Федоровская икона Божьей Матери

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

fedorovskaya-ikona-bm27 марта все костромичи, все патриоты родной земли, молитвенно преклоняются перед чудотворной иконой Федоровской иконы Божьей Матери, которой в этот день, в 1613 г. был благословен на царство в стенах Ипатьевского монастыря молодой боярин Михаил Федорович Романов. Это благословение положило конец периоду Смутного времени в истории Русского государства, открыло начало воцарению новой династии, которая управляла страной в течение 300 лет.

Несмотря на уговоры московского посольства, пришедшего с решением Земского собора, мать Михаила Федоровича, Марфа Ивановна, долго не благословляла своего шестнадцатилетнего сына на престол государей русских. Лишь после того, как архиепископ Рязанский Феодорит подняв чудотворную икону Божьей Матери, а келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын подняв икону святителей московских сказали матери и сыну о том, что юный боярин «избран от Бога», старица вверила своего сына заступничеству Самой Царицы Небесной, и благословила его на царский престол. В память об этом событии, был установлен праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери Федоровской, чей образ стал особо почитаться представителями царского дома Романовых. С чудотворной иконой ежегодно из Успенского собора совершались крестные ходы в день Пятидесятницы (св. Троицы) в Ипатьевкий монастырь, а 29 августа в церковь Спаса на Запрудне (место, где она была явлена в 1259 г.) С начала своего явления в Костроме, Федоровская икона находилась в деревянном храме в честь великомученика Федора Стратилата. Затем, после того, как пожаром был истреблен соборный храм (икона осталась неповрежденной), князем Василием Ярославичем было принято решение о постройке нового Успенского собора с пределом в честь чтимого костромичами святого великомученика Феодора, куда и была помещена чудотворная икона. По желанию князя икона была украшена драгоценной ризой - золотым окладом, полпуда весом. Он был украшен бриллиантами, яхонтами изумрудами, рубинами и др. драгоценными камнями. Особенностью постройки собора было то, что он алтарем был обращен не на восток, а на север, в сторону Запрудненского монастыря – места обретения чудотворного образа. В соборном храме,   с 1825 г. ставшим кафедральным храмом города, икона хранилась до 1929 г. Затем она была перевезена в Иоанно-Богословский храм на Каткиной горе (ул. Горная) и находилась там до 1944г. В этом году она была помещена в Иоанно-Златоустовский храм на Лаврской улице, являвшийся в те годы кафедральным собором города. С апреля 1964 г., в связи с открытием Воскресенского храма на Нижней Дебре, она находилась в этом храме. В 1990 г. впервые после многих десятилетий, 29 августа состоялся крестный ход который прошел из Воскресенского собора к храму Спаса на Запрудне. После чего совершение его стало уже традиционным явлением. 18 августа 1991 г. костромская святыня была перенесена в Богоявленско-Анастасьин кафедральный собор, где и находится сейчас.

 

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Чекан Виктор Георгиевич (1862-?)

Виктор Георгиевич Чекан родился 11.ноября 1862 года в г. Оргеев Бессарабской губернии в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию в 1886 году. Оставлен профессорским стипендиатом на кафедре пастырского богословия и педагогики Киевской духовной академии.

Подробнее...

Статьи

Доклад председателя КЦИО проф. протоиерея  Дмитрия Сазонова «Устройство и деятельность Костромского церковно-исторического общества» 1912-2023 гг. ( в сокращении) на Петровских чтениях 13.10.2023 года

Современное Костромское церковно-историческое общество является прямым наследником Общества, существовавшего в Костромской епархии в начале ХХ века. Первое церковно-историческое общество в Костроме своим возникновением обязано инициативе костромских церковных историков – преподавателя Костромской Духовной Семинарии Ивана Васильевича. Баженова, церковного писателя Ивана Михайловича Студицкого, ректора Костромской Духовной Семинарии протоиерея Василия Чекана, священника Михаила Раевского, и других выдающихся деятелей-костромичей, знатоков церковной и гражданской истории и краеведения своего времени. Свое благословение на создание Общества тогда дал Архиепископ Костромской и Галичский Тихон (Василевский), попечитель и непосредственный участник работы созданного Общества. Председателем Общества был избран И. В. Баженов. 21 декабря 1911 г. Святейшим Синодом был утвержден Устав Костромского церковно-исторического общества.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: