24 апреля. Блаженная кончина преподобного Иакова Железноборовского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00124 апреля Православная Церковь молитвенно вспоминает блаженную кончину преподобного Иакова Железноборовского, а 18 мая – обретение его мощей. Преподобный Иаков родился в XIVв. в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. В раннем возрасте окружающие замечали особую наклонность его к богоугодной жизни.

image003

Рано лишившись родителей, раздав имущество и оставив без сожаления все земное, Иаков, отправился в Троице-Сергиеву Лавру, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского и вступил в число братии монастыря. Благочестие, смирение, строгость в иноческой жизни, позволили ему приобрести любовь и уважение окружающих. Стремясь к отшельнической жизни, он отправился в родные костромские пределы, где нашел уединенное место на левом берегу р. Тебзы, вблизи селения Железный Борок, названного так из-за больших залежей железной руды, разработкой и добычей которой занимались местные жители. Во сне он увидел чудный свет, озаривший выбранное им место. Недолгим было уединение преподобного – молва о его молитвенных подвигах распространилась вплоть до княжеского дворца. По его молитвам благополучно рождается сын у великого князя Василия Дмитриевича. В 1420 г., когда Кострома страдает от моровой язвы и голода, обитель преподобного становится пристанищем для всех приходящих и нуждающихся. 24 апреля 1442 г. преподобный отошел в вечные обители Господа будучи глубоким старцем, и был погребён в церкви Иоанна Предтечи..

image005Официальное церковное установление местной памяти Иакова Железноборовского произошло до 1628 года, а первый церковный придел, посвящённый памяти Иакова существовал уже в 1635 году (в Борисоглебской церкви города Галича). Известно около 50 случаев исцеления болящих у мощей святого .Принимая во внимание древность жизнеописания преподобного Иакова и составленные ему службы, можно сказать, что церковное прославление его состоялось вскоре после кончины. Разнообразны и удивительны случаи чудесных исцелений, происшедших от гроба святого старца. Монах Нифонт был одержим нечистым духом, скитался по лесу, его отыскивали и приводили в обитель, но он снова убегал – удержать его не могли даже цепи. Однажды, его поймали и привели к гробу преподобного Иакова. Коснувшись гробницы, одержимый пришел в себя, долго молился, прося исцеления, и стал совершенно здоров. В записях об исцелениях содержится множество случаев исцелений слепых. Преподобный становится известным всей России, а обитель, им основанная, не раз будет упоминаться на страницах истории нашего государства. В стенах монастыря будет пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев, боярский сын из Галича. Предание повествует, что у гроба преподобного юный Михаил Романов узнает о грозящей ему опасности. Поляки, идя к Домнину, в бессильной злобе выжгут монастырь до основания. 5 мая 1613 г., при восстановлении монастырских храмов произойдет открытие мощей преподобного Иакова. В этом событии наши предки увидят знак благоволения Божия к умиротворенной России.

image007В мае 1929г. монастырь был закрыт. Состоялся суд над настоятелем монастыря иеромонахом Серафимом (Борисовым) и почитаемым в народе старцем иеромонахом Сергием. По оглашении приговора, они были отправлены в концлагерь. Монастырь охватила мерзость запустения. Постепенно он превращался в руины. В 1995г. монастырь получил статус подворья Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, а 17 августа 2004, указом Священного Синода РПЦ. возрожден Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.

В 2017 году исполнилось 575 лет со дня кончины преподобного Иакова.

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (1868-1938)

Память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа)

Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: