с 27 ноября 2014г. Рождественский пост

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01С 27 ноября с дня памяти апостола Филиппа начинается Рожде́ственский пост(Фили́ппов пост, в просторечииФили́пповки), установленный в честь праздника Рождества Христова. Пост продолжается с 28 по 6 января (40 дней) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) — 27 ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, апостола из 12-ти ближайших учеников Христа. Филипп, крестивший язычников, за проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей (масло), и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье вкушение рыбы не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. По словам святителя Иоанна Златоуста (память 26 октября), «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.

02Церковным уставом делаются некоторые послабления. Дети до семи лет освобождаются от поста, но, несмотря на это, родителям нужно постепенно приучать их к посту (например, от сладостей или весёлых игр), чтобы по достижении ими семилетнего возраста им было легче начинать поститься. Больным  делаются послабления. Поэтому нужно есть всё, что дают в больничной столовой и приносят родные, согласуясь с лечащим врачом. Самымлегкимпослаблением в пост считается разрешение нарастительное масло, а более серьезное – на вкушениерыбы. Дальнейшее послабление идет на молочныепродукты и яйца. Высшим послаблением считается разрешение на мясо.

Послабления допускаются для больных людей, страдающих язвенными заболеваниями желудка, туберкулезом, сахарным диабетом, онкологическими болезнями, при некоторых формах психических заболеваний, при наличии токсического зоба, в период, после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Также не постятся беременные и кормящие женщины, путешественники, работники физического труда, ослабленные люди и страдающие анемией. Но даже в этих случаях вопрос о степени послабления должен решаться в индивидуальном порядке, по согласованию с врачом и с благословления священнослужителя.

Ипатьевский монастырь был основан около 1330 года татарским мурзою Четом, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите. По пути в Москву мурза тяжело заболел и остановился в Костроме. По преданию, ночью ему явилась Божья Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Во сне Матерь Божия повела мурзе принять христианскую веру и исцелила его. По прибытии в Москву мурза покрестился, приняв христианское имя Захария, и получил разрешение великого князя на строительство святой обители на месте чудесного явления ему Пресвятой Богородицы. Позже Захария стал родоначальником многих знатных боярских родов - Захарьиных, Вельяминовых, Сабуровых, Шеиных и Годуновых.

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Федор (Поздеевский), архиепископ Волокламский (1876-1937)

Память 10/23 октября

Архиепи́скоп Фео́дор (в миру Александр Васильевич Поздеевский); родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевское, Ветлужского уезда, Костромской губернии, в многодетно йсемье священника (всего в семье было 9 детей). Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. В 1900—1901 гг.— профессорский стипендиат по кафедре патрологии. В 1903 году получил учёную степень магистра богословия за сочинение: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина» (удостоена Макарьевской премии). В 1900 году пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, с 24 июля 1900 — иеромонах. С 17 октября 1901 года — преподаватель Калужской духовной семинарии. С 3 июля 1902 году — инспектор Казанской духовной семинарии.

Подробнее...

Статьи

Кострома и Костромская область

История создания герба Костромской области

Город Кострома относится к старинным городам России. По некоторым данным, он был основан князем Юрием Долгоруким еще в 1152 году, хотя в летописях он впервые упоминается в 1213 году. С середины XIII века до третьей четверти XIV века (1362 г.) существует самостоятельное Костромское удельное княжество, вошедшее затем в состав Великого княжества Московского. Позднее Кострома становится крупным торговым и ремесленным центром России. Среди московских приказов первой половины XVII века существовал приказ под названием Костромская четь, осуществлявший руководство Костромским уездом.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: