21 сентября 2017. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00321 сентября Церковь празднует один из двенадцати великих праздников богослужебного года - праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Две тысячи лет назад, в этот светлый день, на рубеже Старого и Нового Заветов, в городе Назарете родилась девочка, Которая предназначена была Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира. Родителями ее были праведные Иоаким и Анна, люди, которые вели безукоризненную, добродетельную жизнь веры, надежды и любви. По промыслу Божию, многие годы супруги оставались бездетными и терпели несправедливые упреки со стороны людей, укорявших их тем, что за грехи Бог лишил их потомства.

04

За терпение, непоколебимую веру и любовь к Богу и друг к другу, Господь послал им великую радость – под конец их жизни Архангелом Гавриилом им было возвещено, что молитвы их услышаны Богом, и у них родится дочь Мария (евр.- госпожа, надежда), через Которую будет даровано спасение всему миру (Быт. 3,15). Святая Анна зачала, и по исполнению срока родила Пресвятую Деву Марию, чистотой и добродетелью превосходящую не только людей, но и ангелов, явившуюся живым храмом Божиим и, - как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, - Небесной Дверью, вводящей Христа во вселенную, «во спасение душ наших» (стихира праздника).

Мы празднуем рождение Божией Матери, Которая через века была вымолена у Бога человечеством для спасения от рабства греха и смерти как вечного ада. Этот младенец, родившийся среди добра и зла, греха и святости, избрал добро с самого начала, и продолжал жить в чистоте и всецелой верности своему человеческому величию, преодолевая разделение, существовавшее между Богом и человеком с момента грехопадения.

Будем же радоваться рождению Той, Которая раскрыла перед нами небо и явилась тем мостом, который соединил небо и землю. Будем просить ее научить нас поклоняться Богу так, чтобы быть достойными одного с ней рода, рода человеческого, из которого родился Спаситель мира. Потому что среди этого рода были люди такие как Она, и ее родители, явившие Богу такую совершенную верность, упование и любовь.

image005В костромском Ипатьевском монастыре, находилась пристроенная к Троицкому собору, разрушенная в конце 20-х годов XX века, теплая (зимняя) пятиглавая каменная церковь в честь Рождества Богородицы (1760-1764 гг.) с трапезной палатой. В 20-е годы в ней был устроен антирелигиозный музей, затем, очевидно строители «новой жизни», не успокоившись, перенесли антирелигиозные экспозиции в церковь Спаса в рядах, а церковь Рождества Богородицы в марте 1930 г. взорвали. К 2015 году храм был полностью восстановлен. 19 июля 2015 года Патриарх Кирилл освятил храм в Ипатьевском монастыре. В настоящее время в нем расписывают стены фресками.

image008В этот день престольный праздник в Рождества-Богородицком храме Иаково-Железноборовского мужского монастыря в с. Борок, Буйского р-на. Кирпичный зимний храм монастыря, построенный в 1753-1757 в духе архаичной архитектуры. Состоит из двусветного пятиглавого четверика с боковыми галереями. Купольная кровля четверика и ярусные барабаны глав, вероятно, появились при перестройках в XVIII-XIX вв. В галереях помещались приделы Иакова Железноборовского и Рождества Христова. Закрыт не позже 1930-х. В настоящее время ремонтируется. В храме под спудом хранятся мощи прп. Иакова Железноборовского (+1442 или 1451), основателя монастыря.

Из разрушенных святынь, некогда украшавших наш город вспомним, разрушенную Рождества Богородицы церковь на Лазаревском кладбище г. Костромы. Богородицерождественскую церковь с. Апраксино, церковь с. Богородицкое, Костромского р-на, с. Поздеевское, Нерехтского р-на, одноименные церкви в г. Солигаличе, Вяткиной-Горе, Кологривского р-на, с. Ключей, Макарьевского р-на.

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Голоушин Николай Петрович (1883-1964)

Родился Николай Голоушин в семье Чухломского купца Петра Васильевича Голоушина в 1883 году. После окончания в 1906 году Петербургской духовной семинарии, он три года служил в Петербурге учителем Закона Божия в школе для взрослых при Иоанно-Предтеченской церкви.

Подробнее...

Статьи

Проблема "Народного духа" в философии и истории

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: