15 февраля 2024. Праздник Сретения (встречи) Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Праздник является памятью о том великом событии, которое совершилось на сороковой день после рождения Христа-Спасителя.

По закону, данному Богом пророку Моисею, в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства, каждая еврейская семья должна принести своего первенца в храм для посвящения Богу. Матерь Божья, вместе с праведным Иосифом, принесла младенца Иисуса в иерусалимский храм. Там их встретили 360-летний старец Симеон, которому ангелом было предсказано, что он не умрет, image003пока не увидит Спасителя мира. Праведный Симеон взял на свои руки Богомладенца (в церковных песнопениях Симеон называется еще Богоприимцем, т. к. принял на свои руки Богомладенца Христа), и прославил Господа, явившегося в наш мир и принявшего для исцеления нашей природы плоть человеческую. После встречи с Богомладенцем Симеон отошел в вечность, в область усопших, чтобы принести туда первую весть о том, что он видел на земле Бога. Так сбылось обещание, данное Богом нашим согрешившим прародителям Адаму и Еве о будущем рождении Спасителя людей и мира. Так произошла встреча между Богом и человеком.

    В древности, в своём возникновении, праздник рассматривается как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира, грядущего Суда и Будущего Века. Праздник Сретения дает возможность ощутить и пережить нам встречу с Богом. Ведь рано или поздно каждый  из нас на своем жизненном пути встретится с Ним. Праздник Сретения поможет нам настроиться на путь покаяния.

Сретенская церковь с. Трифон, Антроповского р- на. Сооружена в 1826 году. Фото 2014 г.Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день по традиции молитвой освящают свечи. Сретенские свечи принято хранить в течение всего года – они зажигаются в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу. Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядицы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом  и освящает сердца Святым Духом.

В Костроме Сретенская церковь была домовым храмом при Костромской духовной семинарии. Устроен храм был в 1878 году по благословению епископа Костромского и Галичского Игнатия (Рождественский, упр. Костромской епархией  1878-1883гг.), на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже  общежительного семинарского корпуса (в настоящее время корпус «Г» КГУ им. Н. А. Некрасова). В настоящее время в помещении Сретенской церкви размещается концертный зал музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета, занимающего исторические здания Костромской духовной семинарии.

image008Церковь закрыта в 1918 году.

В этот день престольный праздник в Сретенской церкви с. Трифон, Антроповского рай-на, в одноименной церкви п. Вохма, Вохомского р-на.

Мы с прискорбием вспоминаем в день праздника разрушенную Сретенскую церковь на р. Сахе, ныне Островского р-на, Сретенскую церковь с. Сретенья, Нерехтского р-на, церковь с. Цыкина, Макарьевского р-на.

image010Церковь в честь Сретения Господня при Костромской духовной семинарии располагалась в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса. В настоящее время в помещении Сретенской церкви размещается концертный зал музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета, занимающего исторические здания Костромской духовной семинарии.

Церковь Сретения Господня в Трифоне, что на реке Сахе. Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1826 в духе образцовых проектов в стиле классицизма на средства прихожан. Тип храма - ротонда на четверике. С северной и южной сторон к двухсветному четверику примыкают четырёхколонные портики с треугольными фронтонами. Апсида полукруглая двухсветная, почти вровень с основным объёмом. Завершение церкви в виде небольшого восьмиугольного светового барабана. Колокольня трёхъярусная, соединена с основным объёмом трапезной, расширенной в 1897. Приделы Николая Чудотворца и муч. Трифона. Практически не закрывалась.

image012Сретенский храм п. Вохма был построен в 1879 году. Каменный, одноэтажный, с каменной колокольнею. Чин освящения был совершен 9 ноября 1887 года. Церковь и приходское кладбище были обнесены оградою. Вход украшали каменные Святые ворота. Престол храма был освящен во имя Сретенья Господня.

В 30-х годах 20-го столетия храм был закрыт и осквернен советской властью. Долгое время здание церкви использовалось для различных целей: в нем располагался инкубатор, ДОСААФ, музей и даже квартиры. При закрытии храма была разобрана каменная колокольня, некогда украшавшая его.

В 1991 году храм был возвращен общине верующих людей. Архиепископом Костромским и Галичским Александром вновь был совершен чин освящения храма. В 2003 году положено начало восстановления иконостаса храма.

В 2006 году в г. Воронеже для храма были отлиты новые колокола. Построена новая звонница. А 8 марта 2007 года Архиепископ Александр совершил чин освящения новоотлитых колоколов. В храме Сретения Господня в поселке Вохма Павинского благочиния Галичской епархии освятили новую икону - святой преподобной Анимаисы Острецовской.

image014Преподобная Анимаиса (3 (15) июля 1875 — 14 июня 1963) (в миру Мария Смертина) родилась 15 (3) июля 1875 года в деревне Кокоулинцы Октябрьского района Костромской области. О детстве и юности угодницы Божией мало что известно.

14 июня – день памяти.

В 1900 году Мария поступила в Макарьев-Решемский монастырь. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, преподобная жила в молитвах, труде и послушании. Однако в 1927 году монастырь был закрыт советскими властями, а монахини — разогнаны. Но монахиня Анимаиса от служения Богу и Святой Церкви не отреклась.Ведомая гласом Божиим, преподобная Анимаиса пришла в город Родники, где получив благословение у своего духовника священника Петра Лебедева, отправилась в село Острецово, расположенное в 15 километрах от Родников. Придя в Острецово матушка Анимаиса поселилась в каменной сторожке при Свято-Троицкой церкви. Она усердно несла послушание по уборке храма, который и сторожила.

Когда в 1940 году Острецовский храм был закрыт, Анимаиса продолжала охранять храм от разрушителей и воров. Опасаясь за судьбу храма, матушка вместе другими с жительницами села приняли решение спрятать ключи от храма. Есть свидетельства, что в годы Великой Отечественной войны монахиня тайно от властей открывала храм, и люди в нѐм молились. За стойкость и особое усердие монахиня получила от архиепископа Ивановского и Шуйского послушание алтарницы. За несколько дней до ухода из жизни Анимаиса собрала самых близких своих духовных сестѐр и раздала им все свои скромные пожитки.

Скончалась матушка Анимаиса 14 июня 1963 года. Погребена она была на острецовском кладбище у самого входа. Многие люди стали приходить помолиться к могиле преподобной Анимаисы. Комиссия по канонизации святых Священного Синода Русской Православной Церкви причислила монахиню Анимаису к лику святых в сонме Ивановских святых.

18 сентября 1997 года были обретены святые мощи преподобной Анимаисы и перенесены с кладбища села Острецово в родниковский храм святого благоверного князя Александра Невского. Рака с мощами святой Анимаисы установлена слева от алтаря. храма Александра Невского в Родниках. В Острецовском Свято-Троицком храме пребывает частица мощей святой.

Считается, что сразу же после погребения у могилы преподобной начало совершаться много чудес.

Тропарь, глас 1: Послушания добрая рачительнице быв, преподобная Анимаисо приснопамятная: церковь бо Святыя Троицы сохранила еси. Темже и мы чада твоя с любовию вопием ти: слава давшему ти крепость, слава венчавшему тя, слава дающему тобою всем исцеление.

Молитва

image016О предивная и всехвальная мати Анимаисо. К тебе, теплой заступнице и ходатаице, возносим наши недостойные молитвы. Услыши нас, грешных, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся и к святей твоей иконе припадающих и умиленно вопиющих: буди о нас ходатаицей и молитвенницей пред Богом, и, презрев наша тяжкие и бесчисленные прегрешения, яви нам свою великую милость, воздвигни нас из глубины греховныя, просвети наш ум, умягчи злые и окаянные сердца наша, усмири вражду, зависть и раздоры, осени нас миром, любовию и страхом Божиим, умоли милосердного Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да с тобою купно прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

11 августа для костромичей является днем скорби. В этот день в 1982 году на Афганской земле погибли наши земляки: капитан Евгений Ермаков и рядовой Андрей Тартышев. С 1983 года установилась традиция 11 августа проводить День памяти костромичей, погибших в Афганистане и других горячих точках. В 2013 году законом Костромской области День памяти костромичей, погибших в боевых действиях, официально  отнесен к  памятным датам Костромской области.

 15 февраля 1989 года последние воинские подразделения покинули республику Афганистан

image018 В  Костромской области 56 человек погибли, выполняя свой интернациональный долг в Афганистане, 57 костромичей - в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, 2 человека погибли, выполняя задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

 В храме Сретения Господня в поселке Вохма Павинского благочиния Галичской епархии освятили новую икону - святой преподобной Анимаисы Острецовской.

В июне 1992 года на 14-й ассамблее с благословения всех глав поместных Православных Церквей 15 февраля утверждается как День Православной молодёжи. Ведь, как и младенец Иисус, молодежь стоит в начале жизненного пути. Им предстоит множество разных встреч, благодаря которым многие из них придут к Богу. «Царство Божие близ нас, оно явлено в Богочеловеческой природе Христа, обновляющего и омолаживающего каждый день нашу жизнь». 

image020В Костроме, 15 февраля отмечается день воина – интернационалиста. На мемориальном кладбище (ул. Костромская), у обелиска, посвященного воинам-афганцам, совершается панихида.

Крестовоздвиженский женский монастырь г. Костромы. Основание обители относится к концу XIV в. Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская.

Храмы Крестовоздвиженского монастыря разрушены в середине 1930-х. 

image022Точная дата основания неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что мон-рь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой жен. обителью Костромского края. По предположению нек-рых историков, его основательницей была кнг. Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра вел. кн. Василия Димитриевича. Мон-рь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне.

В сер. XVI в. мон-рю покровительствовала царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском у., пожалованных, как сказано в грамоте царя  Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. А. м. был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели.

К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая ц. в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

В 1764 г. Анастасьин манастырь был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский женский мон-рь, находившийся в бывш. Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, А. м. вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского. Вокруг обители взамен деревянной начали строить каменную ограду, включавшую в себя 3 небольшие угловые башни, Святые въезжие и скотопрогонные ворота. В 80-х гг. XVIII в. каменная стена была возведена с сев. стороны, в 1814-1816 гг.- с вост. и юж. сторон, в 1832-1833 гг.- с зап. стороны. В 1794 г. к Анастасиину монастырю была приписана находившаяся рядом одноглавая, бесстолпная, одноапсидная «малоприходная» церковь Сретения Господня с небольшой шатровой колокольней, построенная в 20-х гг. XVIII в. В 1802 г. была разобрана старая колокольня Ризоположенского храма, и к 1804 г. возведена новая трехъярусная в классицистическом стиле, ставшая главной архитектурной доминантой монастырского ансамбля.

 Как и большинство женских обителей, Анастасиин монастырь со времени основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в монастыре было введено общежитие (см. Общежительный мон-рь). В период настоятельства игумении Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны - в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250.

image024image026В 1863 г. настоятельница Анастасииного монастыря (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский муж. мон-рь (см. Богоявленско-Анастасиин мон-рь), основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским. В ходе возрождения бывш. Богоявленского мон-ря бо́льшая часть инокинь была переведена в него, а бывш. А. м., к-рый после объединения стали называть «старый монастырь», игум. Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто уч-ще для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. ДУ оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел.

К 1917 г. в Анастасиином  монастыре проживали 53 монахини и 323 послушницы. В нач. 1919 г. обитель закрыли, на территории старого мон-ря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница - игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы А. м. действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской ц. разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей.

В кон. 20-х гг. на территории старого монастыря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны южная стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская церкви, и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома.

image028В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская церковь. В 40-50-х гг. XX в. территория А. м. была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 гг.

Сретенская кладбищенская церковь г. Кинешмы (город бывшей Костромская губерния) была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова.

История Ки́нешмы насчитывает, по меньшей мере, 520 лет.

Первое упоминание о волости Кинешме относится к 1504 году, когда она была названа в духовной грамоте великого князя Ивана III в числе владений, которые тот пожаловал князю Фёдору Бельскому в вотчину

В Смутное время кинешемское ополчение под предводительством воеводы Фёдора Боборыкина участвовало в сражениях против польско-литовских интервентов.

Благодаря своему положению на Волге город стал крупным торговым и промышленным центром.

В настоящее время Кинешма — второй по величине город Ивановской области.

image030В 1778 году Кинешма, бывшая ранее слободой, получила статус города и уездного центра (Кинешемского уезда) Костромского наместничества, в 1796—1918 годах — уездный центр Костромской губернии. К концу XVIII века действовали мануфактуры, основанные И. Н. Талановым (1758), А. Грязновым с братьями (1778), Д. Талановым с племянниками (1779), которые выпускали следующие разновидности текстильного полотна.

В XVIII — начале XX веках в Кинешме ежегодно проводились две ярмарки: Крестовоздвиженская и Тихоновская (возрождена в 2004 году)[1]. Тихоновская начиналась в Тихонов день, 16 (29) июня, более значительная Крестовоздвиженская — начиналась 14 (27) сентября (в праздник Воздвижения Креста Господня) и продолжалась вплоть до октября).

Промышленники строят кроме заводов и фабрик большое количество собственных усадеб с парками, большая часть которых сохранилась до настоящего времени в разных частях города и пригорода.

image032На 1894 год в городе проживало 4398 человек (2257 мужчин и 2141 женщина), в том числе дворян 186, духовного звания 82, мещан 2111, крестьян 1870, прочих сословий 149[3]. Православные составляли 96 %. В конце XIX века в городе было 9 церквей, из них две обращены в приходские из упразднённых монастырей. При Спасо-Преображенской церкви была богадельня на 25 престарелых женщин. В Кинешме процветали полотняные фабрики.

К конце XIX веку Кинешма с уездом стали одним из крупнейших центров текстильного производства.

К началу XX века в Кинешме было 9 церквей, имелось духовное училище, городское 3-классное училище со столярным отделением, 2-классное женское училище с рукодельным классом, приходское училище. Земская больница (на 50 человек) и приёмный покой. Врачей — 4, фельдшеров — 9, повивальных бабок — 6, аптек — 2. К 1913 году в городе и уезде имелось около 90 промышленных предприятий.

Вдоль набережной Волги проходит бульвар, над которым возвышаются Успенский собор (1745) с колокольней (1798), Троицкий собор (1836, арх. И.Е. Ефимов), Вознесенская церковь (1760). Из гражданских построек сохранилась бывшая полотняная фабрика купца Таланова (1758). На территории городского рынка - Крестовоздвиженская часовня (1744) на Братской могиле защитников города, погибших в 1609 году в битве с поляками.

В городе имеются картинная галерея, художественно-исторический музей.

image034ВУЗы города: Ивановская государственная текстильная академия (Кинешемский филиал), Кинешемский филиал Современной гуманитарной академии, Московский государственный индустриальный университет (Кинешемский филиал)

В 1909 году Кинешемское духовное училище окончил будущий маршал Советского Союза и выдающийся военный полководец Александр Михайлович Василевский (родился в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда). В 1975 году в Кинешме в рамках увековечивания памяти о «знатных» (прославленных) кинешемцах был осуществлён ряд переименований улиц, в том числе улица Петровская переименована в улицу Маршала Василевского.

 С 20 июня 1918 года Кинешма была в составе Иваново-Вознесенской губернии. В 1929—1936 годах — районный центр Ивановской Промышленной области, с 1936 — Ивановской области

С 1866 года город являлся центром викариатства Костромской епархии; в XX веке был вторым кафедральным центром Иваново-Вознесенской епархии.

Кинешемское викариатство существовало с 1866 по 1936 г. Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен Костромской Ипатьевский во имя Святой Троицы монастырь, в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая церковь во имя свщмч. Ипатия, епископа Гангрского, и апостола Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь неподалеку от Костромы.

image036Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев), в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже ХIХ и ХХ вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский епископ Вениамин (Платонов; 1883—1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний.

image038Епископ ИОНАФАН (Руднев Иван Наумович; 18.04.1816, с. Вязовик Ливенского у. Орловской губ.- 18.10.1906, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Сын священника. Находился в родстве с В. В. Розановым. Окончил Орловскую ДС (1839) и Киевскую ДА (1843 - действительный студент; удостоен степени старшего кандидата богословия 29 сент. 1845). 30 нояб. 1843 г. определен по прошению учителем лат. языка в низшем отделении 2-го Белгородского ДУ; с 1 сент. 1844 г. учитель греч. языка в высшем отделении 1-го Белгородского уч-ща, с 1 дек.- лат. языка в высшем отделении 2-го Белгородского уч-ща, инспектор классов. С 15 июля 1846 г. учитель лат. языка высшего отделения Курского ДУ. 21 сент. 1846 г. перемещен преподавателем гражданской истории в Орловскую ДС; одновременно с 23 дек. 1852 по 23 янв. 1854 г. исполнял должность инспектора семинарии. Овдовел, 30 сент. 1853 г. принял монашеский постриг, 3 окт. того же года был рукоположен во иерея, 18 марта 1855 г. причислен к соборным иеромонахам Донского московского монастыря. 6 мая того же года назначен инспектором Орловской ДС, одновременно с 31 авг. преподавал в ней богословские науки и историю рус. раскола (по миссионерскому классу, безвозмездно). 5 окт. 1860 г. определен ректором и учителем богословских наук Вологодской ДС с возведением в сан архимандрита и получением должности настоятеля Димитриева Прилуцкого монастыря.

image04026 июля 1866 г. И. был определен и 4 сент. в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Вследствие болезни архиеп. Костромского Платона (Фивейского) И. принял на себя заботы по управлению епархией. 5 мая 1867 г. совершил погребение еп. св. Игнатия (Брянчанинова) в Бабаевском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре, в котором святитель проживал на покое. По окончании отпевания И. произнес надгробное слово.

С 29 авг. 1869 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 28 февр. 1877 г. епископ Ярославский и Ростовский. Выехал из Петрозаводска 15 марта 1877 г., прибыл в Ярославль 23 марта. В мае посетил Кострому, где совершил отпевание архиеп. Костромского Платона (Фивейского; † 12 мая 1877), викарием к-рого служил в 1866-1869 гг.

Погребен в монастырском храме во имя святых Феодора, Давида и Константина Ярославских, в приделе св. праотцев, устроенном по его благословению (в Неделю св. праотцев архиепископ праздновал именины). В сер. ХХ в. останки И. были перенесены из ярославского Спасского мон-ря, ставшего музеем-заповедником, на городское кладбище Тугова Гора.

Учреждено Кинешемская епархия 11 мая 1866 года как викариатство Костромской епархии. Названо по городу Кинешме. После 1936 года не замещалось.

7 июня 2012 года кафедра возобновлена как самостоятельная епархия Ивановской митрополии. Выделена из состава Иваново-Вознесенской епархии в составе Верхнеландеховского, Заволжского, Кинешемского, Лухского, Палехского, Пестяковского, Пучежского, Родниковского и Юрьевецкого районов Ивановской области. Правящий архиерей епископ Илларион (Кайгородцев). 7 июня 2012 года решением Священного синода Русской православной церкви избран епископом Кинешемским и Палехским. 13 июля 2012 года епископ Иларион прибыл к месту служения.

Решением Священного синода от 4 октября 2012 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Николо-Тихонова мужского монастыря села Тимирязева Ивановской области.

image042Севастиан (Вести) (1870 - 1929), архиепископ Костромской, В миру Вести Григорий Иванович.

18 мая 1927 года назначен членом Временного Патриаршего Священного Синода. В 1929 году был арестован.

Скончался 8 декабря 1929 года в Кинешме. Погребен у алтаря Кинешемского Успенского собора.

6 мая 1993 года был реабилитирован прокурором Костромской области по 1923 году репрессий.

Епископ Севастиан был хорошим оратором и монахом примерной жизни.

С 7 июня 2012 года Кинешма  – центр Кинешемской епархии, входящей в состав Ивановской митрополии.

image044Церковь Сретения Господня в Кинешме находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской). Вероятно, ближе к середине XIX века возведена колокольня и сделано ряд изменений в конструкции церкви. Престолов 5: а) в честь Сретения Господня, б) Введения во храм Пресвятой Богородицы, в) св. прав. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы, г) Боголюбской иконы Божией Матери и д) свмч. Харлампия. Церковная ограда была каменная и внутри ее размещалось кладбище, на котором хоронили именитых людей г. Кинешмы (границы кладбища были по ул. Гоголя-Никитина). К церкви была приписана часовня (Крестовоздвиженская), та, что на площади, в центре города.

После революции при церкви в одно время было общество трезвости, впоследствии была сделана котельная.

Рядом с церковью располагалось одно из самых древних городских кладбищ, где были захоронены многие выдающиеся люди, прославившие Кинешемский край, находившийся в составе Костромской губернии. У алтаря имелась усыпальница семьи Бакуниных. Здесь покоились останки Семёна Павловича Бакунина – отставного статского советника, камергера и кавалера многих государственных орденов. На Сретенском кладбище обрели покой князь Александр Иванович Вяземский, действительный статский советник Александр Петрович Грек, кандидат Московской Духовной Академии, смотритель Кинешемского духовного училища Александр Иванович Татищев.

image046В Харлампиевском приделе церкви находилась усыпальница Талановых, где похоронены Иван Никифорович, Семен Иванович, Димитрий Иванович, Григорий Иванович, Прокофий Григорьевич Харлампий Григорьевич и Ксения Сергеевна, урожденная Пыпина. На Сретенском кладбище хоронили весь церковный причт города. Здесь нашли последний приют и предки Святителя Василия Кинешемского. 

В 1935 году церковь была закрыта. Стали разрушать колокольню и кладбище.

В 2003 году приделы храма  в честь Сретения Господня  священномученика Харлампия  были переданы общине верующих Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви.

27 ноября 2003 года Харлампиевский придел был освящен архиерейским чином архиепископом  Ивановским и Кинешемским Амвросием в придел во имя святителя Василия, епископа Кинешемского. Приход получил одноименное название.

Лишь в 2013 году по просьбе прихожан, по благословению епископа Кинешемского и Палехского Иллариона храму и приходу было возвращено его прежнее название – в честь Сретения Господня. Богослужения ведутся  в приделе  Сретения Господня.

С 2013 по 2015 гг. настоятелем храма был секретарь Епархиального совета Кинешемской епархии, руководитель пяти епархиальных отделов и пресс-службы, протоиерей Дмитрий Сазонов.

image048В том числе при его активном участии в храме за три года были произведены следующие работы:

  1. Ликвидирована искажавшая вид храма труба котельни МУП «Тепловые сети» г. Кинешмы.
  2. На всех помещениях храма поставлена новая оцинкованная крыша и пять куполов.
  3. Восстановлена колокольня с куполом и вход в нее (Харлампиевский придел храма).
  4. Восстановлено крыльцо в колокольню.
  5. Произведены штукатурные работы и выполнена побелка внутренних помещений 3 приделов - Сретения Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Василия, еп. Кинешемского.
  6. Произведены штукатурные работы и выполнена побелка внешних стен храма.
  7. Проведена планировка местности и убран мусор с территории храма.
  8. Установлены 8 рам в оконные проемы и 3 входные двери.
  9. Проведено отопление в алтарь придела в честь Сретения Господня.
  10. Установлен иконостас в приделе Сретения Господня и развешены иконы.
  11. Написаны и вставлены иконы местного рядя в иконостас.
  12. Приобретена мебель в алтарь придела Сретения Господня и бытовая техника.
  13. Приобретена утварь: Дарохранительница, 3 подсвечника на 35 свечей каждый, Крестильная купель, водосвятная чаша, церковные светильники.
  14. Поставлен поклонный крест на храмовой территории.
  15. Положено начало юридическому оформлению прихода.
  16. В храме регулярно, на еженедельных акафистах пред иконой с мощами св. Василия (Преображенского), еп. Кинешемского, исповедника, и иконой Божией Матери «Всецарица» собирались богомольцы.
  17. На основе архивных и устных свидетельств собраны материалы и опубликована книга о старейшем священнослужителе – настоятеле кинешемского Успенского кафедрального собора митрофорном протоиерее Алексее Тумине (1939 - 2011), много трудов положившем для возрождения веры в Кинешме, где он на протяжении 32 лет трудился на ниве Господней.

Храм получил новый импульс для своего восстановления.

Храмы и монастыри

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

село Ножкине близ города Чухломы

Этот монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского — преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Никон (Софийский, 1861 - 1908), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.

Принято считать, что трагедия Русской Церкви началась в 1917 году. Это не совсем верно. В 1905 году в Ялте, на глазах жены и троих маленьких детей, был заколот кинжалами священник о.Владимир Троепольский. Революционеры не простили ему обличений в свой адрес. Последними словами батюшки, обращёнными к убийцам, были: «Бог простит!» 30 ноября 1906 г. в приволжском селе Городищи был убит отец Константин Хитров. Вместе со священником мученическую кончину приняли его матушка и малолетние сыновья, Сергей и Николай, – все они были найдены с проломленными головами.

Подробнее...

Статьи

В свете христианских ценностей… К оценке личность А. Д. Самарина

К 150-летию А. Д. Самарина

Аннотация. В статье дается оценка личности А. Д. Самарина, на протяжении своей жизни занимавшего значимые государственные и общественные посты, человека, благодаря инициативам которого на Поместном Собре Русской Православной Церкви удалось расширить смысл и дополнить содержание определения прихода и приходской жизни, благодаря верности которого ценностям христианства, удалось сползание Русской Церкви в обновленчество, посредством деятельности которого во главе союза объединенных приходов удалось в 1918 году защитить церковные святыни и имуществ. В статье делается вывод о том, что жизненные примеры (подвиг веры) и ценности таких людей должна церковная общественность противопоставлять ценностям мира, выбравшего поклонение язычеству.

Ключевые слова: Церковь, ценности, вера, идолопоклонство, память, вечная жизнь, идеал, путь.

7 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен[1]. Мы склоняем головы перед их подвигом, перед тем ценностным выбором, верность которому большинство из новомучеников и исповедников доказали своей смертью. Но вряд ли даже те, кто сейчас почитает их память, и говорит о величии их подвига, до конца осознают, насколько евангельским был их выбор. А что выбор был, можно не сомневаться. Ведь цена выбора – вечная жизнь. Вечная жизнь с Богом через тюрьмы, лагеря, расстрелы, через «возьми крест и следуй за Мной», либо спасение временной жизни любыми путями и способами, неверие в Божие мздовоздояние в вечной жизни, а может даже извечное самооправдание: «ну, Бог простит». Выбор, который лежит через принятие либо духовно-нравственных ценностей, либо материальных. Одни ведут к Богу и, следовательно, Его ценностям и пребыванию с Ним, другие в погибель.

Святейший Патриарх Кирилл 10 февраля 2013 года в слове, сказанном им в Успенском сборе Московского кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских определил выбор ценностей, который приходилось делать даже священникам-узникам и узникам-мирянам как выбор между ценностями христианства и язычества (идолопоклонства): «их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути» [2]. Далее, Святейший Патриарх говорит о людях того времени, которые готовы были религиозно служить идолам, получая взамен призрачное счастье временной жизни. Поколение, заставшее время Советского Союза очень хорошо помнит имена идолов: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, запечатленных на плакатах, вылитых в бронзе, запечатленных в названиях городов и улиц этих городов. О них слагали легенды, к их бюстам и памятникам возлагали цветы, им клялись в верности. Многие выбирают ценности пусть временного, но благополучия, наживы любой ценой, удачной карьеры.

Отметим, что революция 1917 года, каким бы оценкам и мнениям ее пользы и вреда она не подвергалась, создала для людей ситуацию выбора и предоставила человеку право воспользоваться своей свободой. Каждый сделал свой ценностный выбор. И для многих, выбор не оставил надежду одновременно служить Богу и маммоне, спасти временную жизнь или потерять ее: одним бросились разбирать помещичью землю, громить буржуев и занимать места в новой бюрократии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, анализируя ситуацию того времени, говорит о допущенных человеком, коренных духовно-нравственных ошибках «В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войн. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром. В чем была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни и поставив нравственность в положение, подчиненное идеологии, что привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения «светлого будущего»?»[3] Другие объединились вокруг Церкви, и свой выбор сделали в пользу защиты своих идеалов.

Среди тех, кто остался верен Богу «даже до смерти» был Александр Дмитриевич Самарин. Мы вряд ли найдем как в прошлом, так и в настоящем, много восторженных откликов на его дореволюционную деятельность, в частности, в бытность его на посту обер-прокурора, где он своей деятельностью не оставил сколько-нибудь заметный след. Политизированность того времени, борьба придворных группировок, не располагала к раскрытию тех качеств его личности, которые проявились впоследствии: верность Богу и выбранным идеалам, любовь к Отечеству, желание служить благу своего народа не жалея сил, да и самой жизни не жалеть. Еще в 1905 году в «Обращении к московских дворян к императору Николаю II» он вместе с другими представителями дворянства настаивал на проведении нужных и необходимых по его мнению реформ, способствующих постепенному освобождению народа от излишних «стеснений в духовной и экономической жизни», в отличие от предлагаемых оппозиционными партиями учреждения «народных представительств», видя в них политизированную деструктивную силу, способную разрушить диалог власти и народа. Не в даровании Конституции преданные престолу и Росси люди видели выход из сложившейся трагической ситуации общественного раскола, не в даровании прав и представительств, а в воспитании «подлинной христианской свободы», верности традициям и исконным ценностям. которые преодолеет общественный разлад. В Обращении они описывают картину нестроений: «Значительная часть (общества) постепенно утрачивает предания, которыми все общество жило до сих пор, и отрекается от унаследованных исстари верований и идеалов. Над всем веками сложившимся политическим строем над верованиями и идеалами народа , над всем его бытом произносится строгий приговор, и все это беспощадно осуждается как окончательно отжившее»[4]. В частности, в Обращении, любящие Отчизну представители дворянства буквально взывали к государю о раскрепощении Российской Церкви, в которой видели институт могущий воспитать общество: «Так, бесспорно, давно пора освободить Церковь от государственной опеки, возвратить ей «свободу жизни, свободу внутреннего строения» которые будто бы для пользы Церкви наложены на верующую совесть; надо же, наконец, когда-нибудь понять, что от нынешнего порядка страдает сама Церковь, чем люди, от нее уклоняющиеся, и что он является более сильною опорою неверия и индифферентизма, чем самая убедительная проповедь какого-либо модного учения»[5]. К великому сожалению, их голос, голос искренних в своем стремлении блага для Родины людей не был услышан, приходится только гадать, как повернулись бы события, если необходимые реформы были бы проведены.

Личность Самарина объединяла вокруг него представителей различных кругов общества: дворян, священнослужителей и простых людей. Его интеллектуальные и душевные качества, бескомпромиссность и порядочность подтверждается всей его жизнью. О его высоком авторитете среди различных представителей общества говорит тот факт, что кандидатура Самарина была выдвинута в качестве кандидата на московскую митрополичью кафедру. Он во многом способствовал тому определению прихода и приходской жизни, наделению его правами, которое затем вошло в определение деяний Поместного Собора 1917-1918 гг.[6] Александр Дмитриевич обладал всеми качествами лидера за которым следовали люди и который мог довести выстраданную им мысль до конца, и силою следования высшей Правде склонить людей к согласию с выбранной им позицией. В качестве подтверждения вышеприведенной характеристики зачитаем выдержку из обвинительного приговора разоблаченной ОГПУ в 1925 году «сергиево-самаринской группировке», в частности, обвинений предъявленных лично А. Д. Самарину, как одному из руководителей консервативного крыла «тихоновцев», сорвавших планы ОГПУ по «примирению тихоновцев и обновленцев» и созданию подконтрольной большевикам религиозной организации: «а) Поставив целью сохранение церкви в качестве активной к[онтр]революционной организации, он с 1917 года все время старался держать церковь под властью и влиянием лиц, принадлежавших к черносотенной группировке, в которой САМАРИН играл руководящую роль. б) Руководил антисоветской работой патриарха Тихона до раскаяния последнего перед Соввластью […]. в) Руководил деятельностью им возглавляемой черносотенной группировки в гор. Сергиев-Посаде […]. г) Подчинив себе гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Феодоровича (митрополита Петра) […], руководил работой последнего, корректируя и утверждая даже письменные распоряжения Петра, сносясь с ним через посредствующих лиц и отдав его под контроль черносотенного даниловского синода»[7]. За все вышеперечисленные обвинения А. Д. Самарин (в 1920-м получивший смертный приговор - С. Д.) получил, ввиду преклонного возраста, сравнительно малый срок – три года ссылки в Сибирь. О том, какое значение для Церкви в выборе правильного курса в тяжелейшие времена поставленной большевиками задачи уничтожения оппозиционной Церкви имела деятельность «сергиево-самаринской группировки» ярко характеризует историк священник А. Мазырин: «значение сделанного с ее помощью священномучеником Петром выбора (антиобновленческого – Д. С.) огромно. Русская Церковь проявила силу духовного сопротивления безбожной власти, выбрав в его лице не соглашательский, а исповеднический путь. В конечном итоге богоборческий режим пал, а Церковь выстояла»[8]. Перед нами характеристика одного из тех людей, благодаря исповедническому подвигу которых мы можем говорить «мы – Церковь верных». Они сделали свой выбор. Они выбрали голгофские ценности Христа, веруя в Его и свое воскресение, и этот выбор церковных людей был правильным, ибо был выстраданным выбором Бога и его ценностей.

Еще более оценим мы масштаб личности А. Д. Самарина[9], когда вспомним его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов. По свидетельству современников, союз приходов был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоящей большевикам. Именно ненасильственные действия верующих смогли остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, смогли остановить компанию по «изъятию церковных ценностей» начатую не в начале 20-х годов, о чем чаще всего вспоминают, а в 1918 году, тогда когда она задумывалась и началась Именно провозглашенные союзом приходов ненасильственные действия показали силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было сделано беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело - при помощи братств и союзов объединенных приходов были собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году религиозного законодательства (Декрет об отделении Церкви от государства – С. Д.), а также, лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать сввятыни и церковное достояние от посягательства»[10]. В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, могущую противостоять большевистскому натиску[11]. Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора А. Д. Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединяющей клир и мирян на правах общины, и началось так долго ожидаемое подлинное обновление Церкви[12], строящееся на основах свободы, любви и ответственности. Объединенный в своем представлении ценностей православный народ представлял собой великую силу. Достаточно сказать, что в ответ на требования большевистского Декрета отделать школу от Церкви, 25 февраля 1918 года, на собрании представителей московских приходов было решено требовать сохранения преподавания Закона Божия в школах, а законоучителям преподавать до тех пор, пока не выгонят оттуда штыками, затем продолжать обучение по рамам и домам[13]. Церковно-благотворительное братство при Покровском монастыре г. Углича, возмущенное грубым насилием над свободой совести, обращалось к Патриарху и «смиреннейше испрашивало святых молитв и благословвения стоять до смерти за веру Христову и церковное достояние»[14]. Считали Декрет неприемлемым и готовы были «пострадать за веру православную» прихожане Нерехтского уезда Костромской губернии[15]. В Петрограде члены братства защиты Александро-Невской Лавры перед ракой с мощами благоверного князя Александра дали обет защищать обитель до последнего вздоха. До 57 000 питерских прихожан вступили в союзы защиты православных храмов. И это при том, что только за восемь месяцев, с июня 1918-го по января 1919-го года в стране было убито митрополитов -1, архиереев – 18, священников 102, дьяконов – 154, монахов и монахинь – 94. Тюремному заключению по обвинениям в контрреволюционности подвергнуты 4 епископа, 198 священников, 8 архимандритов и 5 игуменов. Запрещено 18 крестных ходов, 41 церковная процессия разогнана, нарушены непристойностями богослужения в 22 городах и селах[16]. Но православных верующих людей не удалось запугать ни «красным террором», ни ужасающими условиями жизни, отягощенными гражданской войной и разрухой, голодом и болезнями. Народ встал на защиту веры, не только мужчины, но и женщины. 11 июня 1918 года было ознаменовано открытием союза православных женщин как отдела союза объединенных приходов. Союз православных женщин открыл огромный потенциал служения женщины в Церкви. Председателем союза была избрана сестра Александра Дмитриевича Софья Дмитриевна Самарина. Именно «белые платочки», вплоть до 90—х гг. ХХ века будут спасать церковную жизнь во все время пребывания у власти коммунистической партии.

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий … теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления»[17]. Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти". А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций … как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы: Бутырскую, Таганскую, Лубянку, А. Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем, в Борисоглебской церкви[18]. Он верил Богу и Богу черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, во все время своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и … церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг веры мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также, будет назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

Шли годы. Менялось время, которое представляло новую идеологическую парадигму. Уничтожались одни идолы, на их место заступали другие. Сразу после закрытия XXII съезда в стране началось массовое переименование всего, что носило имя Сталина – городов, улиц и площадей, предприятий и учреждений. Тогда же, поздней осенью 1961 года, начался и повсеместный снос памятников Сталину: их отправляли на переплавку, разбивали на части, закапывали в землю, топили в воде. Улицу, которая носила имя Сталина, и в конце которой находилось Александро-Невское кладбище, на котором был погребен А. Д, Самарин в 1961 году переименовали в проспект Мира[19]. 12 ноября 1961 года «Северная правда» в крошечной заметке сообщала: «Исполком Костромского городского Совета, идя навстречу пожеланиям граждан города, решил переименовать проспект имени Сталина в проспект Мира»[20]. Всё последующее после 1956-го и 1961 гг. время всячески старались отделить «хорошего» Ленина от «плохого» Сталина. Из фильмов про Ленина вырезали куски со Сталиным, из пьес, где Ленин и Сталин ходили парой, вырезали Сталина, а его слова отдавали Ленину. На живописных полотнах, где на фоне выступающего Ленина был виден Сталин, вместо него вписывали какого-нибудь солдата или рабочего. В тех случаях, когда отделить учителя от верного ученика не удавалось, приходилось жертвовать обоими. В частности, это касалось многочисленных парных скульптур Ленина и Сталина. В одну из ночей ноября 1961 года в Костроме в сквере на Советской площади исчезла скульптура «Ленин и Сталин». Старожилы вспоминают, что ещё вечером вожди стояли на месте, а утром от них не осталось и следа. Вероятно, скульптуры – скорее всего, в разбитом виде – увезли на тогдашнюю городскую свалку в Посадском лесу. Ставший свидетелем сноса статуи Сталина у железнодорожного вокзала г. Костромы «сталинский сиделец» А. А. Григоров[21], только в 1956 году вернувшийся из тюрем, ссылок и лагерей, глядя на зрелище как низвергают идола «отца народов» подумал: «Как Перуна» [22]. Интересно мнение историков о судьбах кумиров и о скоротечности времени «народной любви» к ним. «Почему в подавляющем большинстве случаев фигуры бывшего вождя убирали по ночам, понятно: власти вполне обоснованно опасались, что какая-то часть граждан встанет на защиту сталинских изваяний и могут произойти нежелательные эксцессы. А так людей ставили перед свершившимся фактом – вечером памятник стоял, а утром его уже нет» - делает вывод костромской историк Н. А. Зонтиков[23].

12 февраля 2018 года исполнилось 150 лет со дня его рождения Александра Дмитриевича Самарина. На кладбище, где он был похоронен, и которое в начале 80-х годав ХХ века было снесено, восстановлен крест на его могиле. В 1989 году Самарин был реабилитирован следственным отделом КГБ СССР, а 1995 годы, в дни празднования Победы над фашистской Германией, на территории кладбища и Мемориала была возведена часовня во имя святого воина, великомученика, покровителя Костромы Феодора Стратилата. На месте снесенных могил появилась возможность совершать молитву по усопшим. С восстановлением надгробного креста Александру Дмитриевичу Самарину многие родственники людей, чьи надгробия были снесены возлагают надежду и на возможность восстановить могилы своих предков. Постепенно, шаг за шагом, люди пытаются выйти на дорогу веры, на которой к ним возвращается историческая память. В юбилейные годы, когда мы должны вспомнить не только имена великих святых: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, свщмч. Владимира, митрополита Киевского и др., а в противовес им - злодеев и палачей: Н. Ежова, Л. Троцкого, М. Тухачевского, мы должны вспомнить имена и почтить память тех, кто не канонизирован, но защищал храмы и святыни, кто «даже до смерти» отстаивал идеалы и ценности, не укладывающиеся в рамки навязанных и общепринятых ценностей. И надо понимать, что среди тех, кого необходимо вспомнить, были не только государственные деятели, представители высших сословий и заметные фигуры, но много простых верующих людей, чья вера и верность остановила и разрушила глиняных колосс коммунистического язычества.

«Не стоит село без праведника, а город без святого» , - говорили на Руси. Не устоит селения без праведника(Быт.18: 17-33).

Святитель Святейший Патриарх Тихон писал о людях подобных А. Д, Самарину - выбравших ценности Христа и путь следования Ему: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение будущим поколениям, как лучший завет и благословение, что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется великая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духов вашим, братие. Аминь»[24].

 

 


[1] Новомученики и исповедники. Лица и судьбы. [Электронный ресурс.] http://pstgu.ru/scientific/newest/smi_muchen/2016/02/15/63560/. Дата обращения 01.02.2018 г.

[2] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Кремля в день Собора новомучеников и исповедников Российских.[Электронный ресурс.]. http://www.patriarchia.ru/db/text/2786981.html. Дата обращения 11.01.2018 г.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/5050963.html. Дата обращения 02.02.2018 г.

[4] «Подвигом добрым подвизался…». С. 212.

[5] «Подвигом добрым подвизался…». С. 215.

[6] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., Изд-во6 Новоспасский монастырь, 2012. Т.5. С.883-884.

[7] «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1898-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Д, Сазонов. – Кострома: Изд-во Костромской митрополии. 2017. С.175

[8] «Подвигом добрым подвизался…». С. 176.

[9]Самарин А. Д. - предводитель Губернского   дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, член Госсовета, Обер-прокурор Священного Синода РПЦ, Руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914-1918гг., Кавалер многих высших орденов Российской империи и был единственным из мирян, кого выдвигали кандидатом в Патриархи на Поместном Соборе 1917-1918гг., проходящего в Соборной палате Епархиального дома, который спроектировал и воздвиг в 1902г. русский зодчий П.А.Виноградов (четвероюродный прадед). Внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова.

[10] Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об устройстве Организации объединенных приходов. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ сот. М. Губонин. М., 1994. С.97.

[11] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.97-99.

[12] «Подвигом добрым подвизался…». С. 185.

[13]

[14] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.37.

[15] Епархиальный экстренный съезд духовенства и мирян церквей. – Кострома. 1917 С.82-89.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. 1917. №36. С.37.

[17] Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190—193.

[18] Обе церкви были снесены: Всехсвятская; Борисоглебская

[19] В исполкоме Костромского горсовета// Северная правда. 12.11.1961.

[20] Новое название улицы.// Северная правда. 10.11.1961 г.

[21] Григоров Александр Александрович – выдающийся русский историк, крупнейший специалист по истории дворянства, костромской краевед, Почетный гражданин г. Костромы.

[22] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[23] Зонтиков Н. А. И. В. Сталин – депутат Костромского городского Совета/ Кострома: Ди АР, 2014 С.111.

[24]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. С.161-162.

 

Православный календарь на сегодня: