26 октября. Перенесение списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери из Афона в Москву

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0126 октября Церковь празднует перенесение в 1648г. списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери из Афона в Москву. В 1669г. Иверская была поставлена в московской часовне у Воскресенских ворот в память того, что и в афонской обители Сама Царица Небесная выбрала место для своей иконы в монастырских воротах. Икона стала символом города. Вратарницей, охраняющей главные ворота первопрестольного города. Ведь Воскресенские ворота были главными воротами в Китай-город. Через них традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь.

Московская Иверская икона прославилась многими чудесными знамениями. Немало ходит в Москве устных сказаний о благодатных знамениях от этой святой иконы Пресвятой Богородицы. Святая Иверская икона носит на себе свидетельства дивного милосердая Божией Матери к страждущим – это привески из драгоценных металлов (с изображением членов тела), нередко приносимые лицами, избавленными Ею от тяжких болезней, или молящимися об избавлении. Для исцеления и помощи страждущим, ее носили по домам горожан.

В 1920-х годах часовня была снесена, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта. Для неё на Афоне был сделан новый список с Иверской чудотворной иконы.

02Автором Иверской иконы считается апостол Лука, который написал эту икону как Одигитрию (Путеводительтницу). История иконы повествует, что в IX веке, во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи Иверского (Грузинского) монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в монастырскую церковь, но утром, икона была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что это перемещение иконы произошло несколько раз, поэтому-то икона стала называться Вратницей или Привратницей, а от имени Иверской обители — получила наименование Иверская. К чудесам, которыми прославилась икона, можно отнести то обстоятельство, что часто люди, имевшие какую-либо душевную нечистоту не допускались силой Божией Матери от входа в обитель.

03В ХХ веке прославился Монреальский список Иверской иконы Божией Матери. Монреальская Иверская икона — cписок с Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афонской горе греческим монахом. В 1982 году обладателем иконы стал православный канадец чилийского происхождения Иосиф Кортес, который привёз икону с Афона в Монреаль. По словам Иосифа, 24 ноября 1982 года икона впервые замироточила, и этот процесс продолжался постоянно в последующие годы за исключением Страстных недель. Считается, что икона непрерывно мироточила в течение 15 лет. Миро обычно появлялось во время молитвы или вскоре после нее, в количестве, зависящем от события или молитвенного усердия присутствующих. Порой, оно текло так изобильно, что появлялось сквозь охранительное стекло и заливало опору иконы, стену, стол. Так бывало в дни великих праздников, в частности, на Успение Божией Матери.

Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась.

Слава иконы широко распространилась за пределы Православной Церкви: многие католики и протестанты приходили почтить ее...

Однако в ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при загадочных обстоятельствах, а Чудотворная Иверская икона бесследно пропала.

 

Храмы и монастыри

Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь

Под сенью веков…

(Очерк об истории и современном состоянии Костромского Богоявленско-Анастасьина женского монастыря)

2006г. Богоявленско-Анастасьин женский монастырь отметил 580-летитний юбилей своего основания. Одна из самых знаменитых и древних отечественных обителей, основанная в XVв. преподобным Никитой, учеником и сродником преподобного Сергия, игумена Радонежского, в наши дни переживает период своего славного возрождения и является одним из главных архитектурных и духовных украшений Костромы, одной из жемчужин ее прошлого и настоящего. Не будет преувеличением сказать – и будущего. Именно в нем, являющемся одновременно и кафедральным собором Костромы, находится одна из величайших святынь России – Федоровская икона Божьей Матери, явленная костромскому князю Василию Ярославичу в XIII в.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Груздев Федор Васильевич (1876 -1937)

Родился 27 декабря 1876 года в с. Красном, Красносельского уезда Костромской губернии в семье протоиерея Василия Петровича Груздева, служившего в церкви с. Бонячки, а с 1880г. — в Воскресенской церкви с. Старая Вичуга (+17.12.1916). Окончил в 1897 году Костромскую Духовную Семинарию.

Подробнее...

Статьи

Репрессии по отношению к духовенству в Костромской губернии в 1918-1919 годах. К вопросу об идеологических мифах.

Идеологические мифологемы советского периода еще живы среди определенной части населения нашей страны. В представлении о советском периоде нашей истории на память приходят такие достижения как строительство Днепрогэса, Волго-Донского канала, Транссиба, Магнитки. В статье автор на примере народных волнений в Костромской губернии в 1918-1919 гг. показывает, что годы «красного террора» направленного против целых социальных групп населения, в том числе духовенства, провозглашенных большевиками «классовыми врагами», и обвиняемых в контрреволюционной деятельности, заложили основу для таких явлений как голод, нищета, появление в больших количествах сирот, беспризорников, необоснованные репрессии 20-30-х гг., «изъятие церковных ценностей», борьба с Церковью. Документально показано, что государственная политика большевистского правительства применялась в отношении духовенства как путём реализации законодательных актов, так и вне рамок какого-либо законодательства. Террор служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения. Поэтому, мнения о «строительстве общества социального равенства», «светлого будущего» являются идеологическим мифом, в основе которого лежала банальная борьба за удержание власти захватившей власть группы людей.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: