26 октября. Перенесение списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери из Афона в Москву

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

0126 октября Церковь празднует перенесение в 1648г. списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери из Афона в Москву. В 1669г. Иверская была поставлена в московской часовне у Воскресенских ворот в память того, что и в афонской обители Сама Царица Небесная выбрала место для своей иконы в монастырских воротах. Икона стала символом города. Вратарницей, охраняющей главные ворота первопрестольного города. Ведь Воскресенские ворота были главными воротами в Китай-город. Через них традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь.

Московская Иверская икона прославилась многими чудесными знамениями. Немало ходит в Москве устных сказаний о благодатных знамениях от этой святой иконы Пресвятой Богородицы. Святая Иверская икона носит на себе свидетельства дивного милосердая Божией Матери к страждущим – это привески из драгоценных металлов (с изображением членов тела), нередко приносимые лицами, избавленными Ею от тяжких болезней, или молящимися об избавлении. Для исцеления и помощи страждущим, ее носили по домам горожан.

В 1920-х годах часовня была снесена, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта. Для неё на Афоне был сделан новый список с Иверской чудотворной иконы.

02Автором Иверской иконы считается апостол Лука, который написал эту икону как Одигитрию (Путеводительтницу). История иконы повествует, что в IX веке, во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи Иверского (Грузинского) монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в монастырскую церковь, но утром, икона была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что это перемещение иконы произошло несколько раз, поэтому-то икона стала называться Вратницей или Привратницей, а от имени Иверской обители — получила наименование Иверская. К чудесам, которыми прославилась икона, можно отнести то обстоятельство, что часто люди, имевшие какую-либо душевную нечистоту не допускались силой Божией Матери от входа в обитель.

03В ХХ веке прославился Монреальский список Иверской иконы Божией Матери. Монреальская Иверская икона — cписок с Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афонской горе греческим монахом. В 1982 году обладателем иконы стал православный канадец чилийского происхождения Иосиф Кортес, который привёз икону с Афона в Монреаль. По словам Иосифа, 24 ноября 1982 года икона впервые замироточила, и этот процесс продолжался постоянно в последующие годы за исключением Страстных недель. Считается, что икона непрерывно мироточила в течение 15 лет. Миро обычно появлялось во время молитвы или вскоре после нее, в количестве, зависящем от события или молитвенного усердия присутствующих. Порой, оно текло так изобильно, что появлялось сквозь охранительное стекло и заливало опору иконы, стену, стол. Так бывало в дни великих праздников, в частности, на Успение Божией Матери.

Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась.

Слава иконы широко распространилась за пределы Православной Церкви: многие католики и протестанты приходили почтить ее...

Однако в ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при загадочных обстоятельствах, а Чудотворная Иверская икона бесследно пропала.

 

Храмы и монастыри

Формирование библиотеки Ипатьевского монастыря в XIV веке

Книжное собрание Ипатьевского монастыря XIV –XVIII в.в., хранящееся в фондах Церковного историко – археологического музея Костромской епархии.

В собрании церковных древностей Церковного историко – археологического музея Костромской епархии значительное место занимает фонд ценных и редких книг. Большую часть этого фонда составляют книги, внесенные в монастыри и храмы Костромы в XVI – XVIIIвеках российскими государями, князьями, боярами, духовными лицами и крестьянами. Часть этого фонда составляют книги из библиотеки Ипатьевского монастыря – старейшей и богатейшей библиотеки Костромы.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Соболев Иоанн Антонович (1829 - 1909)

Иоанн Антонович Соболев родился 12 апреля 1829 г. в семье священника Костромской Епархии села Мироханова Чухломского уезда.

Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса 20 февраля 1854 г. был рукоположен в священники церкви Воскресения Господня при Адмиралтейских слободах. Возведен в степень кандидата богословия 18 апреля 1855 г. Был членом Ревизионной комиссии Санкт-Петербургской Епархии с 1858 г., по назначению Духовной Консистории произносил катехизисные беседы в церкви. По указу Духовной Консистории с 1854 по 1880 гг. назидал арестантов 3-й Адмиралтейской части за «погрешения веры и Священного Писания».

Подробнее...

Статьи

Запад и Восток: Разница менталитетов

Аннотация: Разница менталитетов, характеров, взглядов Запада и Востока кроется в разнице духовных измерений. Чтобы понять друг друга необходимо раскрыть те духовные истины, которые всегда лежали в основе славянской, русской души – а именно - жажда неземной истины. Чтобы государство стало Родиной, русский человек наполняет государственнообразующую идею Москвы как Третьего Рима духовной идеей небесного, второго Иерусалима, в основе которого лежит Евангельский идеал.

Ключевые слова: Закон, благодать, государство, земля, собор, Церковь.

Annotation: Abstract: the Difference of mentalities, characters, views of the East and West lies the difference in the spiritual dimension. To understand each other is necessary to reveal those spiritual truths that have always been the Foundation of Slavic, Russian soul - and it is the desire of heavenly truth. To the state became the Homeland, the Russian man fills государственнообразующий the idea of Moscow as the Third Rome spiritual idea of heaven, the second Jerusalem-based Evangelical ideal.
Keywords: Law, grace, the state, the earth, the Cathedral, the Church.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: