30 марта. Стояние святой Марии Египетской
В среду вечером пятой недели Великого поста (30 марта) совершается богослужение, которое из-за своей продолжительности и покаянной направленности именуется «Стояние святой Марии Египетской», или еще называется «Марииным стоянием». Вечером, в храмах на богослужении читается житие преподобной Марии Египетской, сорок лет проведшей в пустыне в подвиге покаяния, и полностью вычитывается канон преподобного Андрея Критского, который читался частями в первые четыре дня на первой неделе Великого поста (т.н. по греч. - мефимоны). Чтение покаянного канона преподобного Андрея возвращает нас к покаянному чувству начала Великого поста.
Жизнь преподобной Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить, по мысли церковной, для всех кающихся примером истинного покаяния и убеждать в неизреченном милосердии Божием к грешникам. В житии повествуется о том, что преподобная Мария, до своего обращения к Богу, вела настолько непотребную жизнь, что однажды, даже не смогла войти в храм – Бог не допускал ее. При этом Божия Матерь, изображенная на иконе над входом в храм, отвернулась от Марии в свидетельство ее нечистоты. Глубоко прочувствовав свои грехи, Мария по зову Божьей Матери ушла в палестинскую пустыню и трудом покаяния, достигла высоты святости.
Она проводила жизнь наполненную христианским подвигом умерщвления плоти, поста и молитвы, очищения от страстей. Удалением от мира и истощением плоти она устояла в борьбе со страстями и одолела грех. Пост, холод и зной истощали ее тело. 47 лет растения пустыни составляли для нее пищу. Она молилась дни и ночи, обливаясь слезами, молилась под палящим солнцем и под мертвящим холодом, не имея ни крыши над головой, ни обуви, ни одежды. Молилась в совершенном одиночестве, так горячо, что во время молитвы поднимается от земли.
За победу над собой, за великое покаяние, за пост и молитву, прп. Мария прославлена Богом и имеет дерзновение ходатайствовать за грешников перед Ним.
Какое поучение для себя мы можем извлечь из ее жизни? Да ведь вся наша жизнь подобна ее жизни! Как и она, мы порой хотим поклониться Богу, приблизиться к Его живому присутствию – и из-за своей греховности не можем этого сделать! Молитвы нет, сердце окаменело, мысли разбегаются…
Обратись же к Богу с покаянием, грешный человек, обратись с мольбой за помощью к Той, Которая всем Заступница, всем благая Утешительница! И мольба твоя не останется не услышана, и воскресит тебя Господь Бог, как воскресил Он великую грешницу, ставшую преподобной Марией, возведя ее на высоту святости.
В субботу пятой недели поста (20 апреля) совершается служба праздника Похвала Пресвятой Богородицы. На ней читается торжественный акафист Божией Матери, который был установлен в честь троекратного избавления от врагов г. Константинополя благодаря небесному заступничеству Пресвятой Девы. У нас акафист Похвала Божией Матери совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая избавляя от врагов видимых, тем более помогает нам в борьбе с нашими невидимыми врагами.
Православная Церковь высоко ценит величественный образ Божией Матери. Слава о силе молитвы к ней вдохновляет христиан. Неудивительно, что Спаситель являет множество чудес через иконы Пречистой Девы и Заступницы. Чудотворным образам Богородицы молятся, благодарят за помощь, восхваляют ее величие во все времена.
Русская история имеет многочисленные свидетельства, заступничества и помощи Богоматери православным воинам, защищающим родную землю от нашествия недругов. В день празднования Похвалы молитвы к Царице Небесной всегда помогают, так как обретают особую силу. Святой русский князь Александр Невский вписал славную страницу в историю страны – разбил немецких рыцарей на Чудском озере. Летописи подтверждают факт, что день сражения (5 апреля 1242 года была суббота) – праздник Похвала Матери Божией.
- В субботу же, 13 апреля, Церковь чтит память священномученика Ипатия Гангрского, небесного покровителя костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Мученик и при жизни был известен на всю Византию: помогал нищим;
- выстроил трапезную, где принимал всех желающих, так склонил многих язычников ко Христу;
- был очень добрым и скромным, чем сникал всеобщую любовь еще при жизни — люди прикасались к предметам, которыми пользовался пастырь, получали исцеления от болезней.
Правил своим приходом святой в течение 40 лет. Когда ему исполнилось 90, злодеи-еретики подстерегли его и убили — закололи мечами, а затем раздробили голову камнем. Жители города с почетом погребли остатки Ипатия Гангрского, который стал помогать людям даже после смерти. Святой в доброте подражает Христу — он исцелил собственного убийцу, который сошел с ума после содеянного.
После смерти его почитание не ослабело, но дошло до других стран. Самый известный российский храм Ипатия Гангрского находится в Костроме, в мужском Ипатьевском монастыре. Согласно преданию, в этом месте явилась Божия Матерь вместе с мучеником Ипатием и одним из апостолов. Обитель имеет давнюю историю, тесно связана с судьбой императорского дома Романовых.
Священномученик Ипатий Гангрский помогает в самых разных бедах:
- От бесплодия;
- Поможет сохранить беременность;
- Избавляет от телесных недугов;
- Ограждает от нападений нечистой силы.
При обращении необходимо иметь твердую веру в то, что силой Господа можно решить любую проблему.
И молитва веры будет услышана и человек получит разрешение своей просьбы.
В доме, принадлежавшем семье Ипатьевых, в Екатеринбурге прошли в заключении последние месяцы жизни св. Царя-Страстотерпца Николая II, его Августейшей Семьи и верных служителей. 4/17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома Страстотерпцы были казнены богоборческой властью. Одноименность монастыря, в котором воцарилась Династия Романовых, и дома, в котором принял мученическую смерть последний правящий Государь этой Династии со своей Семьей, до сих пор вызывает у далеких от христианского миропонимания людей лишь мрачные и зловещие ассоциации. В действительности, это совпадение говорит лишь о том, что св. Ипатий был рядом с Царской Семьей в очищающем подвиге мученичества, обратившем поражение Российской Государственности в феврале 1917 года в духовную победу и залог грядущего торжества Православной Монархии.
Небесное заступничество и покровительство св. Ипатия ярчайшим образом проявилось в отношении законного Преемника замученного Государя Николая II – первого Главы Дома Романовых в изгнании Кирилла I Владимировича. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. он, тогда еще молодой Великий Князь, являлся начальником штаба у вице-адмирала С.О. Макарова и находился рядом с ним на капитанском мостике эскадренного броненосца «Петропавловск», когда столкновение с японской миной повлекло чрезвычайно быстрое потопление корабля. Катастрофа унесла жизни почти всех матросов и офицеров броненосца. Уцелело чуть больше 1/10 части команды. Из находившихся на капитанском мостике, непосредственно под которым произошел взрыв, спасся только Великий Князь Кирилл Владимирович. Он непостижимым образом избежал смерти от взрывной волны и обломков, а потом какой-то неведомой силой был вынесен на поверхность из грандиозного водоворота, образовавшегося на месте гибели «Петропавловска», и 40 минут продержался в 5-градусной воде. Когда к нему подплыла спасательная шлюпка, он крикнул матросам: «Со мною всё в порядке, спасайте остальных!»
Чудесное спасение Великого Князя Кирилла Владимировича произошло 31 марта/13 апреля 1904 г. – в день памяти св. Ипатия Гангрского. Будущий первый Император в изгнании, свято и нерушимо сохранивший традиции своего Дома после крушения Российской Православной Державы, также как и его Царственный Прародитель Михаил Феодорович, был обязан жизнью молитвам священномученика.
31 марта/13 апреля (после 340). Священномученика Ипатиа Епископа Гаггрскаго. Чудесное спасение Благовернаго Государя ИМПЕРАТОРА КИРИЛЛА ВЛАДИМИРОВИЧА.
Тропарь, глас 4: И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и Веры ради пострадал еси даже до крове, Священномучениче Ипатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 4:
Богови́дное досточу́дных доброде́телей зерца́ло, / Богоправи́мое Правосла́вныя ве́ры пра́вило, /и утвержде́ние Це́ркве Христо́вы, / за ню́же и страда́л еси́, всечу́дне о́тче Ипа́тие, / чудесы́, Богодарова́нными тебе́, весь мир удиви́в, / душеспаси́тельныя по́льзы сотвори́л еси́, / и ны́не ве́рно призыва́ющим тя во вся́ких беда́х и напа́стех / испроси́ нам у Го́спода Бо́га // по́мощь и спасе́ние ве́чное душа́м.
Кондак, глас 2:
Ри́мскому оте́честву свети́льник, / Богоза́рными луча́ми концы́ светя́, / ны́не просвети́ твое́ пра́зднество пою́щия, Ипа́тие, / прося́ свы́ше ми́ра и грехо́в оставле́ния, // моли́твами защити́ ны, Ипа́тие многострада́льне.
Ин кондак, глас 2:
Оби́тель Триипоста́снаго Божества́, / достоблаже́нне о́тче Ипа́тие, быв, / во вселе́нную Всетворца́ Бо́га воскли́кнул еси́. / Благода́рственне же чудоде́йствуя, / вшел еси́ в Небе́сныя оби́тели, / та́мо моли́ Всесвяту́ю Тро́ицу, мо́лим тя, / исцели́ти телеса́ и ду́ши на́ша // в Богосозда́нную на́шу красоту́.
Молитва
Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Бессмертных Небесных и Животворяхцих Христовых Тайн, и с молитвомаслием беспрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.