26 февраля. Прощенное Воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Воскресный день 26 февраля 2017г, в церковном календаре называется Неделя Сыропустная (завершается вкушение молочной пищи) или Прощеное воскресенье, по чину прощения, который совершается в это день перед началом Великого поста. Тематической канвой прощеного воскресенья, его нравственным смыслом служит воспоминание изгнания праотца Адама из рая...

После грехопадения Адама Господь призывает его к покаянию, но вместо покаяния Адама и Ева оправдываются, не желая каяться в содеянном грехе. Поэтому Бог изгоняет их из рая. После грехопадения первых людей, грех - причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти всех людей. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу… Главным оружием борьбы против греха является смирение и покаяние.

02Готовясь вступить в поприще поста и покаяния, мы должны разорвать узел вражды и недружелюбия к своим ближним. Из чего проистекает необходимость прощения обид - мы все грешны и сами нуждаемся в прощении своих: и от Бога и от людей. Без прощения обид не будет полезен даже самый строгий пост (Ис.58,6).

Чин прощения накануне Великого поста совершается по древней традиции египетских подвижников, которые собирались в последний день Сырной недели для общей молитвы, просили друг у друга прощение, а затем расходились по пустыне для уединенных подвигов в продолжение Великой Четыредесятницы (Великого поста).

В Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения в храмах (в некоторых храмах после утреннего богослужения), совершается особый чин прощения. На середину храма выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель прихода (архиерей в соборном храме) обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у присутствующих. Затем, все присутствующие подходят к нему, целуют иконы на аналоях и крест в его руке, просят прощения у него как у своего духовного отца. Затем прощение просят друг у друга.

03В российской традиции, в воскресенье, накануне начала Великого поста прощения друг у друга просили родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи, дети становились перед отцом и матерью на колени и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобою» - «Бог, простит, прости и меня», - отвечали те. Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем.Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

Вкушение пищи в Великий пост строго ограничено.В понедельник, среду и пятницу в период поста верующие должны придерживаться сухоядения. То есть, кушать только растительную пищу, не подвергшуюся какой-либо термической обработке. В эти дни желательно кушать только один раз в день, и то, в вечернее время.

04По вторникам и четвергам в период Великого поста можно кушать варению пищу, но при ее приготовлении нельзя использовать даже растительное масло. В субботу и воскресенье допускается горячая пища, приготовления с добавлением растительного масла.

В течение Великого поста в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (в текущем году он выпадает на 7 апреля), в Вербное воскресенье (в текущем году оно выпадает на 5 апреля), а так же 27 марта день почитания Феодоровской иконы Божией Матери (местный праздник), можно кушать рыбу. Рыбную икру в Великий Пост 2016 календарь питания разрешает в Лазареву субботу. В пятницу на Страстной неделе (последняя неделя до наступления Пасхи) принято полностью воздерживаться от пищи. Многие верующие воздерживаются от пищи еще и Великую субботу до наступления Пасхи.

Э то важно! Не стоит фанатично придерживаться всех правил питания во время поста. Необходимо следить за состоянием своего здоровья и не доводить себя до полного истощения. Церковь допускается также послабления для беременных и кормящих женщин, людей, чья работа связна с тяжелым физическим трудом, а также больных. Ограничения в еде во время поста не должны быть причиной того, что человеку не хватает сил на выполнение своих ежедневных обязанностей.Перед началом Великого поста необходимо спросить у духовника благословения и начать поститься либо по уставу, или с послаблением — как он скажет.

Пост – время милосердия – посещение больных, страждущих, прощение обид. Запрещаются развлечения, зрелища. «Пост ведет нас на брань с врагами нашими (страстями), избавляет от рабства (греха), возвращает нам свободу»

Проводы Масленицы», которые будут совершаться в Сырное воскресенье, сжигание идола - языческая развлекательная традиция, ничего общего с христианством не имеющая.

05

 

 

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Серебрянский Николай Ильич (1872-1940)

Родился 1 декабря 1872 года в с. Крекшино, Новоржевского уезда Псковской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Псковскую духовную семинарию, затем, один курс Варшавского университета. В 1898 году окончил Московскую академию со степенью кандидата богословия.

Подробнее...

Статьи

Рукописи Е.В. Честнякова – источник духовной и народной мудрости.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник обладает уникальным фондом рукописных произведений Е.В. Честнякова. Всю жизнь наряду с рисованием и писанием картин он "сочинял словесности". Его рукописное наследие является подлинной сокровищницей духовной и народной мудрости. Это - сказки, стихи, романы в прозе и стихах, драматические сценки для детского театра, размышления о вере, жизни, искусстве. В своих художественных и литературных произведениях он поднимает общечеловеческие духовно-нравственные проблемы, через прекрасную мечту показывает пути совершенствования человека, построения всеобщего благоденствия. И делает это с такой неповторимой национальной самобытностью, что позволяет нам рассматривать его творчество не только как российское, но как общемировое явление художественной культуры.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: