11 ноября. Память святой преподобномученицы Анастасии Римской (Римляныни)

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00111 ноября Церковь празднует память святой преподобномученицы Анастасии Римской (Римляныни), которая является небесной покровительницей Богоявленско-Анастасиинского кафедрального соборе г. Костромы и одноименного женского монастыря, на территории которого собор расположен. Святая преподобномученица, жившая в III в. в Риме по приказанию императора Валериана за исповедание Христа была подвергнута страшным истязаниям, но не отреклась от своей веры. В бессильной злобе мучители отсекли ей голову.

В XIV в., в Костроме, был воздвигнут Крестовоздвиженский, затем получивший название Анастасиин, женский монастырь. Его наименование связано с памятью о первой жене Иоанна Грозного – Анастасии, происходившей из рода бояр Захарьиных–Романовых (преподобномученица – небесная покровительница царицы). В 1847 г. новая настоятельница монастыря игумения Мария (Давыдова 1822-1889 гг.), по случаю обветшания зданий монастыря ходатайствовала о перемещении сестер Анатасиина монастыря в разрушенный пожаром Богоявленский монастырь, уничтоженный пожаром 1847г. (в 1863 г. прошение было удовлетворено). Новая женская обитель получила наименование Богоявленско-Анастасииной, а строения Крестовоздвиженского монастыря стали использоваться в учебно-благотворительных целях: В 30-е годы XX-го века храмы Крестовоздвиженского Анастасьина монастыря, ограда и большинство служебных зданий были снесены. В 1869 г., в Богоявленско-Анастасииной обители, к Богоявленскому храму был пристроен пятиглавый храм из красного кирпича получивший свое название в честь Анастасии Римляныни. На рубеже XIX-XX веков возрожденный монастырь стал местом паломничества представителей царствующего дома Романовых, а так же выдающихся церковных и государственных деятелей России.

image002В начале 1919 г. власти закрыли древнюю обитель: монахинь выселили, а в монастырских корпусах разместился рабочий поселок «Безбожник». В декабре 1925 г. Богоявленско-Анастасьин храм был закрыт. Почти 60 лет, вплоть до пожара 1982 г. в храме размещался государственный архив костромской области (ГАКО). Возрождение храма и монастыря произошли после передачи помещения Богоявленского собора Костромской епархии в 1990 г. 18 августа 1991 г. в храм, ставший кафедральным собором Костромы, торжественно была перенесена чудотворная икона Божьей Матери Федоровская, до этого находившаяся в Воскресенской церкви на Нижней Дебре. Сейчас в монастыре проходят монашеское послушание более 100 сестер. В 1992 г. в монастыре создана богадельня для пожилых монахинь, а 1993 г. открылся детский приют на 30 человек, где воспитываются и получают надлежащее образование девочки-сироты.

image003В нижнем храме-усыпальнице Богоявленско-Анастасиина собора находятся мощи преподобного Никиты Костромского ( 60-е годы XIV-середина XV вв.), основателя монастыря и храма. В верхнем храме собора находятся мощи ученика преподобного Серафима Саровского преподобного Тимона Надеевского (1766-1840) – строителя Николо-Надеевской пустыни, находившейся некогда в Макарьевском уезде (разрушена, сейчас это место на территориально принадлежит Парфеньевскому р-ну). Среди других святынь храма – складень-мощевик, в котором, среди мощей святых имеются частицы Ризы Господней и крест, в котором содержатся частицы мощей 278 святых и 11 мироточащих икон.   На территории монастыря, в Смоленском храме, который был воздвигнут в 1824г. стараниями и усердием тогдашнего ректора Костромской духовной семинарии преподобного Макария (Глухарева 1792-1847) находится почитаемая костромичами икона – фреска Смоленской иконы Божией Матери.

 

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Материалы к истории прославления преподобнаго Макария Желтоводского и Унженского

Ключевые слова: Прп. Макарий Желтоводский и Унженский, царь М. Ф. Романов, игумен Никита, патриарх Иоаким, архиепископ Симеон, обретение мощей.

Среди рукописей, хранящихся в ценном книжном фонде ЦИАМ, заметно выделяется «Костромская Вивлиофика», составленная действительным членом Императорского Общества истории и Древностей Российских, сотрудником общества Российской словесности, сотрудником комиссии Священного Синода об исправлении истории Российской иерархии, протоиереем Михаилом Диевым (1794-1866).

«Костромская Вивлиофика» - рукопись в лист, судя, по имеющимся на бумаге штемпелям, датируется 1846-1847 гг. Сборник содержит огромное количество неизвестной и малоизвестной информации из истории Костромы, Нерехты, Галича, Чухломы; сюда вошли копии грамот и челобитных, прошений, житий Костромских святых. Поражаясь разнообразию форм материалов рукописи, невольно возникает вопрос: использовали ли когда-нибудь исследователи материалы из этого кладезя информации, публиковали ли когда-либо документы из собрания М. Я. Диева?

Подробнее...

Статьи

Святитель Варлаам (Ряшенцев) костромской след

Имя владыки Варлаама (в миру Виктора Степановича Ряшенцева, 1878- 1942) нельзя назвать ни неизвестным, ни забытым. Только запрос в сети Интернет даёт свыше 1700 страниц ссылок на всевозможные сайты. Такую известность он приобрел из-за участия в так называемом «ярославском расколе», когда в ответ на известную «Декларацию» 16/19 июля 1927 г., направленную на фактическую поддержку безбожной власти, владыка 6 февраля 1928 г. в составе группы архиереев Ярославской епархии, возглавляемой митрополитом Агафангелом (1854-1928), подписал встречную декларацию об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)[1].

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: