцов древнерусской живописи. Он удивлялся, почему ему раньше не приходила мысль взглянуть на иконы с точки зрения их музейной ценности, что только теперь он остро почувствовал, что его собрание без них неполно. Третьяков тут же познакомился со старообрядческими собирателями которые представляли эти иконы. Среди них были купцы Силин, Егоров, Постников.

Памятник П. М. Третьякову в Костроме можно считать «родственником» монументу, что стоит в Лаврушинском переулке возле Третьяковской галереи — оба памятника раскрывают две грани личности жизни костромского мецената — успешного предпринимателя и ценителя живописи.

607cad0d-4185-4eb7-83ca-557c9c91a0be
863376d4-6bcc-4815-a811-9d556809f543
8761bf7c-d5f5-47c1-acd7-f267f5cc21b8
b9b4428d-9b3a-4a6b-a52b-3fcc4290c6db
d357ba0c-71fb-4eeb-84f2-a3dd89115615
eef406ff-ee88-4813-a613-abf4201f9325

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святые источники Костромской области

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...