15 февраля. Сретение

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

sretenie15 февраля праздник, Сретения (встречи) Господня. Праздник является памятью о том великом событии, которое совершилось на сороковой день после рождения Христа-Спасителя. По закону, данному Богом пророку Моисею, в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства, каждая еврейская семья должна принести своего первенца в храм для посвящения Богу. Богородица, вместе с праведным Иосифом, принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Там их встретили старец Симеон, которому ангелом было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира и пророчица Анна.

Праведный Симеон взял на свои руки Богомладенца и прославил Господа, явившегося в наш мир и принявшего для исцеления нашей природы плоть человеческую. После этого Симеон отошел в вечность, в область усопших, чтобы принести туда первую весть о том, что он видел на земле Спасителя. Так произошла встреча между Спасителем и ждущим избавления от последствий греха (проклятия и смерти) человеком.

Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи. По-традиции,сретенские свечи хранятся в течении всего года – они зажигаются в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу. Это могут быть болезни близких или жизненные трудности и неурядицы. 15 февраля также празднуется во всем мире как День Православной молодёжи.

В 2015 году празник Сретения Господня приходится на воскресение связанное с памятью о Страшном Суде Господнем, который ожитает человечество по его воскресении.

Воспоминанием о грядущем Страшном Суде, Церковь побуждает нераскаянных грешников к покаянию. Христос есть Судия живых и мертвых, в связи с этим, накануне воскресного дня, в субботу, Церковь молится о всех усопших и называет эту субботу вселенской родительской. Воскресенье о Страшном Суде называется еще Неделей мясопустной, потому что этим днем завершается вкушение мяса и на следующую неделю (Сырная, масленица), дается разрешение вкушать только сыр, масло и яйца (Масленица). Запрещая употреблять в пищу мясо, Церковь приучает нас к воздержанию, подготавливая к посту. Посвящая Неделю мясопустную напоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду неотвратимости и праведности суда, установила ходатайствовать за всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же, за скончавшихся внезапной смертью. Церковь молит Господа о помиловании их. Всецерковное поминовение усопших приносит великую пользу и помощь умершим. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение - есть выражение нашего общего единства (живых и усопших) в Церкви Христовой. Кроме того, этой молитвой о усопших, Церковь напоминает нам о неизбежной для нас земной кончине и о предстоящем испытании, предлагает задуматься о нашем нынешнем духовном и нравственном состоянии, о скоротечности земной жизни, призывает немедленно приступить к исправлению и исцелению от греховной болезни путем покаяния и добрых дел. В родительские субботы с древних времен существует благочестивый обычай посещать кладбища. На Костромских кладбищах имеются церкви: во имя чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» на ул. Костромской и часовня во имя великомученика Федора Стратилата на пр-те Мира, кладбища расположены в ограде Алесандро-Антониновской и Богословских церквей г. Костромы, где можно также будет поставить свечу об упокоении родственников и помолиться о них.

В Костроме Сретенская церковь была домовым храмом при Костромской духовной семинарии. Устроен он по благословению Игнатия (Рождественский, управлял Костромской епархией с 1878 по 1883), погребен в усыпальнице Костромского кафедрального собора)), епископа Костромского и Галичского в 1878 году на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса (в настоящее время корпус «Г» КГУ им. Н. А. Некрасова). Церковь закрыта в 1918 году.

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Блаженная Матрона (Мыльникова, 1814-1909) Босоножка (Петербургская).

В 1814 году в деревне Ванино Костромской губернии в крестьянской семье Щербининых родилась девочка, назвали ее Матроной. Кроме Матроны у Петра и Агафьи Щербиных были сыновья: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием. О детских годах Матронушки ничего неизвестно.  

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: