24 апреля. Блаженная кончина преподобного Иакова Железноборовского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00124 апреля Православная Церковь молитвенно вспоминает блаженную кончину преподобного Иакова Железноборовского, а 18 мая – обретение его мощей. Преподобный Иаков родился в XIVв. в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. В раннем возрасте окружающие замечали особую наклонность его к богоугодной жизни.

image003

Рано лишившись родителей, раздав имущество и оставив без сожаления все земное, Иаков, отправился в Троице-Сергиеву Лавру, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского и вступил в число братии монастыря. Благочестие, смирение, строгость в иноческой жизни, позволили ему приобрести любовь и уважение окружающих. Стремясь к отшельнической жизни, он отправился в родные костромские пределы, где нашел уединенное место на левом берегу р. Тебзы, вблизи селения Железный Борок, названного так из-за больших залежей железной руды, разработкой и добычей которой занимались местные жители. Во сне он увидел чудный свет, озаривший выбранное им место. Недолгим было уединение преподобного – молва о его молитвенных подвигах распространилась вплоть до княжеского дворца. По его молитвам благополучно рождается сын у великого князя Василия Дмитриевича. В 1420 г., когда Кострома страдает от моровой язвы и голода, обитель преподобного становится пристанищем для всех приходящих и нуждающихся. 24 апреля 1442 г. преподобный отошел в вечные обители Господа будучи глубоким старцем, и был погребён в церкви Иоанна Предтечи..

image005Официальное церковное установление местной памяти Иакова Железноборовского произошло до 1628 года, а первый церковный придел, посвящённый памяти Иакова существовал уже в 1635 году (в Борисоглебской церкви города Галича). Известно около 50 случаев исцеления болящих у мощей святого .Принимая во внимание древность жизнеописания преподобного Иакова и составленные ему службы, можно сказать, что церковное прославление его состоялось вскоре после кончины. Разнообразны и удивительны случаи чудесных исцелений, происшедших от гроба святого старца. Монах Нифонт был одержим нечистым духом, скитался по лесу, его отыскивали и приводили в обитель, но он снова убегал – удержать его не могли даже цепи. Однажды, его поймали и привели к гробу преподобного Иакова. Коснувшись гробницы, одержимый пришел в себя, долго молился, прося исцеления, и стал совершенно здоров. В записях об исцелениях содержится множество случаев исцелений слепых. Преподобный становится известным всей России, а обитель, им основанная, не раз будет упоминаться на страницах истории нашего государства. В стенах монастыря будет пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев, боярский сын из Галича. Предание повествует, что у гроба преподобного юный Михаил Романов узнает о грозящей ему опасности. Поляки, идя к Домнину, в бессильной злобе выжгут монастырь до основания. 5 мая 1613 г., при восстановлении монастырских храмов произойдет открытие мощей преподобного Иакова. В этом событии наши предки увидят знак благоволения Божия к умиротворенной России.

image007В мае 1929г. монастырь был закрыт. Состоялся суд над настоятелем монастыря иеромонахом Серафимом (Борисовым) и почитаемым в народе старцем иеромонахом Сергием. По оглашении приговора, они были отправлены в концлагерь. Монастырь охватила мерзость запустения. Постепенно он превращался в руины. В 1995г. монастырь получил статус подворья Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, а 17 августа 2004, указом Священного Синода РПЦ. возрожден Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.

В 2017 году исполнилось 575 лет со дня кончины преподобного Иакова.

 

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Настоятельница Богоявленско-Анастасииного женского монастыря игумения Мария (Давыдова; 1822 - 1889)

Игумения Мария (Давыдова), при крещении София, родилась в семье московских дворян. Получив прекрасное образование и воспитание в духе христианского благочестия, она, оставив высшее общество, с матерью уехала в Сергиев Посад, где стала духовной дочерью наместника Троице-Сергиевой Лавры преподобного Антония (Медведева; 1792-1877). Здесь, в Лавре преподобного Сергия, у нее возникло желание встать на путь иночества. В 1847 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, она поступила послушницей в костромской Крестовоздвиженский Анастасиин девичий монастырь[1]. В 1858 году приняла постриг с именем Мария, а в 1863 году, после ухода на покой игумении Платониды, 3 февраля 1863 года была посвящена епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809 – 1877) в сан игумении, и поставлена в управление обителью.

Подробнее...

Статьи

Костромские романоведы

АНДРОНИКОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1835, с. Бушнево Чухломского у. Костромской губ. – 16.11.1888, г. Кострома). Сын дьячка Казанской церкви Ивана Борисова (ок. 1815-?). Выпускник костромских духовных училища (1848) и семинарии (1854). Регистратор (10.03.1855) и помощник столоначальника (13.11.1857) Костромской гражданской палаты. Редактор неофициальной части Костромских губернских ведомостей (1855-1859, 1862-1863).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: