21 сентября 2017. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00321 сентября Церковь празднует один из двенадцати великих праздников богослужебного года - праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Две тысячи лет назад, в этот светлый день, на рубеже Старого и Нового Заветов, в городе Назарете родилась девочка, Которая предназначена была Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира. Родителями ее были праведные Иоаким и Анна, люди, которые вели безукоризненную, добродетельную жизнь веры, надежды и любви. По промыслу Божию, многие годы супруги оставались бездетными и терпели несправедливые упреки со стороны людей, укорявших их тем, что за грехи Бог лишил их потомства.

04

За терпение, непоколебимую веру и любовь к Богу и друг к другу, Господь послал им великую радость – под конец их жизни Архангелом Гавриилом им было возвещено, что молитвы их услышаны Богом, и у них родится дочь Мария (евр.- госпожа, надежда), через Которую будет даровано спасение всему миру (Быт. 3,15). Святая Анна зачала, и по исполнению срока родила Пресвятую Деву Марию, чистотой и добродетелью превосходящую не только людей, но и ангелов, явившуюся живым храмом Божиим и, - как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, - Небесной Дверью, вводящей Христа во вселенную, «во спасение душ наших» (стихира праздника).

Мы празднуем рождение Божией Матери, Которая через века была вымолена у Бога человечеством для спасения от рабства греха и смерти как вечного ада. Этот младенец, родившийся среди добра и зла, греха и святости, избрал добро с самого начала, и продолжал жить в чистоте и всецелой верности своему человеческому величию, преодолевая разделение, существовавшее между Богом и человеком с момента грехопадения.

Будем же радоваться рождению Той, Которая раскрыла перед нами небо и явилась тем мостом, который соединил небо и землю. Будем просить ее научить нас поклоняться Богу так, чтобы быть достойными одного с ней рода, рода человеческого, из которого родился Спаситель мира. Потому что среди этого рода были люди такие как Она, и ее родители, явившие Богу такую совершенную верность, упование и любовь.

image005В костромском Ипатьевском монастыре, находилась пристроенная к Троицкому собору, разрушенная в конце 20-х годов XX века, теплая (зимняя) пятиглавая каменная церковь в честь Рождества Богородицы (1760-1764 гг.) с трапезной палатой. В 20-е годы в ней был устроен антирелигиозный музей, затем, очевидно строители «новой жизни», не успокоившись, перенесли антирелигиозные экспозиции в церковь Спаса в рядах, а церковь Рождества Богородицы в марте 1930 г. взорвали. К 2015 году храм был полностью восстановлен. 19 июля 2015 года Патриарх Кирилл освятил храм в Ипатьевском монастыре. В настоящее время в нем расписывают стены фресками.

image008В этот день престольный праздник в Рождества-Богородицком храме Иаково-Железноборовского мужского монастыря в с. Борок, Буйского р-на. Кирпичный зимний храм монастыря, построенный в 1753-1757 в духе архаичной архитектуры. Состоит из двусветного пятиглавого четверика с боковыми галереями. Купольная кровля четверика и ярусные барабаны глав, вероятно, появились при перестройках в XVIII-XIX вв. В галереях помещались приделы Иакова Железноборовского и Рождества Христова. Закрыт не позже 1930-х. В настоящее время ремонтируется. В храме под спудом хранятся мощи прп. Иакова Железноборовского (+1442 или 1451), основателя монастыря.

Из разрушенных святынь, некогда украшавших наш город вспомним, разрушенную Рождества Богородицы церковь на Лазаревском кладбище г. Костромы. Богородицерождественскую церковь с. Апраксино, церковь с. Богородицкое, Костромского р-на, с. Поздеевское, Нерехтского р-на, одноименные церкви в г. Солигаличе, Вяткиной-Горе, Кологривского р-на, с. Ключей, Макарьевского р-на.

Храмы и монастыри

История и историософия Костромского Ипатьевского мужского монастыря

В книге рассматриваются богословско-философское и историко-философское осмысления вызовов, с которыми приходилось сталкиваться Российскому государству на протяжении своей истории. Автор предлагает на примере прошлого и настоящего Костромского Ипатьевского мужского монастыря принять модель разрешения исторических вызовов посредством поиска путей возвращения человека к Богу, Который вместе с человеком является Творцом истории.

Представлен анализ историографии проблемы и источниковой базы исследования, которую составили материалы ГАРФ, ЦГАДА, ГАКО, ГАНИКО, ЦИАМ.

Книга адресована научным работникам, преподавателям высшей школы, докторантам, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется философским осмыслением проблем истории и историософии.

Скачать книгу ИСТОРИЯ И ИСТОРИОСОФИЯ КОСТРОМСКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Святые и Святыни

Протоиерей Красовский Иван Александрович (1872-1938)

Родился 19 февраля 1872 года в Костроме в семье священника Александра Красовского. Окончил Костромскую семинарию и Академию. С 1988 по 1928 гг. проходиол служение псаломщика, диакона, священника в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. С 1929 по апрель 1936 г. священник, протоиерей Преображенской церкви с. Шишкино Судиславского р-наИвановской промышленной области. С 1936 по ноября 1938 гг. настоятель, протоиерей Богородице-Рождественской церкви с. Зюзино Ухтомского р-на Московской области.

Подробнее...

Статьи

Рецензия на выход в свет трилогии А. А. Федотова «Сломанный мир».

Относительно недавно появилась на полках библиотек трилогия доктора исторических наук, кандидат богословия, профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) А. А. Федотова. Не раз мы знакомили читателя «Северной правды» с литературными произведениями этого замечательного автора:  его трилогии «Свет во тьме», повестей-сказок «Черный карликовый тигр», « «Орден крылатого Льва», «Последний кот Зверландии», повести «У истоков системы», и др.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: