7 июля. Рождество Предтечи

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002Вслед за праздником в честь Владимирской иконы Божией Матери 6 июля, установленного в память чудесного спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году молитвами Богородицы, 7 июля Церковь молитвенно почитает Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Этот праздник принадлежит к числу великих праздников Церкви. Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед пришествием Спасителя явится Предтеча, т. е. Его Предшественник. Предтеча будет великим пророком, он возвестит людям о пришествии в мир Сына Божьего, подготовит народ к Его принятию и укажет на Него. Рождение пророка принесет радость многим, потому что он будет великим и любимым за свою праведную жизнь, будет иметь дары Духа Святого (по силе Духа – как пророк Илия), и сердца многих обратит к Богу. Родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, - как и родители Марии, Матери Иисуса Христа, долгое время не имели детей. Только в преклонном возрасте Господь послал им ребенка. Произошло это событие чудным образом. Захария, в порядке очередности, служил в иерусалимском храме, и там явился ему Архангел Господень Гавриил, и предрек рождение сына, которому будет дано имя Иоанн. Захария не поверил словам ангела, за что был отнят у него дар речи и он стал немым. Вскоре Елисавета зачала ребенка, и когда он родился, то отцу дали дощечку для того, чтобы он написал имя младенца. Он написал имя Иоанн, и тут же ему вернулся дар речи, и он, благословляя Бога, стал говорить о будущей судьбе этого ребенка, о котором Спаситель затем скажет: « Нет между рожденными женами выше Иоанна Крестителя». Иоанн был последним пророком Ветхого Завета (до пришествия Христа), и первым пророком Нового Завета. По приказу галилейского царя Ирода Антипы, по совету его незаконной жены Иродиады, за обличение их незаконного сожительства, Иоанн был обезглавлен (память 11 сентября). Первые христиане особенно чтили память о пророке, т. к. многие из них были его учениками. Иудейские писатели включают имя Крестителя Христа Иоанна в число знаменитых мужей своего народа и даже мусульмане считают его святым мужем, т. к. в Коране есть сказание о его рождении и высоком значении в богочеловеческой истории. В народе праздник Рождества Иоанна Крестителя еще называют Иваном Купалой.

image001

Наши предки, воцерковляясь, соединили имя пророка Иоанна с языческим божеством Купалой (Купавой), которому предписывалась благодетельная сила растений и живительная теплота солнца. В этот день они прыгали через костры, считая, что таким образом предохраняются от болезней, купались, предписывая воде силу, дающую здоровье, и верили, что в ночь, накануне праздника цветет папоротник, цвет которого указывает на скрытые в земле клады. Все эти суеверия унизительны для христиан и оскорбительны для памяти Крестителя Господня Иоанна.

image003Среди действующих церквей Костромской епархии, в честь Иоанна Предтечи сохранилась церковь в д. Иванковицы, Островского р-на, в Иаково-Железноборовском мужском монастыре центральный храм воздвигнут во имя Рождества Предтечи Спасова Иоанна. В этом монастыре был пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев (Лжедмитрий 1), боярский сын из Галича. По преданию, у гроба преподобного Иакова Железноборовского Михаил Романов узнал о грозящей ему опасности. По пути к Домнину поляки выжгли монастырь дотла. При советской власти монастырь был закрыт окончательно в 1929 году. Были арестованы и осуждены настоятель обители иеромонах Серафим (Гусев), монастырский духовник иеромонах Иоасаф (Сазанов), иеромонах (впоследствии игумен) Сергий (Моряков). Все они были осуждены за «контрреволюционную агитацию» и приговорены к различным срокам заключения. Суд сопровождался вскрытием мощей преоподобного Иакова Железноборовского. До 1923 года настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Ильин), расстрелянный в 1937 году. Его арестовали и обвинили в срыве «стахановского декадника по обработке и сдаче льна государству». Вина отца Гавриила заключалась в том, что он в этот день совершал богослужение в честь собора архистратига Божия Михаила (21 ноября).

image004ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По делу церковной контрреволюционной группировки в пределах Костромского, Буйского и Любимского районов.

Костромским ГО ОГПУ вскрыта и ликвидирована в Костроме церковная контрреволюционная монархическая группировка, распространявшая свою деятельность на территории г. Костромы и в пределах Костромского, Любимского и Буйского районов, состоявшая из бывших монахов, священников, монахинь — тайно пострижниц и келейниц из кулацкой части крестьянства.

По делу арестовано и привлечено к ответственности 17 человек.

image005ФОРМУЛА ОБВИНЕНИЯ

Руководители ликвидированной контр-революционной группировки ставили своей целью — свержение существующего строя, возлагая надежду на международные и внутренние осложнения, для чего основной своей задачей ставили организацию верующей массы на противодействие мероприятиям Советской власти и возбуждение против существующего строя населения на почве религиозных предрассудков и возрождении монастырей, как контрреволюционной базы.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ

Социально-политическая физиономия привлеченных по делу лиц характеризуется следующими данными:

Организаторы и руководители: 

1. САЗОНОВ Григорий Маркович — монах Боровского монастыря и духовник (умер в декабре 1931 г.).

2. ГУСЕВ Серафим Захарович — монах-настоятель Боровского монастыря.

3. БОРИСОВ Павел Владимирович — монах Боровского монастыря. (*)

4. СЕРОВ Петр Федорович — послушник Боровского монастыря.

5. АНДРЕЕВА Анна Павловна — келейница-монахиня, в тайном постриге «Евгения».

6. МОРОЗОВА Пелагея Ивановна — монахиня в тайном постриге «Варвара».

7. СОКОЛОВА Александра Ивановна — монахиня-тайнопострижница «Афанасия», дочь коллежского ассесора.

 

image006Активные участники:

1. СЕРОВА Екатерина Касьяновна — дочь бывшего торговца, келейница.

2. БЕКЕНЕВА Клавдия Александровна — дочь бывшего подрядчика-портного, твердозаданца, келейница.

3. ИВАНОВА Наталья Николаевна — дочь бывшего владельца кирпичного завода, раскулаченного, келейница.

4. САЗОНОВА Анна Александровна — дочь индивидуально-обложенца, келейница.

5. ГОРЯЧЕВА Дарья Павловна — дочь ростовцика, индивидуально-обложенца.

6. ЯКОВЛЕВА-ШИРЯЕВА Анна Яковлевна — бывшая твердозаданка.

7. ГУСЕВА Пелагея Сергеевна — бывшая твердозаданка и церковная староста, организатор массового выступления.

 

Пособники:

1. КРЫЛОВ Сергей Михайлович — священник.

2. ГРУЗДЕВ Сергей Иванович — священник.

3. ЗЕЙФЕРТ Александра Ивановна — дворянка, дочь чиновника, монахиня-тайнопострижница «Серафима» (освобождена под подписку).

4. ЕГОРОВА Анисья Александровна — из кулацкой семьи, жена твердозаданца (освобождена под подписку).

 

Освобождены за недостатком собранных улик: 

1. КУЧИНА Евдокия Васильевна — дочь бывшего мелкого купчаря и твердозаданца.

2. ГОРОХОВА Александра Васильевна — дочь бывшего псаломщика, умершего в 1925 г.

 

В честь Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна на месте бывшей древни Сельца в затопленной местности при строительстве Горьковского гидроузла в 1955-56гг. сооружена часовня.

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Мученик Юрий Новицкий (1882-1922)

Память 31 июля / 13 августа

Новицкий Юрий Петрович. 10.11. 1882-13.08.1922. известный профессор-криминалист. Родился 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и в 1908 году юридический факультет Киевского университета. С 1913 года доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского Университета.

Подробнее...

Статьи

Попытки церковных реформ в царствование Святого Императора Николая II

Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране, которые в целом не увенчались успехом. Половинчатость и непоследовательность отличала и реформы в сфере церковного устройства. Однако, как справедливо отмечал на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий « церковная политика Императора не вышла за рамки традиционной синодальной системы управления Церковью. Однако именно в царствование Императора Николая II дотоле два века официально безмолвствовавшая церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора.»1 Широко распространен и рассказ о том, что император Николай II якобы хотел сам стать Патриархом, с целью чего планировал по соглашению с императрицей оставить престол своему сыну и учредить при нем регентство из императрицы Александры и великого князя Михаила, и неофициально беседовал об этом с членами Синода2, но официально данный вопрос не обсуждался.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: