07 июля 2017. Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Вслед за праздником в честь Владимирской иконы Божией Матери, установленным в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, 7 июля Церковь молитвенно почитает Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Этот праздник принадлежит к числу великих праздников Церкви. Бог, через пророка Малахию, предвозвестил, что перед пришествием Спасителя явится Предтеча, т. е. Его Предшественник. Предтеча будет великим пророком, он возвестит людям о пришествии в мир Сына Божьего, подготовит народ к Его принятию и укажет на Него. Рождение пророка принесет радость многим, потому что он будет великим и любимым за свою праведную жизнь, будет иметь дары Духа Святого (по силе Духа – как пророк Илия), и сердца многих обратит к Богу. Родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, - как и родители Марии, Матери Иисуса Христа, долгое время не имели детей. Только в преклонном возрасте Господь послал им ребенка. Произошло это событие чудным образом. Захария, в порядке очередности, служил в иерусалимском храме, и там явился ему Архангел Господень Гавриил, и предрек рождение сына, которому будет дано имя Иоанн. Захария не поверил словам ангела, за что был отнят у него дар речи и он стал немым. Вскоре Елисавета зачала ребенка, и когда он родился, то отцу дали дощечку для того, чтобы он написал имя младенца. Он написал имя Иоанн, и тут же ему вернулся дар речи, и он, благословляя Бога, стал говорить о будущей судьбе этого ребенка, о котором Спаситель затем скажет: « Нет между рожденными женами выше Иоанна Крестителя». Иоанн был последним пророком Ветхого Завета (до пришествия Христа), и первым пророком Нового Завета. По приказу галилейского царя Ирода Антипы, по совету его незаконной жены Иродиады, за обличение их незаконного сожительства, Иоанн был обезглавлен (память 11 сентября). Первые христиане особенно чтили память о пророке, т. к. многие из них были его учениками. Иудейские писатели включают имя Крестителя Христа Иоанна в число знаменитых мужей своего народа и даже мусульмане считают его святым мужем, т. к. в Коране есть сказание о его рождении и высоком значении в богочеловеческой истории. В народе праздник Рождества Иоанна Крестителя еще называют Иваном Купалой.

Наши предки, воцерковляясь, соединили имя пророка Иоанна с языческим божеством Купалой (Купавой), которому предписывалась благодетельная сила растений и живительная теплота солнца. В этот день они прыгали через костры, считая, что таким образом предохраняются от болезней, купались, предписывая воде силу, дающую здоровье, и верили, что в ночь, накануне праздника цветет папоротник, цвет которого указывает на скрытые в земле клады. Все эти суеверия унизительны для христиан и оскорбительны для памяти Крестителя Господня Иоанна.

02Среди действующих церквей Костромской епархии, в честь Иоанна Предтечи сохранилась церковь в д. Иванковицы, Островского р-на, в Иаково-Железноборовском мужском монастыре центральный храм воздвигнут во имя Рождества Предтечи Спасова Иоанна. В этом монастыре был пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев (Лжедмитрий 1), боярский сын из Галича. По преданию, у гроба преподобного Иакова Железноборовского Михаил Романов узнал о грозящей ему опасности. По пути к Домнину поляки выжгли монастырь дотла.

В честь Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна на месте бывшей древни Сельца в затопленной местности при строительстве Горьковского гидроузла в 1955-56 гг. сооружена часовня.

Храмы и монастыри

Светильник Костромского Заволжья

С 1932 года в городскую черту Костромы входит село Селище, расположенное на правом берегу Волги. С XVI века оно называлось Новоселки, затем – Мошениной слободой. Неизвестно, принадлежало ли Селище до середины ХVI века какому-либо владельцу, или его жители относились к числу «черных» (государственных) крестьян, но во второй половине ХVI века – предположительно в 70-е годы – Селище и прилегающие к нему деревни были пожалованы царем Иваном Грозным в вотчину князю и боярину Ивану Михайловичу Глинскому.

Подробнее...

Святые и Святыни

Братья Лихуды Иоанникий (+1717) и Софроний (1730).

«На протяжении многих столетий идет в России спор: по какому пути развития (цивилизации) ей идти, как образовывать себя. Страна, занимающая огромное пространство Земли (1/6 суши) подвергалась и подвергается до сих пор с самого начала своего бытия политическому, религиозному, экономическому и культурному влияниям. Владеть умами этой страны, образовывать ее молодое поколение  в сфере своих духовных ценностей, подчиняя ее своим интересам через просвещение и образование – задача, при которой безкровно, со своей стороны, можно, без оговорок, владеть миром».

         Сазонов Д., свящ. Дорога к просвещению. // Светочъ. Альманах. Кострома, 1996. С. 13.

Подробнее...

Статьи

К переосмыслению реформы приходского управления 1961 года

В историографии периода государственно-церковных отношений 1960-х годов приходская реформа однозначно подается как действие властей нанесших разрушительный для церковного прихода, для религиозного самосознания удар, окончательной целью которой была ликвидация церковных структур. В результате изучения материала, а также с учетом постановки проблематики, с целью ее объективности, удалось прийти к результатам, из которых следует, что к 1988 году, к работе Поместного собора, на котором будет принят новый Приходской устав, церковные организации пришли духовно, организационно и финансово более крепкими, чем они находились до 1960-х годов. Относительно благополучное состояние приходов позволило начать церковное возрождение 1990-х годов.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: