5 марта 2016г. Вселенская родительская суббота

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01Суббота за неделю до Великого поста называется мясопустной Вселенской родительской субботой. Вселенская родительская суббота в 2016 году - 5 марта. В этот день совершается поминовение всех «от века усопших православных христиан».

02Всего же на протяжении года Церковью установлено две родительские субботы: первая - накануне Недели о Страшном Суде, которая называется еще мясопустной, а вторая - перед праздником Святой Троицы. Эти субботы именуются Вселенскими, поскольку они обязательны для всех православных церквей. Это самый древний и торжественный поминальный день. Его история ведёт свой отсчёт с ранних веков христианства и должна напоминать верующим, в первую очередь, о Судном дне. По церковному преданию, первые христиане собирались на кладбищах и молились за собратьев по вере, особенно за тех, кто умер внезапно, и потому не получил достойного погребения.

В родительскую субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный суд. И тут живые призваны помогать мертвым. Мы своими молитвами должны как бы напоминать усопшей душе: «Обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю».

С мысл родительской субботы максимально подготовить к новой, загробной жизни и встрече с Богом души всех верующих, не забывая и о душах, покинувших земной мир. На Мясопустную субботу вспоминают почивших от Адама до нашего времени. Накануне в пятницу совершается вечерня и заупокойная утреня. После Божественной литургии совершается «Вселенская» панихида. Эта суббота поминовения усопших установлена накануне воскресного дня, который называется Неделей (воскрсеньем) о Страшном суде. В этот день мы сами вспоминаем Страшный суд и призываем всех вспомнить о том, что этот суд непременно будет, а пока он не произошел, мы можем молиться за своих усопших родных, чтобы облегчить их посмертную участь.

03Каждого человека после смерти ожидает Частный суд, на котором он судится за все своих дурные и хорошие дела. Но этот суд еще не окончательный. Пока не наступил Страшный суд, у души еще есть возможность обратиться к Богу.

В этот день православным желательно посещать храм, где совершаются заупокойные службы. Подайте поминальные записки с именами усопших, п оставьте свечи за упокой. На панихидный стол в церкви можно принести поминальные продукты. После совершения панихиды эти продукты отдаются в дома престарелых, детские дома или служащим храма.

04Читайте молитвы в день поминовения усопших. Откройте «Православный молитвослов» - там после утренних молитв идут молитвы за ныне живых и усопших. Никто не должен лениться читать эти поминовения за своих родственников и прибавлять к нему прошение из «Последования по исходе души от тела».

Ведите себя на кладбище правильно. Поминая своих усопших на кладбище, не оставляйте на могилах никакие съестные припасы – это все языческие обычаи, которые не имеют ничего общего с традицией православия. Также нельзя на могилах распивать спиртное – Церковь расценивает это как большой грех. Самое лучшее, что вы можете сделать для своего усопшего родственника – это прочитать поминальную молитву, попросить Господа простить покойнику все его грехи.

Смерть – это в некотором роде преображение человека. Тогда он узнает, какова была его жизнь, соответствовала ли она Божьему замыслу. Именно это соответствие рассматривается на Частном суде, то есть на том суде, который ждет каждого человека после смерти на сороковой день после нее. Наши молитвы могут помочь «вытащить» душу из адских мук. Мы читаем об этом в житиях. Например, мученик Уар освободил родителей того, кто очень почитал его и берег его мощи.

05Родительские субботы стали серьёзным поводом почтить добрую память умерших близких: обычно люди посещают кладбища, ухаживают за могилами почивших и угощают знакомых сладостями, чтобы те, в свою очередь, тоже помянули покойного. В этот праздник подают милостыню во имя спасения всех христианских душ.

Однако значение Вселенской родительской мясопустной субботы гораздо шире, чем простое поминовение своих родственников. Множество людей умирает внезапной, неестественной смертью: во время путешествий, на пожарах, от голода и холода. К сожалению, такие умершие, как правило, лишаются псалмопения и молитв. Именно поэтому святые Апостолы, отцы Церкви, установили в этот день поминать абсолютно всех усопших, даже если они и не являются вашими родственниками. Церковь представляет всех покойников «родителями» - они не принадлежат нашему миру, но принадлежат к «роду отцов». Мы должны благоговеть к их памяти: рано или поздно смерть заберет и нас, и мы воссоединимся с ними, своими любимыми душами.

В родительскую субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный суд. И тут живые призваны помогать мертвым. Мы своими молитвами должны как бы напоминать усопшей душе: «Обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю».

Но хотя бы в эту Вселенскую родительскую субботу надо собраться, чтобы помолиться о наших усопших, чтобы вспомнить всех, кого только мы можем вспомнить. Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» – яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», – повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания, прежде чем ее участь до Страшного суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преподобного Василия Нового преподобному Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы, совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души.

Блаженной Феодоре было явление, и она этим явлением смогла поделиться с окружающими. О чем же сообщает нам ее рассказ? Во- первых, о том, что частный Божий Суд после смерти человека производится ангелами добрыми и злыми. Во-вторых, мы узнаем, за что будут судить человека, в чем заключается суд. Грехи, о которых говорила Феодора, каждый в то время мог узнать в себе.

06В синаксаре на этот день написано "Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви".

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому - накануне этого дня, как бы в день. предшествующий страшному суду Христову, и - притом - приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова- и Святыми, и живущими, и умершими,Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… - внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует, умоляя,Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

 

 

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Алексий Васильевич Андроников (+1918)

Родился 14 сентября 1838 года в г. Чухломе, Костромской губернии. Выходец из старинного рода чухломских священников, сын настоятеля Преображенского собора Чухломы Василия Ивановича и Глафиры Ивановны Андрониковых. Незаурядные способности студента Алексея Андроникова проявились в Костромской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Путь к Богу: Возвращение

СВЯЩЕННИКИ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ И СЕРГИЙ БУЛГАКОВ: ПУТЬ К БОГУ.

По словам о. Павла, он был воспитан вне всякой исторической религии. « Религия в семейном воспитании: «отсутствовала…не по оплошности,- писал он впоследствии к своим детям,- а силой сознательно поставленной стены, ограждавшей рай (который родители «хотели установить в семье») от человеческого общества»1. В семейном кругу никогда не говорили о том, что Бога нет, или что религия – суеверие, или, что духовенство обманывает, как не говорилось и обратное»2.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: