24 апреля. Память преподобного Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского
24 апреля Православная Церковь молитвенно чтит память двух преподобных Иаковов, связанных с Костромским краем: блаженную кончину преподобного Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского (из бояр Брылеевых), который был учеником преподобного Иакова Железноборовского и трудником его монастыря (слово "трудник" имеет два значения: "труженик" и "послушник"). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви.
Преподобные Иаков Железноборовский (1442) и Иаков Брылеевский, сподвижник его (XV) - русские святые XV столетия, духовно восходящие к преподобному Сергию Радонежскому и его великим монашеским традициям. Совершали духовные подвиги в Костромской Галичской земле.
В 1612 г. польские отряды разорили Брылееву пуст. В 1648 г. здесь стояла деревянная Свято-Троицкая ц. с приделом во имя прп. Иакова (возможно, прп. Иакова Железноборовского, канонизированного ранее 1628). Впоследствии эта церковь, видимо, сгорела, поскольку более не упоминается в документах. В 1731 г. игум. Феодосий перенес в пустынь из Железноборовского монастыря деревянную Рождество-Богородицкую церковь, которую в 1734 г. переосвятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В описи Железноборовского мон-ря 1743 г. в Брылеевой пуст. отмечены помимо Введенской ц. 2 братские кельи (Флеров В. Н. Буйская земля. Ч. 1. Кострома, 2002. С. 43).
К нач. XX в. Иаков считался канонизированным святым. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903), составленном по донесениям, присланным в Святейший Синод из епархий в 1901-1902 гг., он указан как «преподобный Иаков Железноборовский 2-й», сподвижник прп. Иакова Железноборовского 1-го. Память И. праздновалась в день Сошествия Св. Духа на апостолов (С. 13).
В нач. XX в. Брылеева пуст., известная среди местных жителей под названием «Пустынька», являлась скитом Железноборовского мон-ря. Главной святыней пустыни была широко почитавшаяся могила Иакова близ Введенской церкви Современная память Иакова (11 апр.), очевидно, приурочена ко дню памяти прп. Иакова Железноборовского.
Введенская церковь в Брылеевой пустыни утрачена, вероятно, в 1930-е годы. Единственное материальное свидетельство существования обители, это две плиты красного камня, то ли надгробия, то ли основание фундамента церкви. Аналогичные плиты обнаружены на развалинах каменной Богородицкой церкви погоста Рожново в 40 км южнее. Осенью 2009 г. на месте древней пустыни братией Железноборовского монастыря установлен поклонный крест. [Прим. сост.]
В XVII в. по административно-территориальному делению пустынь входила в Костромской уезд в Шачебольский стан. В 1646 г. "пустыни Брылеевы церковь Живоначальныя Троицы и преп. Иакова, у церкви в келье черной поп Иоилла, дьячек Остафейко Дмитриев, во дворе нищий Петрунька Григорьев кормится Христовым имянем"
Во Введенской ц. Брылеевой пуст. находился старинный образ И. Судя по описаниям краеведов XIX-XX вв., видевших икону, святой был изображен в схимнических одеждах с развернутым свитком в руках. В «Иконописном подлиннике» XVII-XVIII вв. (РНБ. ОЛДП. О 21. Л. 181 об.- 182) под 21 марта помещена память «преподобнаго Иякова, игумена на Костроме Троицкаго монастыря» (ИРЛИ. Электр. каталог «Источники русской агиографии»); возможно, имеется в виду И.
Железноборовский мон-рь закрыли в 1929 г., вскоре была закрыта и разрушена Введенская ц. в Брылеевой пуст. В наст. время на местоположение храма указывает неск. камней фундамента. Мощи И., вероятно, покоятся под спудом. В 1981 г. канонизация И. была подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование к-рому было установлено по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского).
18 мая празднуется престольный праздник Свято-Предтеченской Иаково-Железноборовской обители - обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского.
Преподобный Иаков родился в XIVв. в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. В раннем возрасте окружающие замечали особую наклонность его к богоугодной жизни. Рано лишившись родителей, раздав имущество и оставив без сожаления все земное, Иаков, отправился в Троице-Сергиеву Лавру, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского и вступил в число братии монастыря.
Благочестие, смирение, строгость в иноческой жизни, позволили ему приобрести любовь и уважение окружающих. Стремясь к отшельнической жизни, он отправился в родные костромские пределы, где нашел уединенное место на левом берегу р. Тебзы, вблизи селения Железный Борок, названного так из-за больших залежей железной руды, разработкой и добычей которой занимались местные жители. Во сне он увидел чудный свет, озаривший выбранное им место. Недолгим было уединение преподобного – молва о его молитвенных подвигах распространилась вплоть до княжеского дворца. По его молитвам благополучно рождается сын у великого князя Василия Дмитриевича. В 1420 г., когда Кострома страдает от моровой язвы и голода, обитель преподобного становится пристанищем для всех приходящих и нуждающихся. 24 апреля 1442 г. преподобный отошел в вечные обители Господа будучи глубоким старцем, и был погребён в церкви Иоанна Предтечи.
Официальное церковное установление местной памяти Иакова Железноборовского произошло до 1628 года, а первый церковный придел, посвящённый памяти Иакова существовал уже в 1635 году (в Борисоглебской церкви города Галича). Известно около 50 случаев исцеления болящих у мощей святого. Принимая во внимание древность жизнеописания преподобного Иакова и составленные ему службы, можно сказать, что церковное прославление его состоялось вскоре после кончины. Разнообразны и удивительны случаи чудесных исцелений, происшедших от гроба святого старца. Монах Нифонт был одержим нечистым духом, скитался по лесу, его отыскивали и приводили в обитель, но он снова убегал – удержать его не могли даже цепи. Однажды, его поймали и привели к гробу преподобного Иакова. Коснувшись гробницы, одержимый пришел в себя, долго молился, прося исцеления, и стал совершенно здоров. В записях об исцелениях содержится множество случаев исцелений слепых. Преподобный становится известным всей России, а обитель, им основанная, не раз будет упоминаться на страницах истории нашего государства. В стенах монастыря будет пострижен в иноки печально известный Григорий Отрепьев, боярский сын из Галича. Предание повествует, что у гроба преподобного юный Михаил Романов узнает о грозящей ему опасности. Поляки, идя к Домнину, в бессильной злобе выжгут монастырь до основания. 5 мая 1613 г., при восстановлении монастырских храмов произойдет открытие мощей преподобного Иакова. В этом событии наши предки увидят знак благоволения Божия к умиротворенной России.
После официального упразднения Иаково-Железноборовского монастыря в 1919 году он до 1927 года фактически продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. В 1927 году артель была закрыта. Тогда же состоялось вскрытие святых мощей преподобного Иакова, однако гробница в Богородице-Рождественской церкви оказалась пустой (вероятно, мощи основателя монастыря находятся глубоко в земле, а сверху их прикрывает декоративная гробница, которая и подверглась кощунственному вскрытию).
В мае 1929г. монастырь окончательно закрыли, состоялся суд над настоятелем монастыря иеромонахом Серафимом (Борисовым) и почитаемым в народе старцем иеромонахом Сергием. По оглашении приговора, они были отправлены в концлагерь. Монастырь охватила мерзость запустения. Постепенно он превращался в руины.
В 1995г. монастырь получил статус подворья Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, а 17 августа 2004, указом Священного Синода РПЦ возрожден Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.
Наместником Железноборовского монастыря с 2004 по 2013гг. являлся нынешний Управляющий Костромской митрополией митрополит Ферапонт. При нем монастырь получил возможность возрождения и развития, что ярко показывает возрождение храмов и построек монастыря.
В 2005 году начались основные работы по возрождению монастырского комплекса: разрабатывалась проектная документация, проводилась комплексная реставрация храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Были укреплены фундаменты, восстановлен сложный свод в трапезной части храма, устроена кровля, установлены купола, восстановлены окна и двери, выполнены отделочные работы, сделаны полы, проведено отопление, начаты работы по устройству иконостаса. Также проводилось укрепление фундаментов храма в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.
21 сентября 2007 года после многолетнего перерыва в Богородице-Рождественском храме – спустя ровно 250 лет после освящения – была совершена первая в его новейшей истории Божественная литургия. Впоследствии здесь установили новый пятиярусный резной иконостас из дуба.
В марте 2010 года архиепископ Костромской Александр (Могилев) передал в Железноборовскую обитель сохраненный схиархимандритом Серафимом (Борисовым) крест преподобного Иакова. Сейчас этот крест и вериги угодника Божия, как и в прежние времена, являются чтимыми монастырскими святынями.
В 2010 году была побелена колокольня, а в 2011 году на средства жертвователей приобретен благовестный колокол, установленный на монастырской звоннице. В 2012 году проведен капитальный ремонт трапезного корпуса; в 2015 году на Трехсвятительском храме заменили кровлю, установили купол. В 2016 году началось восстановление монастырской ограды.
18 мая того же года новый костромской викарий – епископ Макарьевский Ферапонт совершил чин великого освящения восстановленного монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Божественную литургию в нем.
25 июля 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви игумен Андрей (Козлов), трудившийся в Железноборовской обители с самого начала ее возрождения, был назначен игуменом (настоятелем) монастыря.
В 2014 году началось восстановление храма в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. К концу 2016 года на храме были установлены купола и кресты, проведены все наружные и основные внутренние реставрационные работы.
7 июля 2016 года после кончины архиепископа Алексия (Фролова) возглавивший Костромскую епархию (а с 2016 года – и вновь образованную Костромскую митрополию), епископ Ферапонт совершил в возрожденном Иоанно-Предтеченском храме монастыря первую, после почти девяностолетнего перерыва, Божественную литургию.
Святыни обители:
– святые мощи преподобного Иакова Железноборовского (почивают под спудом в Богородице-Рождественской церкви);
– железные вериги и железный (по преданию, бывший нательным) крест преподобного Иакова Железноборовского.
В 2017 году исполнилось 575 лет со дня кончины преподобного Иакова.
Престольные и монастырские праздники (старый стиль / новый стиль):
– 30 января / 12 февраля – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
– 11/24 апреля – преподобных Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского;
– 5/18 мая – обретение святых мощей преподобного Иакова Железноборовского;
– День Святого Духа – преподобного Иакова Брылеевского (местное монастырское празднование);
– 24 июня / 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи;
– 8/21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.
ТРОПАРЬ, КОНДАК, МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ИАКОВУ ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКОМУ Тропарь, глас 4
Небе́снаго жела́я, земна́я возненави́дел еси́ и, взем крест свой, после́довал еси́ Христу́ и от Него́ прие́м дарова́ния чуде́с, исцеля́ти неду́жныя; но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, испроси́ правосла́вным христиа́ном здра́вие и спасе́ние, на враги́ же побе́ду и не забу́ди, посеща́я чад свои́х, припа́дающих к цельбоно́сному гро́бу твоему́, Иа́кове, преподо́бне о́тче наш
Кондак, глас 8
Серде́чная о́чи, досточу́дне, ко Го́споду впери́в и теле́сныя стра́сти из ко́рене исторга́я, неболе́зненную жизнь в боле́знех восприя́л еси́, преподо́бне, боле́знем же лю́- тым дае́ши исцеле́ние прося́щим с ве́рою у тебе́, те́мже мо́лим тя, досточу́дне, исцели́ на́ша боле́зни душе́вныя и теле́сныя, да зове́м ти: ра́дуйся, Иа́кове Богому́дре, о́тче наш.
Молитва
О преподо́бне и Богому́дре о́тче наш Иа́кове! Ве́мы, я́ко с ли́ки Ангельскими и все́ми святы́ми предстои́ши при́сно Престо́лу Го́спода Вседержи́теля и ве́лие и́маши к Нему́ дерзнове́ние моли́тися о всех, с ве́рою и умиле́нными слеза́ми в по́мощь тя призыва́ющих. Не премолчи́ у́бо, вопия́ за ны, недосто́йныя, ко Го́споду Бо́гу, да отврати́т гнев Свой, пра́ведно за беззако́ния на́ша на ны дви́жимый, и да изба́вимся вся́ких скорбе́й, бед же и напа́стей и злых обстоя́ний и благоче́стно поживе́м в ны́- нешнем ве́це, ходя́ще в за́поведех и оправда́ниих Госпо́дних непоро́чно. О преблаже́нне и Боголюбе́зне о́тче наш Иа́кове! Умоли́ Го́спода, да не оскуде́ют в стране́ на́шей и́стинные ревни́тели и́ноческаго жития́ и подража́тели свято́му и Богоуго́дному житию́ твоему́; сохрани́ предста́тельством твои́м к Бо́гу страну́ на́шу от огня́, гла́да, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и от вся́каго зла и всем, с ве́рою и любо́вию притека́ющим к тебе́, испроси́ у Го́спода Бо́га грехо́в проще́ние, телесе́м здра́- вие, исправле́ние грехо́внаго жития́ и ве́чное спасе́ние, да с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́бимся прославля́ти в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во веки веко ́ в. Аминь.
Величание
Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Иа́кове,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.