28 августа Православной Церковью установлено молитвенное воспоминание Успения Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Окончание земной жизни Богородицы было ознаменовано многими чудесными явлениями: в комнату, где на украшенной постели, окруженная из разных стран собранными из разных стран апостолами лежала Пречистая, явился Господь с ангелами и святыми, и принял душу Матери Своей, которая телом как бы уснула сном (успение). Положив пречистое тело Богородицы в пещеру, апостолы и собравшиеся люди закрыли ее вход большим камнем и три дня не отходили от гроба, непрестанно молясь.

На третий день, по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при погребении, ему была открыта пещера, чтобы он мог поклониться телу Божьей Матери. К великому изумлению всех, тела в пещере не было – там лежала лишь только Ее верхняя одежда. Вечером того же дня, апостолы были утешены явлением Богородицы, которую увидели окруженную ангельскими силами и сияющую неизреченной славой. Пречистая сказала им: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

image002Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Мирной земной кончиной Божьей Матери, кратковременным пребыванием ее в гробе, воскрешением и вознесением на небо, Церковь учит нас, что смерть не является уничтожением нашего бытия, а лишь переходом от тления и разрушения к вечному бессмертию. В успении Богородицы появилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба – окончание земной жизни, как свидетельство и итог земных дел. У гроба познается человек – вся жизнь его открывается: клевета смолкает, показное разоблачается, добродетель и правда торжествует. «Богородичной Пасхой» называли праздник Успения на Руси, ибо через свое успение Божия Матерь стала еще  ближе христианам как «Заступница Усердная» перед престолом Божиим за всех нас.

Праздником Успения заканчивается строгий Успенский пост.

image003Престольный праздник в этот день в Успенской церкви с. Романова, Судиславльского р-на, с. Рубцово, Кадыйского р-на, с. Елкино, с. Михали, Нейского р-на, с. Печенкино, Шарьинского р-на, с. Густомесово Красносельского р-на, в Успенской церкви Паисиево-Галичского и Макариево-Унженского монастырей, в Успенской церкви с. Тетеринское, Нерехтского р-на.

Церковь Успения в селе Качалово- яркий образец сельской приходской церкви, в архитектуре своей сочетающая приёмы и формы барокко с традициями допетровского зодчества. Стоит храм на восточной окраине села, улица которого ориентирована на колокольню. Церковный участок с кладбищем расположен на местности, рельеф которой понижается к югу, в сторону р.Качалки.

Впервые храм в Качалове упоминается в 1628 г., когда в селе стояли две деревянные церкви в честь Успения Пречистой Богородицы (летняя) и во имя св. вмч. Георгия Победоносца (зимняя). В 80-е годы 18 века взамен деревянных был возведён на средства прихожан храм каменный пятиглавый с шатровой колокольней, освящённый в 1785 г. В храме этом имелось три престола: в холодном четверике 1) в честь Успения Божией Матери, в тёплой трапезной 2) правый - в честь Преображения Господня, 3) левый - во имя свт. Николы. Ограда вокруг церкви, очевидно, была построена в сер. 19 в. Главы храма, а также верхний ярус и шатёр колокольни в кон. 19 - нач. 20 вв. были покрыты листовым железом.

image004Композиция Успенской церкви складывается из пятиглавого бесстолпного храма, прямоугольной в плане трапезной и шатровой колокольни. Двусветный четверик храма увенчан пятью восьмигранными барабанами с луковичными главками; центральный более крупный барабан - световой, угловые - глухие. Прямоугольный в плане алтарный выступ дополнен полукруглой апсидой. Вытянутая по продольной оси трапезная незначительно шире четверика. Композиция колокольни, отличающаяся грузными пропорциями, состоит из низкого квадратного в плане основания, двухъярусного восьмигранного столпа и шатра, некогда завершавшегося небольшой луковичной главкой. На стенах и своде храма сохранились плохо различимые фрагменты масляной живописи, очевидно, 2-й пол. 19 века.

Церковь эта была закрыта и предназначена на слом решением Костромского райисполкома от 6 марта 1941 г. Ярославский облисполком 18 марта 1941 г. утвердил это решение, однако начавшаяся вскоре война не позволила осуществить его. Начиная с 1942 г. религиозная община села начала бороться за открытие храма и сумела добиться того, что богослужения в нём были возобновлены в начале 1943 г. Однако продолжались они недолго: уже 28 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о вторичном закрытии церкви. В 1951 г. здание церкви передали колхозу им. В.М. Молотова под зерносклад. В 1969 г. Костромской райисполком просил облисполком разрешения на слом церкви "на стройматериалы". Просьба не была санкционирована; храм в Качалове, руинированный и заброшенный, стоит и поныне...

image005Храм начал восстанавливаться в 2008 году. 12 февраля 2017 г. в храме Успения Пресвятой Богородицы состоялась Божественная литургия, службу совершил иерей Николай (Авдеев), клирик  Богоявленско-Анастасиинского жен. монастыря г.Костромы.

  В этот день мы вспоминаем костромской кафедральный Успенский собор, взорванный в 1934 г.  По мнению архитекторов, он был воздвигнут в Костромском кремле в начале XVI в. Украшением храма была изумительная по своей красоте фресковая роспись XVII в. Особенностью его являлось то, что его алтарь был ориентирован не на восток (как это принято во всех храмах), а на север – в сторону Запрудни, где совершилось событие обретения чудотворной иконы Божьей Матери Федоровской. В Успенском соборе,  ставшем в 1835 г. кафедральным,  в местном ряду иконостаса находилась эта чудотворная икона вплоть до 1929 г. В нем так же хранились вклады  жертвователей из княжеских и царских семей, древние иконы и церковная утварь. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь Михаил Романов (1619г.), Екатерина II (1767г.), Николай I(1834г.), Александр II (1858г.) Александр III (1881г.), Николаи  (1913г.). На боковых стенах собора размещались реликвии воинской славы – знамена костромского ополчения 1812 г. и костромских дружин, участвовавших в Крымской войне 1855-56гг. В 1929 г. кремлёвские храмы были. закрыты, в 1934 г. — снесены.  

image006В этот день мы вспоминаем репрессированных священнослужителей Костромской епархии: расстрелянного в 1937 г. священника с. Новоуспенское, Ветлужского р-на В. И. Успенского, репрессированного священника с. Николо-Бережки М. П. Успенского, священника с. Стайново Антроповского р-на П. К. Успенского, священника с. Карцево Солигачского р-на И. Ф. Успенского.

В день праздника вспомним наших земляков, носивших фамилию Успенский. Земляков, прославивших Россию своими научными трудами и деятельностью для блага Отчизны и Православия.

Епископ Порфирий (Успенский) – русский востоковед, византолог и археолог, известный также как непримиримый критик недостоверных фактов, имеющих место в популярной афонской истории. Он был одним из первых русских ученых, которым удалось проникнуть в архивы афонских монастырей и ознакомиться с древними актами греческих и славянских обителей. Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко анализирует использованный епископом критический метод исследования.

«Без правды история есть потешная сказка, а с нею она – дельное и полезное знание».Епископ Порфирий (Успенский)

image007   Родился в 1804 г. в г. Костроме в семье причетника. Из Костромской семинарии. В 1829 старшим кандидатом окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию (курс VIII). В 1831 был удостоен степени магистра богословия и назначен законоучителем Одесского Ришельского лицея. Спустя два года возведен в сан архимандрита. В 1838 назначен ректором Херсонской семинарии. В 1840 назначен настоятелем посольской церкви в Вене. В 1842 отправлен в Иерусалим, где с 1847 состоял начальником миссии. Совершает в 1845 поездки с научными целями на Афон и Синай. В 1865 хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. В 1877 переведен в Москву членом Московской Синодальной конторы с пребыванием в Московском Новоспасском монастыре. На покой уволен в 1878.  Преосвящ. Порфирий имел степень доктора греческой философии по диплому, поднесенному ему в 1869 г. от Совета Московского университета, состоял членом Одесского общества истории и почетным членом Новороссийского университета. Скончался в Москве и погребен в Московском Новоспасском монастыре.

image008В области церковной истории первостепенное научное значение имели такие его оригинальные труды, как «Восток Христианский: Афон», в трех частях (Киев, 1887), «Первое путешествие в Синайский монастырь» (СПб., 1856), «Первое путешествие в афонские монастыри и скиты» (Киев, 1877; М., 1881), «Bторое путешествие в афонские монастыри и скиты» (М., 1880), «Афонские книжники» (М., 1885), «Христианский Восток: Египет и Синай — виды, очерки, планы и надписи» (1857) и многие другие. Трудно перечислить все работы и статьи епископа Порфирия, так как, помимо церковной истории, его сочинения охватывали библеистику и христианскую археологию, палеографию и этнографию, гимнографию и историю иконописи, каноническое право и литургику.

Уместно перечислить, однако, те основные церковно-научные открытия, которые епископ Порфирий сделал на Востоке, а именно:

  1. Греческий перевод Священного Писания Ветхого Завета с еврейского подлинника, сделанный святым мучеником Лукианом в конце третьего века и открытый в афонских библиотеках Протата, Ватопеда, Пантократора в Кутлумуша.
  2. Просодийные знаки на древнейших рукописях Священного Писания Ветхого и Нового Заветов с очертаниями и объяснениями их и с указанием времени появления их.
  3. Греческий Евхологион конца VII века с 13-ю заамвонными молитвами в литургии святого Василия Великого, с 10-ю такими же молитвами во дни Благовещения, Вознесения, Пятидесятницы и Воскрешения Лазаря.
  4. Ирмологийные последования синайские VII века и сицилийские того же времени, найденные в библиотеке Есфигменского монастыря на Афоне.
  5. Греческий Нотный обиход, в котором греческие, непонятные для нас ноты переложены на наши церковно-обиходные ноты, а епископом Порфирием, в свою очередь, переложены на ноты итальянские и напечатаны в приложениях ко второму отделению второй части своего «Первого путешествия по Афону».
  6. Синайский кодекс Священного Писания V века, обнаруженный в Синайском монастыре в 1845 г.

Таковы главные достижения нашего выдающегося отечественного первооткрывателя и церковного следопыта.

Еще при его жизни имя епископа Порфирия было хорошо известно в ученом мире Европы. И если он не достиг большой европейской славы, то это объясняется в первую очередь тем обстоятельством, что многие основные его труды из-за хронического отсутствия денежных средств увидели свет через 20—30 лет после того, как были написаны, когда уже появились в печати аналогичные работы различных европейских авторов. И тем не менее в ряде областей, в частности в церковной археологии, по отзыву академика Н.П.Кондакова, епископ Порфирий превзошел современных ему западных ученых в критическом отношении к предмету и пережил их в своем значении у последующих поколений.

image009Вся многосторонняя деятельность епископа Порфирия характеризуется глубокой преданностью Православию, служением Истине и горячей любовью к своему Отечеству.О достоинстве и характере научных трудов Преосвященного Порфирия Успенского сказал при его погребении прекрасные слова настоятель московского Симонова монастыря епископ Иоанн: «Кто читал его многообъемистые сочинения, тот может сам приметить, как через все его сочинения тонкою золотою нитью проходит его полнейшая неослабная любовь к Родине как гражданина России и любовь к восточному Православию как сына Восточной Православной Церкви. Где бы он ни был, чем бы он ни был занят, его жизнь, его мысль, его душа живет в России и для России, и для Церкви Российской собирает, как пчела с цветов, питательный и усладительный сок богословской учености. Имевшие возможность вести с ним беседу замечали, без сомнения, что познания его были, можно сказать, универсальны: он знал физику и медицину, и архитектуру, и языки греческий, итальянский, французский, немецкий и другие, и церковную археологию, и древности всеобщей истории гражданской. Но все эти знания у него, как цементом, скреплялись знанием Святой Библии и христианской истории Востока. Восточная Церковь и древние памятники ее были любимым предметом его разговоров и исследований» («Московские церковные ведомости», 1885, № 18, с. 324).

Вспомним другого нашего земляка, ученого Федора Ивановича Успенского. Известный византинист, археолог, славист. Родился в семье пономаря деревенской церкви. Получил духовное образование: Галичское духовное училище (1854-1860), Костромская духовная семинария (1866 г.). Несмотря на свое происхождение, он не хотел служить церкви, его влекли занятия наукой. Поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского университета. Большое влияние на него оказал В.И. Ламанский и К.Н. Бестужев – Рюмин. В своих воспоминаниях Успенский о своих университетских годах с благодарностью говорит о К. Я. Люгебиле, который ввел его в понимание истории и критики текстов. Вскоре после того напечатал первую свою работу:image011 «Первые славянские монархии на северо-западе», отмеченную премией имени Кирилла и Мефодия. Его успехи не остались незамеченными, поэтому он был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию «Никита Акоминат из Хон». С 1874 до 1894 г. Успенский преподавал в Новороссийском университете в Одессе. Для молодого византиниста условия работы в Одессе оказались очень благоприятными. Здесь он встретил группу профессоров-ис­следователей, занимавшихся историей Византии и византийского искусства — Н. П. Кондакова, Н. Ф. Красносельцева, А. И. Кирпичникова, Ф. К. Бруна и других. С самого начала своей ученой деятельности Успенский специализировался на изучении истории Византии и югославянских стран; этому предмету была посвящена и его вступительная лекция в университете: «О значении византийских занятий в изучении средневековой истории». В это же время начались его первые научные поездки за границу для исследования греческих и славянских рукописей (главным образом во Францию и в Италию).  В 1879 г. защитил докторскую диссертацию «Образование второго болгарского царства», ставшей первой работой по истории болгарского народа в эпоху византийского господства и обстоятельства образования второго болгарского государства.  В 1890 г. стал председателем историко-филологического общества при университете, при котором организовал византиноведческую секцию, редактировал журнал общества. По его инициативе возник в Константинополе Русский археологический институт, директором которого Успенский состоял с 1894 до 1914 г.; он же основал при нем научный журнал — «Известия Русского археологического института в Константинополе», в котором также image012помещено несколько его исследований (например о военном устройстве в Византии, о византийской табели о рангах, о церковных имуществах и т. п.) и отчетов о деятельности института. Руководил  археологическими раскопками и экспедициями по изучению и разысканию письменных и вещественных памятников на территории Турции, Болгарии, Греции и Сербии. В результате раскопок была обнаружена и изучена древняя столица Первого Болгарского царства Абоба-Плиска.  В 1900 г. утвержден ординарным академиком Академии наук сверх штата. Первая мировая война привела к закрытию Русского археологического института. С 1914 г. Успенский стал жить в Петрограде. Руководил работой научной экспедиции в Трапезунде, временно занятом русскими войсками в 1916-1917 гг. После революции, остался в России и активно способствовал возрождению византиноведческих исследований. В 1921 г. стал председателем Российского палестинского общества. С 1922 до 1927 г. преподавал в Ленинградском университете. В 1928 г. стал иностранным членом Болгарской АН. В многочисленных работах (более 200) им было раскрыто содержание и эволюция многих важных социально-экономических и государственных институтов византийского и южнославянского общества, по-новому изучены крупные политические события в истории не только Византии, но и славянских государств Балканского полуострова.  Успенский собрал огромный фактически материал, им были выявлены и впервые опубликованы важные письменные и вещественные памятники по истории, искусству и культуре Византии и южнославянских стран. В частности источник по политическим отношениям Болгарии и Византии начала X в., речи Никиты Хониата, касающиеся борьбы болгар за независимость в конце XII в., соборные акты о развитии харистикиев. Делом всей его жизни стала трёхтомная «История Византийской империи», над которой он работал более 25 лет. Существенный вклад Успенский внес в изучение русско-византийских отношений.

Сочинения:

Византийский писатель Никита Акоминат из Хонь. Спб., 1874

Образование Второго Болгарского царства. Одесса, 1879

Переговоры о мире между Москвой и Польшей в 1581—1582 г. Одесса, 1887

Византийские землемеры. Наблюдения по истории сельского хозяйства, Одесса 1888

Византийские владения на северном берегу Чёрного моря в IX—X в. Киев 1889

История Византийской империи, т.І (Санкт-Петербург 1913, второе издание — Москва 1996), т. ІІ (Ленинград 1927, второе издание — Москва 1997), т. ІІІ (Москва 1948, второе издание — 1997).

История крестовых походов. СПб., 1901.

image01329 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя, костромская земля празднует обретение в 1239 г. костромским князем Василием Ярославичем чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской.  Костромской князь, на месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня, потому что в этот день он обрел икону Богоматери. В этот же день, с  начала 90-х годов прошлого столетия, возобновлена традиция шествия крестного хода (прерванная в годы советской власти) с предшествующей ему чудотворной иконой Богоматери Федоровской из кафедрального Богоявленского собора в храм Спаса на Запрудне.

  За р. Костромой, возле озера, названного в честь победы князя Василия над татарами в 1262 г. Святым. В благодарность Божией Матери, которая через свою явленную Федоровскую икону и даровала эту победу, в поселке Некрасовское была воздвигнута часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери.

Престольный праздник в честь образа Спаса Нерукотворного в этот день в церкви Спаса на Запрудне, где в нижней церкви есть предел в честь Федоровской иконы, а также,  в с. Хомутово, Островского р-на, в пос. Ветлужский, Шарьинского р-на. В народе этот праздник называется Ореховым Спасом.

image014 Из потерянных навсегда святынь  вспомним: Богоявленский, зимний храм Успенского кафедрального собора, в котором правый придел был сооружен в честь Феодоровской иконы Божьей Матери, Богородице-Феодоровскую церковь на кладбище в Костроме, Богородицко-Федоровскую церковь в с. Минское, Костромского р-на.

Впервые в письменных источниках село Минское как центр Минского стана, в состав которого входило более десятка близ лежащих деревень (таких как: Куликово, Усово, Васильевское, Починок, Поддубное, Турабьево, Рубалдино и др., от многих из которых ныне остались лишь названия), упоминается в 1501 году. Территория бывшего Минского стана раскинута в живописных местах, по левому берегу Волги, где некогда проходил тракт из Костромы в Красное. Вероятнее всего, деревянный храм здесь был построен не позднее 15 века, когда минские земли принадлежали московскому митрополиту. В те далёкие времена Костромская земля входила в состав Московского княжества и была тесно связана с великокняжеской семьёй. Здесь, в богохранимом граде Костроме, юному князю Василию Ярославичу 15 августа (28 августа) 1263 года была явлена икона Феодоровской Божией Матери, изгнавшая татарские полчища с нашей земли. В честь Феодоровской иконы Богородицы и был возведён храм в Минском стане. В 16-17 веках село являлось вотчиной известного и влиятельного на Руси боярского рода Морозовых. Первым владельцем села был военный деятель эпохи Царя Ивана Грозного - Михаил Яковлевич Морозов. Выдающийся полководец своего времени, он командовал русской артиллерией при взятии Казани (1552 год), являлся одним из главных военачальников в Ливонской войне, назначался наместником в Ливонию, воевал с литовцами, шведами, Крымским ханством. Потом поместье перешло к сыну М.Я. Морозова - Ивану Михайловичу, а затем стало вотчиной Глеба Ивановича и его жены, знаменитой Феодосии Прокопьевны, урождённой Соковниной, сторонницы мятежного протопопа Аввакума, ярой приверженицы старой веры и за это сосланной в Боровский монастырь под Москвой, где она умерла голодной смертью в земляной тюрьме. Супруга Глеба Ивановича стала главным персонажем знаменитой картины В.И.Сурикова "Боярыня Морозова", хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. В 1911 году приход церкви объединял 8 селений. Прихожан было: мужского пола-469, женского-535, всего 1004 человека. В церкви этой главной святыней являлся чудотворный список Корсунской иконы Божией Матери. Храм был окружён каменной оградой, внутри которой находилось кладбище. Более 130 лет простоял каменный храм в селе Минском. Его ровесник - Никольская церковь в селе Николо-Трестино, построенная в 1790 году, сохранилась до наших дней, а вот судьба церкви в Минском оказалось намного печальнее. Последним священником Фёдоровской церкви был о.Павел Благовещенский. В 1930 году церковь была разобрана на кирпичи для хозяйственных построек колхоза. Судьба чтимой святыни храма - Корсунской иконы Богородицы - с того времени неизвестна. На месте храма построили конюшню, используя церковный кирпич. В нач. 1970-х годов на этом месте был построен дом культуры опытно-производственного хозяйства "Минское". Так древнее русское поселение лишилось своей святыни.

26 августа 2022 года глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил чин великого освящения храма иконы Божьей Матери «Феодоровская» села Минское Костромского района.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Монахиня Ангелина (Борисова, 1886-1924)

Монахиня Ангелина (в миру Александра Владимировна Борисова) – известная в Солигаличском районе подвижница, жила и подвизалась в лесной келии неподалеку от с. Верхний Березовец.

Подробнее...

Статьи

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Аннотация. Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства первоначально располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Школа открыла возможность для поступления выпускниц из состоятельных семей в женские гимназии, менее обеспеченным позволило претендовать на места наставниц для детей дошкольного возраста в интеллигентных семьях, где на них возлагалась обязанность по начальному обучению, на должности учительниц рукоделия в женских начальных школах. Школа Александровского братства поадвала очень хороший пример беззаветного служения делу просвещения.

Ключевые слова: школа, рукоделие, ученицы, попечительство, Александровское братство.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: