15 февраля 2024. Праздник Сретения (встречи) Господня

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Праздник является памятью о том великом событии, которое совершилось на сороковой день после рождения Христа-Спасителя.

По закону, данному Богом пророку Моисею, в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства, каждая еврейская семья должна принести своего первенца в храм для посвящения Богу. Матерь Божья, вместе с праведным Иосифом, принесла младенца Иисуса в иерусалимский храм. Там их встретили 360-летний старец Симеон, которому ангелом было предсказано, что он не умрет, image003пока не увидит Спасителя мира. Праведный Симеон взял на свои руки Богомладенца (в церковных песнопениях Симеон называется еще Богоприимцем, т. к. принял на свои руки Богомладенца Христа), и прославил Господа, явившегося в наш мир и принявшего для исцеления нашей природы плоть человеческую. После встречи с Богомладенцем Симеон отошел в вечность, в область усопших, чтобы принести туда первую весть о том, что он видел на земле Бога. Так сбылось обещание, данное Богом нашим согрешившим прародителям Адаму и Еве о будущем рождении Спасителя людей и мира. Так произошла встреча между Богом и человеком.

    В древности, в своём возникновении, праздник рассматривается как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира, грядущего Суда и Будущего Века. Праздник Сретения дает возможность ощутить и пережить нам встречу с Богом. Ведь рано или поздно каждый  из нас на своем жизненном пути встретится с Ним. Праздник Сретения поможет нам настроиться на путь покаяния.

Сретенская церковь с. Трифон, Антроповского р- на. Сооружена в 1826 году. Фото 2014 г.Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день по традиции молитвой освящают свечи. Сретенские свечи принято хранить в течение всего года – они зажигаются в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу. Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядицы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом  и освящает сердца Святым Духом.

В Костроме Сретенская церковь была домовым храмом при Костромской духовной семинарии. Устроен храм был в 1878 году по благословению епископа Костромского и Галичского Игнатия (Рождественский, упр. Костромской епархией  1878-1883гг.), на средства духовно-учебного капитала в верхнем этаже  общежительного семинарского корпуса (в настоящее время корпус «Г» КГУ им. Н. А. Некрасова). В настоящее время в помещении Сретенской церкви размещается концертный зал музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета, занимающего исторические здания Костромской духовной семинарии.

image008Церковь закрыта в 1918 году.

В этот день престольный праздник в Сретенской церкви с. Трифон, Антроповского рай-на, в одноименной церкви п. Вохма, Вохомского р-на.

Мы с прискорбием вспоминаем в день праздника разрушенную Сретенскую церковь на р. Сахе, ныне Островского р-на, Сретенскую церковь с. Сретенья, Нерехтского р-на, церковь с. Цыкина, Макарьевского р-на.

image010Церковь в честь Сретения Господня при Костромской духовной семинарии располагалась в верхнем этаже общежительного семинарского корпуса. В настоящее время в помещении Сретенской церкви размещается концертный зал музыкально-педагогического факультета Костромского государственного университета, занимающего исторические здания Костромской духовной семинарии.

Церковь Сретения Господня в Трифоне, что на реке Сахе. Кирпичная церковь с такой же колокольней, построена в 1826 в духе образцовых проектов в стиле классицизма на средства прихожан. Тип храма - ротонда на четверике. С северной и южной сторон к двухсветному четверику примыкают четырёхколонные портики с треугольными фронтонами. Апсида полукруглая двухсветная, почти вровень с основным объёмом. Завершение церкви в виде небольшого восьмиугольного светового барабана. Колокольня трёхъярусная, соединена с основным объёмом трапезной, расширенной в 1897. Приделы Николая Чудотворца и муч. Трифона. Практически не закрывалась.

image012Сретенский храм п. Вохма был построен в 1879 году. Каменный, одноэтажный, с каменной колокольнею. Чин освящения был совершен 9 ноября 1887 года. Церковь и приходское кладбище были обнесены оградою. Вход украшали каменные Святые ворота. Престол храма был освящен во имя Сретенья Господня.

В 30-х годах 20-го столетия храм был закрыт и осквернен советской властью. Долгое время здание церкви использовалось для различных целей: в нем располагался инкубатор, ДОСААФ, музей и даже квартиры. При закрытии храма была разобрана каменная колокольня, некогда украшавшая его.

В 1991 году храм был возвращен общине верующих людей. Архиепископом Костромским и Галичским Александром вновь был совершен чин освящения храма. В 2003 году положено начало восстановления иконостаса храма.

В 2006 году в г. Воронеже для храма были отлиты новые колокола. Построена новая звонница. А 8 марта 2007 года Архиепископ Александр совершил чин освящения новоотлитых колоколов. В храме Сретения Господня в поселке Вохма Павинского благочиния Галичской епархии освятили новую икону - святой преподобной Анимаисы Острецовской.

image014Преподобная Анимаиса (3 (15) июля 1875 — 14 июня 1963) (в миру Мария Смертина) родилась 15 (3) июля 1875 года в деревне Кокоулинцы Октябрьского района Костромской области. О детстве и юности угодницы Божией мало что известно.

14 июня – день памяти.

В 1900 году Мария поступила в Макарьев-Решемский монастырь. Приняв монашеский постриг с именем Анимаиса, преподобная жила в молитвах, труде и послушании. Однако в 1927 году монастырь был закрыт советскими властями, а монахини — разогнаны. Но монахиня Анимаиса от служения Богу и Святой Церкви не отреклась.Ведомая гласом Божиим, преподобная Анимаиса пришла в город Родники, где получив благословение у своего духовника священника Петра Лебедева, отправилась в село Острецово, расположенное в 15 километрах от Родников. Придя в Острецово матушка Анимаиса поселилась в каменной сторожке при Свято-Троицкой церкви. Она усердно несла послушание по уборке храма, который и сторожила.

Когда в 1940 году Острецовский храм был закрыт, Анимаиса продолжала охранять храм от разрушителей и воров. Опасаясь за судьбу храма, матушка вместе другими с жительницами села приняли решение спрятать ключи от храма. Есть свидетельства, что в годы Великой Отечественной войны монахиня тайно от властей открывала храм, и люди в нѐм молились. За стойкость и особое усердие монахиня получила от архиепископа Ивановского и Шуйского послушание алтарницы. За несколько дней до ухода из жизни Анимаиса собрала самых близких своих духовных сестѐр и раздала им все свои скромные пожитки.

Скончалась матушка Анимаиса 14 июня 1963 года. Погребена она была на острецовском кладбище у самого входа. Многие люди стали приходить помолиться к могиле преподобной Анимаисы. Комиссия по канонизации святых Священного Синода Русской Православной Церкви причислила монахиню Анимаису к лику святых в сонме Ивановских святых.

18 сентября 1997 года были обретены святые мощи преподобной Анимаисы и перенесены с кладбища села Острецово в родниковский храм святого благоверного князя Александра Невского. Рака с мощами святой Анимаисы установлена слева от алтаря. храма Александра Невского в Родниках. В Острецовском Свято-Троицком храме пребывает частица мощей святой.

Считается, что сразу же после погребения у могилы преподобной начало совершаться много чудес.

Тропарь, глас 1: Послушания добрая рачительнице быв, преподобная Анимаисо приснопамятная: церковь бо Святыя Троицы сохранила еси. Темже и мы чада твоя с любовию вопием ти: слава давшему ти крепость, слава венчавшему тя, слава дающему тобою всем исцеление.

Молитва

image016О предивная и всехвальная мати Анимаисо. К тебе, теплой заступнице и ходатаице, возносим наши недостойные молитвы. Услыши нас, грешных, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся и к святей твоей иконе припадающих и умиленно вопиющих: буди о нас ходатаицей и молитвенницей пред Богом, и, презрев наша тяжкие и бесчисленные прегрешения, яви нам свою великую милость, воздвигни нас из глубины греховныя, просвети наш ум, умягчи злые и окаянные сердца наша, усмири вражду, зависть и раздоры, осени нас миром, любовию и страхом Божиим, умоли милосердного Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да с тобою купно прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

11 августа для костромичей является днем скорби. В этот день в 1982 году на Афганской земле погибли наши земляки: капитан Евгений Ермаков и рядовой Андрей Тартышев. С 1983 года установилась традиция 11 августа проводить День памяти костромичей, погибших в Афганистане и других горячих точках. В 2013 году законом Костромской области День памяти костромичей, погибших в боевых действиях, официально  отнесен к  памятным датам Костромской области.

 15 февраля 1989 года последние воинские подразделения покинули республику Афганистан

image018 В  Костромской области 56 человек погибли, выполняя свой интернациональный долг в Афганистане, 57 костромичей - в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, 2 человека погибли, выполняя задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.

 В храме Сретения Господня в поселке Вохма Павинского благочиния Галичской епархии освятили новую икону - святой преподобной Анимаисы Острецовской.

В июне 1992 года на 14-й ассамблее с благословения всех глав поместных Православных Церквей 15 февраля утверждается как День Православной молодёжи. Ведь, как и младенец Иисус, молодежь стоит в начале жизненного пути. Им предстоит множество разных встреч, благодаря которым многие из них придут к Богу. «Царство Божие близ нас, оно явлено в Богочеловеческой природе Христа, обновляющего и омолаживающего каждый день нашу жизнь». 

image020В Костроме, 15 февраля отмечается день воина – интернационалиста. На мемориальном кладбище (ул. Костромская), у обелиска, посвященного воинам-афганцам, совершается панихида.

Крестовоздвиженский женский монастырь г. Костромы. Основание обители относится к концу XIV в. Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская.

Храмы Крестовоздвиженского монастыря разрушены в середине 1930-х. 

image022Точная дата основания неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что мон-рь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой жен. обителью Костромского края. По предположению нек-рых историков, его основательницей была кнг. Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра вел. кн. Василия Димитриевича. Мон-рь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне.

В сер. XVI в. мон-рю покровительствовала царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском у., пожалованных, как сказано в грамоте царя  Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. А. м. был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели.

К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая ц. в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

В 1764 г. Анастасьин манастырь был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский женский мон-рь, находившийся в бывш. Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, А. м. вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского. Вокруг обители взамен деревянной начали строить каменную ограду, включавшую в себя 3 небольшие угловые башни, Святые въезжие и скотопрогонные ворота. В 80-х гг. XVIII в. каменная стена была возведена с сев. стороны, в 1814-1816 гг.- с вост. и юж. сторон, в 1832-1833 гг.- с зап. стороны. В 1794 г. к Анастасиину монастырю была приписана находившаяся рядом одноглавая, бесстолпная, одноапсидная «малоприходная» церковь Сретения Господня с небольшой шатровой колокольней, построенная в 20-х гг. XVIII в. В 1802 г. была разобрана старая колокольня Ризоположенского храма, и к 1804 г. возведена новая трехъярусная в классицистическом стиле, ставшая главной архитектурной доминантой монастырского ансамбля.

 Как и большинство женских обителей, Анастасиин монастырь со времени основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в монастыре было введено общежитие (см. Общежительный мон-рь). В период настоятельства игумении Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны - в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250.

image024image026В 1863 г. настоятельница Анастасииного монастыря (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский муж. мон-рь (см. Богоявленско-Анастасиин мон-рь), основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским. В ходе возрождения бывш. Богоявленского мон-ря бо́льшая часть инокинь была переведена в него, а бывш. А. м., к-рый после объединения стали называть «старый монастырь», игум. Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто уч-ще для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. ДУ оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел.

К 1917 г. в Анастасиином  монастыре проживали 53 монахини и 323 послушницы. В нач. 1919 г. обитель закрыли, на территории старого мон-ря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница - игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы А. м. действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской ц. разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей.

В кон. 20-х гг. на территории старого монастыря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны южная стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская церкви, и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома.

image028В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская церковь. В 40-50-х гг. XX в. территория А. м. была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 гг.

Сретенская кладбищенская церковь г. Кинешмы (город бывшей Костромская губерния) была построена во второй половине XVIII века (приблизительно 1779 год) на средства первого кинешемского фабриканта, купца Григория Ивановича Таланова.

История Ки́нешмы насчитывает, по меньшей мере, 520 лет.

Первое упоминание о волости Кинешме относится к 1504 году, когда она была названа в духовной грамоте великого князя Ивана III в числе владений, которые тот пожаловал князю Фёдору Бельскому в вотчину

В Смутное время кинешемское ополчение под предводительством воеводы Фёдора Боборыкина участвовало в сражениях против польско-литовских интервентов.

Благодаря своему положению на Волге город стал крупным торговым и промышленным центром.

В настоящее время Кинешма — второй по величине город Ивановской области.

image030В 1778 году Кинешма, бывшая ранее слободой, получила статус города и уездного центра (Кинешемского уезда) Костромского наместничества, в 1796—1918 годах — уездный центр Костромской губернии. К концу XVIII века действовали мануфактуры, основанные И. Н. Талановым (1758), А. Грязновым с братьями (1778), Д. Талановым с племянниками (1779), которые выпускали следующие разновидности текстильного полотна.

В XVIII — начале XX веках в Кинешме ежегодно проводились две ярмарки: Крестовоздвиженская и Тихоновская (возрождена в 2004 году)[1]. Тихоновская начиналась в Тихонов день, 16 (29) июня, более значительная Крестовоздвиженская — начиналась 14 (27) сентября (в праздник Воздвижения Креста Господня) и продолжалась вплоть до октября).

Промышленники строят кроме заводов и фабрик большое количество собственных усадеб с парками, большая часть которых сохранилась до настоящего времени в разных частях города и пригорода.

image032На 1894 год в городе проживало 4398 человек (2257 мужчин и 2141 женщина), в том числе дворян 186, духовного звания 82, мещан 2111, крестьян 1870, прочих сословий 149[3]. Православные составляли 96 %. В конце XIX века в городе было 9 церквей, из них две обращены в приходские из упразднённых монастырей. При Спасо-Преображенской церкви была богадельня на 25 престарелых женщин. В Кинешме процветали полотняные фабрики.

К конце XIX веку Кинешма с уездом стали одним из крупнейших центров текстильного производства.

К началу XX века в Кинешме было 9 церквей, имелось духовное училище, городское 3-классное училище со столярным отделением, 2-классное женское училище с рукодельным классом, приходское училище. Земская больница (на 50 человек) и приёмный покой. Врачей — 4, фельдшеров — 9, повивальных бабок — 6, аптек — 2. К 1913 году в городе и уезде имелось около 90 промышленных предприятий.

Вдоль набережной Волги проходит бульвар, над которым возвышаются Успенский собор (1745) с колокольней (1798), Троицкий собор (1836, арх. И.Е. Ефимов), Вознесенская церковь (1760). Из гражданских построек сохранилась бывшая полотняная фабрика купца Таланова (1758). На территории городского рынка - Крестовоздвиженская часовня (1744) на Братской могиле защитников города, погибших в 1609 году в битве с поляками.

В городе имеются картинная галерея, художественно-исторический музей.

image034ВУЗы города: Ивановская государственная текстильная академия (Кинешемский филиал), Кинешемский филиал Современной гуманитарной академии, Московский государственный индустриальный университет (Кинешемский филиал)

В 1909 году Кинешемское духовное училище окончил будущий маршал Советского Союза и выдающийся военный полководец Александр Михайлович Василевский (родился в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда). В 1975 году в Кинешме в рамках увековечивания памяти о «знатных» (прославленных) кинешемцах был осуществлён ряд переименований улиц, в том числе улица Петровская переименована в улицу Маршала Василевского.

 С 20 июня 1918 года Кинешма была в составе Иваново-Вознесенской губернии. В 1929—1936 годах — районный центр Ивановской Промышленной области, с 1936 — Ивановской области

С 1866 года город являлся центром викариатства Костромской епархии; в XX веке был вторым кафедральным центром Иваново-Вознесенской епархии.

Кинешемское викариатство существовало с 1866 по 1936 г. Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен Костромской Ипатьевский во имя Святой Троицы монастырь, в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая церковь во имя свщмч. Ипатия, епископа Гангрского, и апостола Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь неподалеку от Костромы.

image036Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев), в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже ХIХ и ХХ вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский епископ Вениамин (Платонов; 1883—1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний.

image038Епископ ИОНАФАН (Руднев Иван Наумович; 18.04.1816, с. Вязовик Ливенского у. Орловской губ.- 18.10.1906, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Сын священника. Находился в родстве с В. В. Розановым. Окончил Орловскую ДС (1839) и Киевскую ДА (1843 - действительный студент; удостоен степени старшего кандидата богословия 29 сент. 1845). 30 нояб. 1843 г. определен по прошению учителем лат. языка в низшем отделении 2-го Белгородского ДУ; с 1 сент. 1844 г. учитель греч. языка в высшем отделении 1-го Белгородского уч-ща, с 1 дек.- лат. языка в высшем отделении 2-го Белгородского уч-ща, инспектор классов. С 15 июля 1846 г. учитель лат. языка высшего отделения Курского ДУ. 21 сент. 1846 г. перемещен преподавателем гражданской истории в Орловскую ДС; одновременно с 23 дек. 1852 по 23 янв. 1854 г. исполнял должность инспектора семинарии. Овдовел, 30 сент. 1853 г. принял монашеский постриг, 3 окт. того же года был рукоположен во иерея, 18 марта 1855 г. причислен к соборным иеромонахам Донского московского монастыря. 6 мая того же года назначен инспектором Орловской ДС, одновременно с 31 авг. преподавал в ней богословские науки и историю рус. раскола (по миссионерскому классу, безвозмездно). 5 окт. 1860 г. определен ректором и учителем богословских наук Вологодской ДС с возведением в сан архимандрита и получением должности настоятеля Димитриева Прилуцкого монастыря.

image04026 июля 1866 г. И. был определен и 4 сент. в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Вследствие болезни архиеп. Костромского Платона (Фивейского) И. принял на себя заботы по управлению епархией. 5 мая 1867 г. совершил погребение еп. св. Игнатия (Брянчанинова) в Бабаевском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре, в котором святитель проживал на покое. По окончании отпевания И. произнес надгробное слово.

С 29 авг. 1869 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 28 февр. 1877 г. епископ Ярославский и Ростовский. Выехал из Петрозаводска 15 марта 1877 г., прибыл в Ярославль 23 марта. В мае посетил Кострому, где совершил отпевание архиеп. Костромского Платона (Фивейского; † 12 мая 1877), викарием к-рого служил в 1866-1869 гг.

Погребен в монастырском храме во имя святых Феодора, Давида и Константина Ярославских, в приделе св. праотцев, устроенном по его благословению (в Неделю св. праотцев архиепископ праздновал именины). В сер. ХХ в. останки И. были перенесены из ярославского Спасского мон-ря, ставшего музеем-заповедником, на городское кладбище Тугова Гора.

Учреждено Кинешемская епархия 11 мая 1866 года как викариатство Костромской епархии. Названо по городу Кинешме. После 1936 года не замещалось.

7 июня 2012 года кафедра возобновлена как самостоятельная епархия Ивановской митрополии. Выделена из состава Иваново-Вознесенской епархии в составе Верхнеландеховского, Заволжского, Кинешемского, Лухского, Палехского, Пестяковского, Пучежского, Родниковского и Юрьевецкого районов Ивановской области. Правящий архиерей епископ Илларион (Кайгородцев). 7 июня 2012 года решением Священного синода Русской православной церкви избран епископом Кинешемским и Палехским. 13 июля 2012 года епископ Иларион прибыл к месту служения.

Решением Священного синода от 4 октября 2012 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Николо-Тихонова мужского монастыря села Тимирязева Ивановской области.

image042Севастиан (Вести) (1870 - 1929), архиепископ Костромской, В миру Вести Григорий Иванович.

18 мая 1927 года назначен членом Временного Патриаршего Священного Синода. В 1929 году был арестован.

Скончался 8 декабря 1929 года в Кинешме. Погребен у алтаря Кинешемского Успенского собора.

6 мая 1993 года был реабилитирован прокурором Костромской области по 1923 году репрессий.

Епископ Севастиан был хорошим оратором и монахом примерной жизни.

С 7 июня 2012 года Кинешма  – центр Кинешемской епархии, входящей в состав Ивановской митрополии.

image044Церковь Сретения Господня в Кинешме находится она в конце нынешней улицы Ленина (в прошлом Московской). Вероятно, ближе к середине XIX века возведена колокольня и сделано ряд изменений в конструкции церкви. Престолов 5: а) в честь Сретения Господня, б) Введения во храм Пресвятой Богородицы, в) св. прав. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы, г) Боголюбской иконы Божией Матери и д) свмч. Харлампия. Церковная ограда была каменная и внутри ее размещалось кладбище, на котором хоронили именитых людей г. Кинешмы (границы кладбища были по ул. Гоголя-Никитина). К церкви была приписана часовня (Крестовоздвиженская), та, что на площади, в центре города.

После революции при церкви в одно время было общество трезвости, впоследствии была сделана котельная.

Рядом с церковью располагалось одно из самых древних городских кладбищ, где были захоронены многие выдающиеся люди, прославившие Кинешемский край, находившийся в составе Костромской губернии. У алтаря имелась усыпальница семьи Бакуниных. Здесь покоились останки Семёна Павловича Бакунина – отставного статского советника, камергера и кавалера многих государственных орденов. На Сретенском кладбище обрели покой князь Александр Иванович Вяземский, действительный статский советник Александр Петрович Грек, кандидат Московской Духовной Академии, смотритель Кинешемского духовного училища Александр Иванович Татищев.

image046В Харлампиевском приделе церкви находилась усыпальница Талановых, где похоронены Иван Никифорович, Семен Иванович, Димитрий Иванович, Григорий Иванович, Прокофий Григорьевич Харлампий Григорьевич и Ксения Сергеевна, урожденная Пыпина. На Сретенском кладбище хоронили весь церковный причт города. Здесь нашли последний приют и предки Святителя Василия Кинешемского. 

В 1935 году церковь была закрыта. Стали разрушать колокольню и кладбище.

В 2003 году приделы храма  в честь Сретения Господня  священномученика Харлампия  были переданы общине верующих Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви.

27 ноября 2003 года Харлампиевский придел был освящен архиерейским чином архиепископом  Ивановским и Кинешемским Амвросием в придел во имя святителя Василия, епископа Кинешемского. Приход получил одноименное название.

Лишь в 2013 году по просьбе прихожан, по благословению епископа Кинешемского и Палехского Иллариона храму и приходу было возвращено его прежнее название – в честь Сретения Господня. Богослужения ведутся  в приделе  Сретения Господня.

С 2013 по 2015 гг. настоятелем храма был секретарь Епархиального совета Кинешемской епархии, руководитель пяти епархиальных отделов и пресс-службы, протоиерей Дмитрий Сазонов.

image048В том числе при его активном участии в храме за три года были произведены следующие работы:

  1. Ликвидирована искажавшая вид храма труба котельни МУП «Тепловые сети» г. Кинешмы.
  2. На всех помещениях храма поставлена новая оцинкованная крыша и пять куполов.
  3. Восстановлена колокольня с куполом и вход в нее (Харлампиевский придел храма).
  4. Восстановлено крыльцо в колокольню.
  5. Произведены штукатурные работы и выполнена побелка внутренних помещений 3 приделов - Сретения Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Василия, еп. Кинешемского.
  6. Произведены штукатурные работы и выполнена побелка внешних стен храма.
  7. Проведена планировка местности и убран мусор с территории храма.
  8. Установлены 8 рам в оконные проемы и 3 входные двери.
  9. Проведено отопление в алтарь придела в честь Сретения Господня.
  10. Установлен иконостас в приделе Сретения Господня и развешены иконы.
  11. Написаны и вставлены иконы местного рядя в иконостас.
  12. Приобретена мебель в алтарь придела Сретения Господня и бытовая техника.
  13. Приобретена утварь: Дарохранительница, 3 подсвечника на 35 свечей каждый, Крестильная купель, водосвятная чаша, церковные светильники.
  14. Поставлен поклонный крест на храмовой территории.
  15. Положено начало юридическому оформлению прихода.
  16. В храме регулярно, на еженедельных акафистах пред иконой с мощами св. Василия (Преображенского), еп. Кинешемского, исповедника, и иконой Божией Матери «Всецарица» собирались богомольцы.
  17. На основе архивных и устных свидетельств собраны материалы и опубликована книга о старейшем священнослужителе – настоятеле кинешемского Успенского кафедрального собора митрофорном протоиерее Алексее Тумине (1939 - 2011), много трудов положившем для возрождения веры в Кинешме, где он на протяжении 32 лет трудился на ниве Господней.

Храм получил новый импульс для своего восстановления.

Храмы и монастыри

Церковь во имя святителя Николая в с. Саметь, Костромского р-на

Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Сарментов Василий Ефимович (1872-1937)

Родился 28 октября 1872 года в с. Пружинино Нерхтского уезда Костромской губернии, в семье диакона (по некоторым данным в с. Кувакино, Нерехтского уезда Костр. губ.). Окончил Духовную Семинарию в 1896г. и вскоре после этого обвенчался с Ольгой Владимировной Чистяковой (1875г.р.), уроженкой г. Кинешмы, окончившей Костромскую женскую гимназию.

Подробнее...

Статьи

«Считается реабилитированным». Краткие сведения о священнике Введенской церкви Николае Александровиче Наградове

Аннотация. В статье рассказывается о жизни священника Николая Александровича Наградова. Он дважды был репрессирован. В 1937 году он был расстрелян. В 1989 г. он был реабилитирован. Указаны сведения о семье священника. Приведены воспоминания о нём.

Ключевые слова. Священник Н.А. Наградов. Село Введенское. Репрессии. Реабилитация.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: