19 августа. Преображение Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01

19 августа совершается воспоминание величайшего в истории мира события – Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор. В народе это праздник носит название Яблочного, или Второго Спаса. Событие Преображения совершилось на вершине горы Фавор, куда Спаситель взял для утверждения в вере своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна. На молитве лицо Иисуса просияло как солнце и одежды Его стали белыми как снег и как свет блистающими. В этой славе явились два ветхозаветных пророка, живыми взятые на небо – Моисей и Илия и беседовали с Христом о грядущих Его страданиях и смерти в Иерусалиме. Внезапно светлое облако покрыло апостолов (это Дух Святой покрыл их, немощных людей, не могущих созерцать славу Божию) и они услышали из облака голос Бога Отца, говорящий о Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!»

От видения, свидетелями которого они оказались, ученики Христовы в страхе упали на землю. Когда же Иисус подошел и прикоснулся к ним, то они, увидели своего Учителя в обычном Его состоянии. Преображение Господа на горе Фавор – это событие, служащее для утверждения веры человека в жизнь после смерти, в жизнь всеобщего воскресения и преображение мира. В конце праздничной Литургии в храмах совершается освящение яблок и других плодов нового урожая (виноград, груши, сливы). По традиции, до праздника есть плоды (яблоки) воспрещается. Идет Успенский пост. В день праздника разрешается вкушение рыбы (Успенский пост).

02В этот день престольный праздник в Преображенском храме с. Спас Бураки Костромского района, в церкви г. Нерехта, с. Шартаново, Чухломского р-на, г. Солигалич, п. Судиславль, с. Шишково, Судиславского р-на, с. Столпино, с. Чернышево, Кадыйского р-на, С. Красногорье, Макарьевского р-на, в Преображенском храме Макариево-Писемского женского монастыря. В 2000 г. отмечалось 600-летие основания обители преподобным Макарием. В обители почивают мощи преподобного.

В этот день вспомним костромскую церковь в честь Преображения Господня в Подвязье (на пересечении улиц Островской и Депутатской. Впервые этот храм упоминался в костромской писцовой книге в 1628 г. как монастырская церковь одноименного монастыря. В 1691 г. церковь стала приходской. В 1738 г. церковными властями был дан указ отстроить церковь в камне. В 1806г. к ней были пристроены зимние приделы в честь входа Господня в Иерусалим и Василия, епископа Парийского. Среди хранившихся в нем святынь почитался костромичами крест с частицами мощей святых угодников Божиих и икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

После закрытия в 1929г. храм, к середине 30-х годов ХХ столетия был полностью разрушен.

В этот день мы вспоминаем трех священников, жертв репрессий 30-х гг. ХХвека, носивших фамилии Преображенский: священника с. Шушкодом В. А. Преображенского (обвинялся по ст. ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Расстрелян 20.08.1937г.), священника Воскресенской церкви с. Исаево Буйского уезда Н. Е. Преображенского (обвинялся в КРД. Расстрелян 17.11.1937г.), священника с. Солда Солигаличского р-на П. И. Преораженского (обвинялся в КРД. Расстрелян 21.09.1937г.).

Один из святых собора Костромских святых – святитель Василий, епископ Кинешемский (+1945), также носил фамилию Преображенский.

 

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Насельница Богородицкого Пошехонского монастыря Вишнякова Анна Ивановна (1883-1958?)

Родилась 13.06.1883 г. в д. Митирева Буйского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Работала на шапочном производстве. С 1906 г. в течение 20 лет была насельницей Исакова Рождества- Богородицкого монастыря Пошехонского уезда ярославской области. В 1926 г., после закрытия монастыря поселилась в г. Пошехонье вместе с монахинями Марией (Кореповой) и Анфисой (?). Воспитывала мальчика, мать которого находилась в тюрьме.

Подробнее...

Статьи

Епископ Виссарион (Нечаев, 1822-1905) великий писатель Серебряного века

В статье дается нравственная оценка эпохе Серебряного века в русской литературе, на примере творческой и литературной деятельности епископа Костромского и Галичского Илариона показана подлинная, нравственная литература того времени, литература призывающая человека к духовно-нравственному возрождению, о которой незаслуженно умалчивается.

Выдающийся английский этнограф Дж. Фрезер утверждал: "Вся культура - из храма, из культа" [15, с.31 ]. Действительно, проанализировав, можно сказать, что вся мировая, в том числе и русская литература вышла из храма. Она носит в себе корни той религиозной традиции, к которой принадлежат ее лучшие писатели и читатели. Говоря о русской литературе конца XIX- начала XX вв., о «Серебряном веке» русской литературы, нельзя не упомянуть имени столь яркого, и, к сожалению, незаслуженно забываемого, как имя епископа Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: