Федоровская икона Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

fedorovskaya-ikona-bm27 марта все костромичи, все патриоты родной земли, молитвенно преклоняются перед чудотворной иконой Федоровской иконы Божьей Матери, которой в этот день, в 1613 г. был благословен на царство в стенах Ипатьевского монастыря молодой боярин Михаил Федорович Романов. Это благословение положило конец периоду Смутного времени в истории Русского государства, открыло начало воцарению новой династии, которая управляла страной в течение 300 лет.

Несмотря на уговоры московского посольства, пришедшего с решением Земского собора, мать Михаила Федоровича, Марфа Ивановна, долго не благословляла своего шестнадцатилетнего сына на престол государей русских. Лишь после того, как архиепископ Рязанский Феодорит подняв чудотворную икону Божьей Матери, а келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын подняв икону святителей московских сказали матери и сыну о том, что юный боярин «избран от Бога», старица вверила своего сына заступничеству Самой Царицы Небесной, и благословила его на царский престол. В память об этом событии, был установлен праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери Федоровской, чей образ стал особо почитаться представителями царского дома Романовых. С чудотворной иконой ежегодно из Успенского собора совершались крестные ходы в день Пятидесятницы (св. Троицы) в Ипатьевкий монастырь, а 29 августа в церковь Спаса на Запрудне (место, где она была явлена в 1259 г.) С начала своего явления в Костроме, Федоровская икона находилась в деревянном храме в честь великомученика Федора Стратилата. Затем, после того, как пожаром был истреблен соборный храм (икона осталась неповрежденной), князем Василием Ярославичем было принято решение о постройке нового Успенского собора с пределом в честь чтимого костромичами святого великомученика Феодора, куда и была помещена чудотворная икона. По желанию князя икона была украшена драгоценной ризой - золотым окладом, полпуда весом. Он был украшен бриллиантами, яхонтами изумрудами, рубинами и др. драгоценными камнями. Особенностью постройки собора было то, что он алтарем был обращен не на восток, а на север, в сторону Запрудненского монастыря – места обретения чудотворного образа. В соборном храме,   с 1825 г. ставшим кафедральным храмом города, икона хранилась до 1929 г. Затем она была перевезена в Иоанно-Богословский храм на Каткиной горе (ул. Горная) и находилась там до 1944г. В этом году она была помещена в Иоанно-Златоустовский храм на Лаврской улице, являвшийся в те годы кафедральным собором города. С апреля 1964 г., в связи с открытием Воскресенского храма на Нижней Дебре, она находилась в этом храме. В 1990 г. впервые после многих десятилетий, 29 августа состоялся крестный ход который прошел из Воскресенского собора к храму Спаса на Запрудне. После чего совершение его стало уже традиционным явлением. 18 августа 1991 г. костромская святыня была перенесена в Богоявленско-Анастасьин кафедральный собор, где и находится сейчас.

 

Храмы и монастыри

История Сретенской церкви г.Кинешмы

Сретенская кладбищенская церковь была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова. Находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской) по адресу ул. Ленина д.71а. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Подробнее...

Святые и Святыни

Репрессированные в годы гонений Епископы Костромской епархии

Подробнее...

Статьи

Проблема "Народного духа" в философии и истории

 В отечественной социально-философской мысли идеи «народного духа» появляются в 11 веке. В «Слове и законе к благодати» митрополита Иллариона выражена мысль, что после Христа на земле возникает «царство благодати», пришедшее на смену «царству закона». Христианская вера вводит в мировую историю новые народы, в том числе и русский народ. Историческим народом русский народ становится потому, что через христианство он обретает национальное самосознание, то, что может быть названо народным духом.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: