27 марта 2017. Чудотворная икона Федоровская икона Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

f127 марта во второе воскресенье Великого поста, в Костроме – великий всенародный праздник, событие которого явилось судьбоносной вехой в истории России и российской государственности.

Событие 14 марта послужило началу царствования новой династии Романовых, окончанию Смутного времени в Российском государстве, и поставило наш город в ряду городов имеющих историческое значение как города, в котором было положено основание новой династии царей, правивших Россией в течении 300 лет. При правлении династии Романовых наша Отчизна стала мировой державой – империей, в ряду самых значимых государств мира с развитой экономической, промышленной, сельскохозяйственной, социальной базой. Начало великому государственному восхождению было положено 14 марта 1613г., по старому стилю, у стен Ипатьевского монастыря, когда инокиня Марфа Иоанновна, мать боярина Михаила Федоровича Романова, благословила своего юного сына на всероссийский царский престол иконой Федоровской Божьей Матери. 14 марта прибывшее накануне в Кострому московское посольство во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом после молебна в соборном Успенском храме Костромы, взяв чудотворный образ Федоровской Богоматери, при стечении множество народа всякого сословия, с крестным ходом отправилось в Ипатьевский монастырь, в котором находились Марфа Иоанновна с Михаилом Феодоровичем. Встретившись с Романовыми у Святых монастырских ворот, с ними крестный ход последовал в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Здесь была принесена выбранному государю грамота Земского собора от 21 февраля 1613 г. о его избрании на всероссийский царский престол. Шесть часов шло «умоление» на царство, наконец, архиепископ, обращаясь к Михаилу Феодоровичу сказал исторические слова: «Не противься воли Божией – не мы предприняли этот подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя – устыдись пришествия Ее».

f2Матери с сыном ничего не оставалось, как «преклонивши колена» перед чудотворным образом иконы Божией Матери Федоровской, согласиться с выбором Земского собора. «Се, Тебе, о Богоматерь, и в Твои пречистые руки предаю чадо мое! Наставь его на путь истинный, устрой ему полезная и всему православному христианству» - произнесла мать, благословляя сына на царство чудотворным образом Феодоровским. 19 марта посольство с молодым государем выехало в Москву. Так наречен был на царство Михаил Федорович, ставший родоначальником династии Романовых, государей Российских, так совершилось величайшее событие в государственной истории России, послужившее основанием нового церковного праздника в честь иконы Божией Матери Феодоровской (не забудем, что 27 августа – день обретения иконы Божьей Матери костромским князем Василием Ярославичем).

Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта.

С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная икона Феодоровская пребывала в Москве, в храме Христа Спасителя, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви при избрании и интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительница семейного благополучия, рождения и воспитания детей, а также, помогающая в трудных родах.

В честь праздника, в пределах Костромской епархии на трапезе разрешается вкушать рыбу.

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Образы Троицы в Ипатьевском монастыре (К вопросу о Годуновских вкладах)

Древности Ипатьевского монастыря, занимающие видное место в ряду русских древностей, как писали в начале XXвека братья Г. и В. Лукомские, «особенно возвышают художественно-археологическое значение Костромы» (1).

Подробнее...

Статьи

Рецензия на выход в свет трилогии А. А. Федотова «Сломанный мир».

Относительно недавно появилась на полках библиотек трилогия доктора исторических наук, кандидат богословия, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) А. А. Федотова. Не раз мы знакомили читателя «Северной правды» с литературными произведениями этого замечательного автора:  его трилогии «Свет во тьме», повестей-сказок «Черный карликовый тигр», « «Орден крылатого Льва», «Последний кот Зверландии», повести «У истоков системы», и др.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: