Вербное воскресенье

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

verbnoeВербное воскресенье в этом году приходится на 13 апреля. Накануне этого дня, за вечерним богослужением мы, по традиции праздника, освящаем вербы и как некогда жители Иерусалима, приветствуем Спасителя нашего как царя - победителя – Победителя смерти, въезжающего в «город мира», согласно древним пророчествам. Ветки верб, у которых почки (цветы), распускаются раньше, чем у всех других деревьев, являются символом победы жизни над смертью.

В день праздника вспоминается событие двадцать столетий назад произошедшее в Иерусалиме. За несколько дней до праздника ветхозаветной Пасхи, вошел в город Мира (Иерусалим)и Иисус с учениками. Многие люди, услышав о Его приближении, и видя рядом с ним воскрешенного им Лазаря (четыре дня находившегося в объятиях смерти и воскрешенного Иисусом, накануне празднуется Лазарева суббота), в восторге срезали ветви финиковых пальм, снимали верхние одежды и постилали на пути шествия Христа – Победителя смерти. Восторг охватил всех. Не только взрослые, но и дети в единодушном порыве восклицали слова пророчества, сказанные о приходе в Иерусалим Мессии: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев, слава в вышних» (Мф. 21,8,9). Но,видя всеобщее ликование, Христос плакал, предвидя дальнейшую участь «вечного города», за нечестие своих жителей разрушенного впоследствии императором Веспасианом плакал о том, что те, кто сейчас в восторге кричит: «Осанна (евр. – спасение) Сыну Давидову, Царю Израилеву, буквально через несколько дней, в ожесточении сердца, будут кричать Пилату: «возьми, распни Его; нет у нас царя» (Ин.19,15).

Иудеи не поняли сути Его царского величия, не поняли цели Его прихода: их понятия были заключены в материальной области и земном представлении о царе, могущем восстановить былое величие царства Израильского. О царе завоевателе, царе благодетеле, царе – освободителе от власти римлян. Они встречали Его как земного, могущественного (воскрешает мертвых) царя. Лишь уразумев подлинный смысл Христовой жертвы, мы поймем жертвенный подвиг и силу любви к своему народу последнего царя из династии Романовых –страстотерпца Государя Николая Александровича Романова и его семейства, являющихся костромскими святыми (Собор Костромских святых)

На трапезе этого дня разрешается вкушение рыбы (накануне, в Лазареву субботу – рыбная икра).

В 1764г. в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, под приделом преподобного Михаила Малеина, епископом Костромским и Галичским Дамаскиным был устроен ныне действующий храм в честь Лазаря Четверодневного. Накануне Вербного воскресенья – престольный день храма.

 

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святыни костромской земли

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволж­ского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности.

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: