5 марта 2016г. Вселенская родительская суббота

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Суббота за неделю до Великого поста называется мясопустной Вселенской родительской субботой. Вселенская родительская суббота в 2016 году - 5 марта. В этот день совершается поминовение всех «от века усопших православных христиан».

02Всего же на протяжении года Церковью установлено две родительские субботы: первая - накануне Недели о Страшном Суде, которая называется еще мясопустной, а вторая - перед праздником Святой Троицы. Эти субботы именуются Вселенскими, поскольку они обязательны для всех православных церквей. Это самый древний и торжественный поминальный день. Его история ведёт свой отсчёт с ранних веков христианства и должна напоминать верующим, в первую очередь, о Судном дне. По церковному преданию, первые христиане собирались на кладбищах и молились за собратьев по вере, особенно за тех, кто умер внезапно, и потому не получил достойного погребения.

В родительскую субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный суд. И тут живые призваны помогать мертвым. Мы своими молитвами должны как бы напоминать усопшей душе: «Обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю».

С мысл родительской субботы максимально подготовить к новой, загробной жизни и встрече с Богом души всех верующих, не забывая и о душах, покинувших земной мир. На Мясопустную субботу вспоминают почивших от Адама до нашего времени. Накануне в пятницу совершается вечерня и заупокойная утреня. После Божественной литургии совершается «Вселенская» панихида. Эта суббота поминовения усопших установлена накануне воскресного дня, который называется Неделей (воскрсеньем) о Страшном суде. В этот день мы сами вспоминаем Страшный суд и призываем всех вспомнить о том, что этот суд непременно будет, а пока он не произошел, мы можем молиться за своих усопших родных, чтобы облегчить их посмертную участь.

03Каждого человека после смерти ожидает Частный суд, на котором он судится за все своих дурные и хорошие дела. Но этот суд еще не окончательный. Пока не наступил Страшный суд, у души еще есть возможность обратиться к Богу.

В этот день православным желательно посещать храм, где совершаются заупокойные службы. Подайте поминальные записки с именами усопших, п оставьте свечи за упокой. На панихидный стол в церкви можно принести поминальные продукты. После совершения панихиды эти продукты отдаются в дома престарелых, детские дома или служащим храма.

04Читайте молитвы в день поминовения усопших. Откройте «Православный молитвослов» - там после утренних молитв идут молитвы за ныне живых и усопших. Никто не должен лениться читать эти поминовения за своих родственников и прибавлять к нему прошение из «Последования по исходе души от тела».

Ведите себя на кладбище правильно. Поминая своих усопших на кладбище, не оставляйте на могилах никакие съестные припасы – это все языческие обычаи, которые не имеют ничего общего с традицией православия. Также нельзя на могилах распивать спиртное – Церковь расценивает это как большой грех. Самое лучшее, что вы можете сделать для своего усопшего родственника – это прочитать поминальную молитву, попросить Господа простить покойнику все его грехи.

Смерть – это в некотором роде преображение человека. Тогда он узнает, какова была его жизнь, соответствовала ли она Божьему замыслу. Именно это соответствие рассматривается на Частном суде, то есть на том суде, который ждет каждого человека после смерти на сороковой день после нее. Наши молитвы могут помочь «вытащить» душу из адских мук. Мы читаем об этом в житиях. Например, мученик Уар освободил родителей того, кто очень почитал его и берег его мощи.

05Родительские субботы стали серьёзным поводом почтить добрую память умерших близких: обычно люди посещают кладбища, ухаживают за могилами почивших и угощают знакомых сладостями, чтобы те, в свою очередь, тоже помянули покойного. В этот праздник подают милостыню во имя спасения всех христианских душ.

Однако значение Вселенской родительской мясопустной субботы гораздо шире, чем простое поминовение своих родственников. Множество людей умирает внезапной, неестественной смертью: во время путешествий, на пожарах, от голода и холода. К сожалению, такие умершие, как правило, лишаются псалмопения и молитв. Именно поэтому святые Апостолы, отцы Церкви, установили в этот день поминать абсолютно всех усопших, даже если они и не являются вашими родственниками. Церковь представляет всех покойников «родителями» - они не принадлежат нашему миру, но принадлежат к «роду отцов». Мы должны благоговеть к их памяти: рано или поздно смерть заберет и нас, и мы воссоединимся с ними, своими любимыми душами.

В родительскую субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный суд. И тут живые призваны помогать мертвым. Мы своими молитвами должны как бы напоминать усопшей душе: «Обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю».

Но хотя бы в эту Вселенскую родительскую субботу надо собраться, чтобы помолиться о наших усопших, чтобы вспомнить всех, кого только мы можем вспомнить. Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» – яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», – повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания, прежде чем ее участь до Страшного суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преподобного Василия Нового преподобному Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы, совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души.

Блаженной Феодоре было явление, и она этим явлением смогла поделиться с окружающими. О чем же сообщает нам ее рассказ? Во- первых, о том, что частный Божий Суд после смерти человека производится ангелами добрыми и злыми. Во-вторых, мы узнаем, за что будут судить человека, в чем заключается суд. Грехи, о которых говорила Феодора, каждый в то время мог узнать в себе.

06В синаксаре на этот день написано "Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви".

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому - накануне этого дня, как бы в день. предшествующий страшному суду Христову, и - притом - приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова- и Святыми, и живущими, и умершими,Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… - внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует, умоляя,Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

 

 

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Почитание в Ярославле образа Богоматери Феодоровской

Почитание чудотворного образа города Костромы в Ярославле было закономерным явлением: оба волжских города связывали тесные торгово-экономические и культурные отношения.

О почитании иконы Богоматери Федоровской в Ярославле писали местные краеведы XIX в. Только на основе их свидетельств можно составить яркую картину разнообразных форм почитания иконы Богоматери Федоровской в Ярославле.

Подробнее...

Статьи

Русская Православная Церковь и Гражданская война в России (1918-1920 гг.)

 Существуют две исторические традиции относительно развития событий в России после октября 1917 г.

а) большевицкая

б) антибольшевицкая

Но и в той и в другой называется важный исток причин гражданской войны: Октябрь 1917 г. Такой же точки зрения придерживается Русская Православная Церковь.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: