28 августа 2015. Успение

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0128 августа Православной Церковью установлено молитвенное воспоминание Успения Пресвятой Богородицы. Окончание земной жизни Богородицы было ознаменовано многими чудесными явлениями: в комнату, где на украшенной постели, окруженная чудесным образом из разных стран собранными апостолами лежала Пречистая, явился Господь с ангелами и святыми, и принял душу Матери Своей, которая телом как бы уснула сном (успение). Положив пречистое тело Богородицы в пещеру, апостолы и собравшиеся люди закрыли ее вход большим камнем и три дня не отходили от гроба, непрестанно молясь.

На третий день, по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при погребении, ему была открыта пещера, чтобы он мог поклониться телу Божьей Матери. К великому изумлению всех, тела в пещере не было – там лежала лишь только Ее верхняя одежда. Вечером того же дня, апостолы были утешены явлением Богородицы, которую увидели окруженную ангельскими силами и сияющую неизреченной славой. Пречистая сказала им: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

02Мирной земной кончиной Божьей Матери, кратковременным пребыванием ее в гробе, воскрешением и вознесением на небо, Церковь учит нас, что смерть не является уничтожением нашего бытия, а лишь переходом от тления и разрушения к вечному бессмертию. В успении Богородицы появилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба – окончание земной жизни, как свидетельство и итог земных дел. У гроба познается человек – вся жизнь его открывается: клевета смолкает, показное разоблачается, добродетель и правда торжествует. «Богородичной Пасхой» называли праздник Успения на Руси, ибо через свое успение Божия Матерь стала еще ближе христианам как «Заступница Усердная» перед престолом Божиим за всех нас.               Праздником Успения заканчивается строгий Успенский пост.

03Престольный праздник в этот день в Успенской церкви с. Романова, Судиславльского р-на, с. Рубцово, Кадыйского р-на, с. Елкино, с. Михали, Нейского р-на, с. Печенкино, Шарьинского р-на, с. Густомесово Красносельского р-на, в Успенской церкви Паисиево-Галичского и Макариево-Унженского монастырей, в Успенской церкви с. Тетеринское, Нерехтского р-на.

04В этот день мы вспоминаем Костромской кафедральный Успенский собор, взорванный в 1934 г. По мнению архитекторов, он был воздвигнут в Костромском кремле в начале XVI в. Украшением храма была изумительная по своей красоте фресковая роспись XVII в. Особенностью его являлось то, что его алтарь был ориентирован не на восток (как это принято во всех храмах), а на север – в сторону Запрудни, где совершилось событие обретения чудотворной иконы Божьей Матери Федоровской. В Успенском соборе, ставшем в 1835 г. кафедральным, в местном ряду иконостаса находилась эта чудотворная икона вплоть до 1929 г. В нем так же хранились вклады жертвователей из княжеских и царских семей, древние иконы и церковная утварь. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь Михаил Романов (1619г.), Екатерина II (1767г.), Николай I(1834г.), Александр II (1858г.) Александр III (1881г.), Николаи (1913г.). На боковых стенах собора размещались реликвии воинской славы – знамена костромского ополчения 1812 г. и костромских дружин, участвовавших в Крымской войне 1855-56гг. В 1929 г. кремлёвские храмы были. закрыты, в 1934 г. — снесены.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Буевский Алексей Сергеевич (1920 - 2009)

Родился Алексей Сергеевич 20 июня 1920 года  в семье музыканта С. Н. Буевского и А. И. Козловой, воспитывался в семье деда - И. Г. Козлова, старосты Преображенской церкви Спаса в Подвязье в Костроме, с 6 лет прислуживал в храме.

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: