22 марта 2018. Память мученического подвига 40 мучеников Севастийских
22 марта Церковь призывает нас к твердому исповеданию своей веры посредством памяти мученического подвига 40 мучеников Севастийских. Они были воинами, и пострадала за веру во Христа в Армении (Севастии) в 320 г. После безуспешных уговоров принести жертву языческим богам, они были подвергнуты страшным мучениям – в мороз, их, раздетых, поставили на льду озера, разместив на берегу натопленную баню.
Мучители поставили исповедникам Христовым условие – те, кто изменят своим убеждениям и вере - могут спастись от холода в бане. Лишь один из сорока соблазнился и побежал к ней. Возле самого порога, он упал замертво. В 3-ем часу ночи, небесный свет озарил озеро и согрел в нем воду. В то же время, сошли на страдальцев с неба 39 венцов. Видя это чудо, один из стражей, по имени Аггей, пораженный мужеством верных Христу воинов, исповедал себя христианином, сам вошел в озеро и присоединился к мученикам за Христа. Все они скончались с молитвой на устах. Тела их, после смерти были сожжены, оставшиеся кости брошены в воду. Останки мучеников собрал севастийский епископ и затем, они были распределены по всему христианскому миру, чтобы каждая область получила благословение.
Память Сорока мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных Даров
На этой же неделе, в среду, 21 марта, вечером, будет прочитан весь покаянный канон преподобного Андрея Критского. На этой же службе, для наставления верных в силе покаяния и изменения образа жизни, читается «Житие преподобной матери нашей Марии Египетской». Богослужение в народе именуется «Мариино стояние». Рассказывая нам жизнь преподобной Марии, Церковь обращает наше внимание на глубину падения этой женщины и на высоту ее благодатного восстания. В «Житии» указывается, что истинное покаяние исцеляет наши самые страшные греховные недуги и может поднять кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства. В юности, преподобная Мария вела дурную жизнь и была позором для своих сограждан, сосудом греха и соблазна. Отправившись вместе с паломниками для поклонения Кресту Господню в Иерусалим, она не смогла вместе со всеми войти в храм. Какая-то сила останавливала ее перед входом. Мария, осознав свою греховную жизнь, поняла всю мерзость своего состояния. С покаянной молитвой она обратилась за помощью к Божьей Матери, чей образ висел над входом в храм. Тогда она смогла войти в Дом Божий. Выйдя из храма, она уже не возвратилась к прежней греховной жизни – уйдя в пустыню, в великом подвиге покаяния она провела оставшуюся жизнь. Чем для нас назидателен ее пример? Все мы можем представить себя в образе этой женщины. Как когда-то она, мы порой хотим пробиться к Богу, но не можем этого сделать – молитвы нет, раскаяния тоже нет, сердце окаменело, мысли рассеиваются. В этот момент жизни, дай нам Бог решимости обратиться с покаянной молитвой к Той, Которая Всем Заступница, и всем, Благая Утешительница! Примером жизни преподобной Марии, Церковь свидетельствует, что мольба не останется не услышана, и воскресит нас для новой жизни Господь Бог. Как воскресил он великую грешницу – Марию Египетскую, возведя ее на высоту святости.
Вечером, в пятницу, 23 марта, в храмах, за богослужением читается акафист «Похвала Пресвятой Богородицы», для утверждения верующих в надежде на помощь Царицы Небесной от врагов видимых и невидимых.
В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском. Церковь располагается в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера.
Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских
День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики-крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.
Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков. Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников».