30 марта. Память преподообного Алексия

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00330 марта Церковь молитвенно почитает память преподобного Алексия, человека Божия. Преподобный Алексий, человек Божий, знатного происхождения, всю свою жизнь

посвятил служению Богу, взяв на себя подвиг нищелюбия. Святой Алексий – пример величайшего христианского смирения. После долгих лет странничества он вернулся в родительский дом, где, выдав себя за нищего, неузнанный, жил до самой кончины в неустанных молитвах, терпеливо перенося скорби.

Молитва, обращенная к иконе преподобного Алексия, помогает больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.

В православных храмах икона Преподобного Алексия, человека Божия всегда помещалась рядом с образами самых почитаемых подвижников. Поклонение этому святому было особенно заметным во время правления русского царя Алексея Михайловича, который безмерно чтил своего небесного покровителя. К образу Святого Алексия, человека Божия обращаются с молитвой о выздоровлении при душевных и физических заболеваниях. Молитва, обращенная к иконе преподобного Алексия, помогает больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.

image004Обращаясь к образу Преподобного Алексия, можно получить помощь в преодолении пагубных пристрастий и зависимостей, обретении решимости изменить свою жизнь в сторону духовного совершенствования. В наше время особенно ценен пример подвижников, которые силою духа стали выше земных привязанностей, мелких интересов и кардинально изменили свою жизнь во имя высших духовных стремлений.

Церковь Алексея Человека Божия в Костроме находится на улице Катушечной впервые упоминается в 1628 г., когда в Гашеевой слободе (ул. Маяковского) стояла деревянная Алексеевская церк. Взамен нее в 1759-1762 гг. на новом, месте (был возведен каменный храм в стиле барокко — одноглавый, двухэтажный (на первом этаже зимний храм Алексия человека Божия, на втором — летний храм св. Димитрия Ростовского и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких).

Позднее, по-видимому в конце, 18 в., построили трехъярусную колокольню в стиле позднего барокко, увенчанную декорированной «короной» (в России имелось всего несколько колоколен с таким завершением). В начале 20 веке обрамленная старинными елями Церковь, с находящимся возле нее Медным прудом, по мнению искусствоведа Г. К. Лукомского, являлась одной из «самых живописных» в Костроме церквей. Закрыли церковь в 1929 г., после чего были разрушены колокольня и церковная глава, а в храме устроено общежитие.

В качестве жилого дома храм использовался до конца 1980-х гг., когда началась его реставрация (авторы проекта В. С. Шапошников, И. Ш. Шевелев), входе которой были восстановлены колокольня и глава. В 1992 г, храм возвращен Русской православной церкви, став вскоре храмом Костромского духовного училища, а с 1996 г. – храмом Костромской духовной семинарии. 22 июля 1994 года во время своего пребывания в Костроме храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II.

image005

 

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святитель Митрофаний Воронежский и костромская земля

Святитель Митрофаний Воронежский в 1675-1682 гг. был настоятелем знаменитого костромского Макариево-Унженского монастыря. В жизни святителя эти годы оставили значительный след. Приняв сан воронежского епископа, в 1682 г. Митрофаний прислал грамоту своему преемнику, игумену Ионе, в которой писал: «…а мы за дом Живоначальной Троицы и чудотворца Макария ныне и впредь будем заступать и работать, а милость Божия и Пресвятыя Богородицы молитвы и нашего смирения благословения с вами есть и будет, ныне и во веки…»[1]. В 1703 г. перед кончиной святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного[2]. В свою очередь в обители хранили память о пребывании здесь святителя Митрофания. После его канонизации в 1832 г. в Благовещенском соборе, построенном при будущем воронежском епископе, был устроен придел Митрофания Воронежского[3].  

Подробнее...

Статьи

Русская Православная Церковь и Гражданская война в России (1918-1920 гг.)

 Существуют две исторические традиции относительно развития событий в России после октября 1917 г.

а) большевицкая

б) антибольшевицкая

Но и в той и в другой называется важный исток причин гражданской войны: Октябрь 1917 г. Такой же точки зрения придерживается Русская Православная Церковь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: