28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. 29 августа Федоровская икона Божией Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

01

28 августа Православной Церковью установлено молитвенное воспоминание Успения Пресвятой Богородицы. Окончание земной жизни Богородицы было ознаменовано многими чудесными явлениями: в комнату, где на украшенной постели, окруженная чудесным образом из разных стран собранными апостолами лежала Пречистая, явился Господь с ангелами и святыми, и принял душу Матери Своей, которая телом как бы уснула сном (успение). Положив пречистое тело Богородицы в пещеру, апостолы и собравшиеся люди закрыли ее вход большим камнем и три дня не отходили от гроба, непрестанно молясь. На третий день, по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при погребении, ему была открыта пещера, чтобы он мог поклониться телу Божьей Матери. К великому изумлению всех, тела в пещере не было – там лежала лишь только Ее верхняя одежда. Вечером того же дня, апостолы были утешены явлением Богородицы, которую увидели окруженную ангельскими силами и сияющую неизреченной славой. Пречистая сказала им: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

02

Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Мирной земной кончиной Божьей Матери, кратковременным пребыванием ее в гробе, воскрешением и вознесением на небо, Церковь учит нас, что смерть не является уничтожением нашего бытия, а лишь переходом от тления и разрушения к вечному бессмертию.

В успении Богородицы появилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба – окончание земной жизни, как свидетельство и итог земных дел. У гроба познается человек – вся жизнь его открывается: клевета смолкает, показное разоблачается, добродетель и правда торжествует. «Богородичной Пасхой» называли праздник Успения на Руси, ибо через свое успение Божия Матерь стала еще ближе христианам как «Заступница Усердная» перед престолом Божиим за всех нас. Праздником Успения заканчивается строгий Успенский пост.

03

Престольный праздник в этот день в Успенской церкви с. Романова, Судиславльского р-на, с. Рубцово, Кадыйского р-на, с. Елкино, с. Михали, Нейского р-на, с. Печенкино, Шарьинского р-на, с. Густомесово Красносельского р-на, в Успенской церкви Паисиево-Галичского и Макариево-Унженского монастырей, в Успенской церкви с. Тетеринское, Нерехтского р-на.04

В этот день мы вспоминаем Костромской кафедральный Успенский собор, взорванный в 1934 г. По мнению архитекторов, он был воздвигнут в Костромском кремле в начале XVI в. Украшением храма была изумительная по своей красоте фресковая роспись XVII в. Особенностью его являлось то, что его алтарь был ориентирован не на восток (как это принято во всех храмах), а на север – в сторону Запрудни, где совершилось событие обретения чудотворной иконы Божьей Матери Федоровской. В Успенском соборе, ставшем в 1835 г. кафедральным, в местном ряду иконостаса находилась эта чудотворная икона вплоть до 1929 г.   В нем так же хранились вклады жертвователей из княжеских и царских семей, древние иконы и церковная утварь. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь Михаил Романов (1619г.), Екатерина II (1767г.), Николай I(1834г.), Александр II (1858г.) Александр III (1881г.), Николаи (1913г.). На боковых стенах собора размещались реликвии воинской славы – знамена костромского ополчения 1812 г. и костромских дружин, участвовавших в Крымской войне 1855 -56гг. В 1929 г. кремлёвские храмы были . закрыты, в 1934 г. — снесены.

0529 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя, костромская земля празднует обретение в 1239 г. костромским князем Василием Ярославичем чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской. Костромской князь, на месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня, потому что в этот день он обрел икону Богоматери. В этот же день, с начала 90-х годов прошлого столетия, возобновлена традиция шествия крестного хода (прерванная в годы советской власти) с предшествующей ему чудотворной иконой Богоматери Федоровской из кафедрального Богоявленского собора в храм Спаса на Запрудне.

За р. Костромой, возле озера, названного в честь победы князя Василия над татарами в 1262 г. Святым, в благодарность Божией Матери, которая через свою явленную Федоровскую икону и даровала эту победу, в поселке Некрасовское была воздвигнута часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери. Престольный праздник в честь образа Спаса Нерукотворного в этот день в церкви Спаса на Запрудне, где в нижней церкви есть предел в честь Федоровской иконы, а также, в с. Хомутово, Островского р-на, в пос. Ветлужский, Шарьинского р-на. В народе этот праздник называется Ореховым Спасом.

Из потерянных навсегда святынь вспомним: Богоявленский, зимний храм Успенского кафедрального собора, в котором правый придел был сооружен в честь Феодоровской иконы Божьей Матери, Богородице-Феодоровскую церковь на кладбище в Костроме, Богородицко-Федоровскую церковь в с. Минское, Костромского р-на.

 

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

АНДРОНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ (1874-1961)

Продолжаем публикации связанные с тематикой духовного наследства, которое нам, нашему Отечеству, нашему народу, оставили пастыри Церкви. Наследства не столько в виде материальных и даже культурных ценностей, но наследства в виде взрощенного ими потомства, представляющего не менее ценный  материал для формирования  русской идентичности и народного сомосознания. На каком бы поприще не трудились наследники и представители священнических родов – там мы видим полную самоотдачу доверенному делу, культуру жизни и поведения, нравственную саооценку,  заложенную не одним поколением предшествующих священнослужителей.

Подробнее...

Статьи

Духовный мир сквозь призму религии

Большинство религиозных учений говорит о том, что человек не является единственным разумным существом во Вселенной, что кроме видимого материального мира существует мир духов. Согласно христианскому учению «Ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства (начала) и власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов многие святые отцы усматривают в 1-м стихе 1-й гл. кн. Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» они разумеют мир ангельский, а под «землей» – мир вещественный»1.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: