28 августа 2023. Молитвенное воспоминание Успения Пресвятой Богородицы

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00128 августа Православной Церковью установлено молитвенное воспоминание Успения Пресвятой Богородицы. Окончание земной жизни Богородицы было ознаменовано многими чудесными явлениями: в комнату, где на украшенной постели, окруженная чудесным образом из разных стран собранными апостолами лежала Пречистая, явился Господь с ангелами и святыми, и принял душу Матери Своей, которая телом как бы уснула сном (успение). Положив пречистое тело Богородицы в пещеру, апостолы и собравшиеся люди закрыли ее вход большим камнем и три дня не отходили от гроба, непрестанно молясь. На третий день, по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при погребении, ему была открыта пещера, чтобы он мог поклониться телу Божьей Матери. К великому изумлению всех, тела в пещере не было – там лежала лишь только Ее верхняя одежда. Вечером того же дня, апостолы были утешены явлением Богородицы, которую увидели окруженную ангельскими силами и сияющую неизреченной славой. Пречистая сказала им: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».

image002Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Мирной земной кончиной Божьей Матери, кратковременным пребыванием ее в гробе, воскрешением и вознесением на небо, Церковь учит нас, что смерть не является уничтожением нашего бытия, а лишь переходом от тления и разрушения к вечному бессмертию. В успении Богородицы появилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба – окончание земной жизни, как свидетельство и итог земных дел. У гроба познается человек – вся жизнь его открывается: клевета смолкает, показное разоблачается, добродетель и правда торжествует. «Богородичной Пасхой» называли праздник Успения на Руси, ибо через свое успение Божия Матерь стала еще  ближе христианам как «Заступница Усердная» перед престолом Божиим за всех нас. Праздником Успения заканчивается строгий Успенский пост.

Престольный праздник в этот день в Успенской церкви с. Романова, Судиславльского р-на, с. Рубцово, Кадыйского р-на, с. Елкино, с. Михали, Нейского р-на, с. Печенкино, Шарьинского р-на, с. Густомесово Красносельского р-на, в Успенской церкви Паисиево-Галичского и Макариево-Унженского монастырей, в Успенской церкви с. Тетеринское, Нерехтского р-на.

Церковь Успения в селе Качалово- яркий образец сельской приходской церкви, в архитектуре своей сочетающая приёмы и формы барокко с традициями допетровского зодчества. Стоит храм на восточной окраине села, улица которого ориентирована на колокольню. Церковный участок с кладбищем расположен на местности, рельеф которой понижается к югу, в сторону р.Качалки.

image003Впервые храм в Качалове упоминается в 1628 г., когда в селе стояли две деревянные церкви в честь Успения Пречистой Богородицы (летняя) и во имя св. вмч. Георгия Победоносца (зимняя). В 80-е годы 18 века взамен деревянных был возведён на средства прихожан храм каменный пятиглавый с шатровой колокольней, освящённый в 1785 г. В храме этом имелось три престола: в холодном четверике 1) в честь Успения Божией Матери, в тёплой трапезной 2) правый - в честь Преображения Господня, 3) левый - во имя свт. Николы. Ограда вокруг церкви, очевидно, была построена в сер. 19 в. Главы храма, а также верхний ярус и шатёр колокольни в кон. 19 - нач. 20 вв. были покрыты листовым железом.

Композиция Успенской церкви складывается из пятиглавого бесстолпного храма, прямоугольной в плане трапезной и шатровой колокольни. Двусветный четверик храма увенчан пятью восьмигранными барабанами с луковичными главками; центральный более крупный барабан - световой, угловые - глухие. Прямоугольный в плане алтарный выступ дополнен полукруглой апсидой. Вытянутая по продольной оси трапезная незначительно шире четверика. Композиция колокольни, отличающаяся грузными пропорциями, состоит из низкого квадратного в плане основания, двухъярусного восьмигранного столпа и шатра, некогда завершавшегося небольшой луковичной главкой. На стенах и своде храма сохранились плохо различимые фрагменты масляной живописи, очевидно, 2-й пол. 19 века.

Церковь эта была закрыта и предназначена на слом решением Костромского райисполкома от 6 марта 1941 г. Ярославский облисполком 18 марта 1941 г. утвердил это решение, однако начавшаяся вскоре война не позволила осуществить его. Начиная с 1942 г. религиозная община села начала бороться за открытие храма и сумела добиться того, что богослужения в нём были возобновлены в начале 1943 г. Однако продолжались они недолго: уже 28 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о вторичном закрытии церкви. В 1951 г. здание церкви передали колхозу им. В.М. Молотова под зерносклад. В 1969 г. Костромской райисполком просил облисполком разрешения на слом церкви "на стройматериалы". Просьба не была санкционирована; храм в Качалове, руинированный и заброшенный, стоит и поныне...

Храм начал восстанавливаться в 2008 году. 12 февраля 2017 г. в храме Успения Пресвятой Богородицы состоялась Божественная литургия, службу совершил иерей Николай (Авдеев), клирик  Богоявленско-Анастасиинского жен. монастыря г.Костромы.

image004  В этот день мы вспоминаем Костромской кафедральный Успенский собор, взорванный в 1934 г.  По мнению архитекторов, он был воздвигнут в Костромском кремле в начале XVI в. Украшением храма была изумительная по своей красоте фресковая роспись XVII в. Особенностью его являлось то, что его алтарь был ориентирован не на восток (как это принято во всех храмах), а на север – в сторону Запрудни, где совершилось событие обретения чудотворной иконы Божьей Матери Федоровской. В Успенском соборе,  ставшем в 1835 г. кафедральным,  в местном ряду иконостаса находилась эта чудотворная икона вплоть до 1929 г. В нем так же хранились вклады  жертвователей из княжеских и царских семей, древние иконы и церковная утварь. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь Михаил Романов (1619г.), Екатерина II (1767г.), Николай I(1834г.), Александр II (1858г.) Александр III (1881г.), Николаи  (1913г.). На боковых стенах собора размещались реликвии воинской славы – знамена костромского ополчения 1812 г. и костромских дружин, участвовавших в Крымской войне 1855-56гг. В 1929 г. кремлёвские храмы были. закрыты, в 1934 г. — снесены.  

image005В этот день мы вспоминаем репрессированных священнослужителей Костромской епархии: расстрелянного в 1937 г. священника с. Новоуспенское, Ветлужского р-на В. И. Успенского, репрессированного священника с. Николо-Бережки М. П. Успенского, священника с. Стайново Антроповского р-на П. К. Успенского, священника с. Карцево Солигачского р-на И. Ф. Успенского.

29 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя, костромская земля празднует обретение в 1239 г. костромским князем Василием Ярославичем чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской.  Костромской князь, на месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основал монастырь в честь Нерукотворенного Образа Господня, потому что в этот день он обрел икону Богоматери. В этот же день, с  начала 90-х годов прошлого столетия, возобновлена традиция шествия крестного хода (прерванная в годы советской власти) с предшествующей ему чудотворной иконой Богоматери Федоровской из кафедрального Богоявленского собора в храм Спаса на Запрудне.

  За р. Костромой, возле озера, названного в честь победы князя Василия над татарами в 1262 г. Святым, в благодарность Божией Матери, которая через свою явленную Федоровскую икону и даровала эту победу, в поселке Некрасовское была воздвигнута часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери. Престольный праздник в честь образа Спаса Нерукотворного в этот день в церкви Спаса на Запрудне, где в нижней церкви есть предел в честь Федоровской иконы, а также,  в с. Хомутово, Островского р-на, в пос. Ветлужский, Шарьинского р-на. В народе этот праздник называется Ореховым Спасом.

image006 Из потерянных навсегда святынь  вспомним: Богоявленский, зимний храм Успенского кафедрального собора, в котором правый придел  был сооружен в честь Феодоровской иконы Божьей Матери, Богородице-Феодоровскую церковь на кладбище в Костроме, Богородицко-Федоровскую церковь в с. Минское, Костромского р-на.

Впервые в письменных источниках село Минское как центр Минского стана, в состав которого входило более десятка близ лежащих деревень (таких как: Куликово, Усово, Васильевское, Починок, Поддубное, Турабьево, Рубалдино и др., от многих из которых ныне остались лишь названия), упоминается в 1501 году. Территория бывшего Минского стана раскинута в живописных местах, по левому берегу Волги, где некогда проходил тракт из Костромы в Красное. Вероятнее всего, деревянный храм здесь был построен не позднее 15 века, когда минские земли принадлежали московскому митрополиту. В те далёкие времена Костромская земля входила в состав Московского княжества и была тесно связана с великокняжеской семьёй. Здесь, в богохранимом граде Костроме, юному князю Василию Ярославичу 15 августа (28 августа) 1263 года была явлена икона Феодоровской Божией Матери, изгнавшая татарские полчища с нашей земли. В честь Феодоровской иконы Богородицы и был возведён храм в Минском стане. В 16-17 веках село являлось вотчиной известного и влиятельного на Руси боярского рода Морозовых. Первым владельцем села был военный деятель эпохи Царя Ивана Грозного - Михаил Яковлевич Морозов. Выдающийся полководец своего времени, он командовал русской артиллерией при взятии Казани (1552 год), являлся одним из главных военачальников в Ливонской войне, назначался наместником в Ливонию, воевал с литовцами, шведами, Крымским ханством. Потом поместье перешло к сыну М.Я. Морозова - Ивану Михайловичу, а затем стало вотчиной Глеба Ивановича и его жены, знаменитой Феодосии Прокопьевны, урождённой Соковниной, сторонницы мятежного протопопа Аввакума, ярой приверженицы старой веры и за это сосланной в Боровский монастырь под Москвой, где она умерла голодной смертью в земляной тюрьме. Супруга Глеба Ивановича стала главным персонажем знаменитой картины В.И.Сурикова "Боярыня Морозова", хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. В 1911 году приход церкви объединял 8 селений. Прихожан было: мужского пола-469, женского-535, всего 1004 человека. В церкви этой главной святыней являлся чудотворный список Корсунской иконы Божией Матери. Храм был окружён каменной оградой, внутри которой находилось кладбище. Более 130 лет простоял каменный храм в селе Минском. Его ровесник - Никольская церковь в селе Николо-Трестино, построенная в 1790 году, сохранилась до наших дней, а вот судьба церкви в Минском оказалось намного печальнее. Последним священником Фёдоровской церкви был о.Павел Благовещенский. В 1930 году церковь была разобрана на кирпичи для хозяйственных построек колхоза. Судьба чтимой святыни храма - Корсунской иконы Богородицы - с того времени неизвестна. На месте храма построили конюшню, используя церковный кирпич. В нач. 1970-х годов на этом месте был построен дом культуры опытно-производственного хозяйства "Минское". Так древнее русское поселение лишилось своей святыни.  26 августа 2022 года глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил чин великого освящения храма иконы Божьей Матери «Феодоровская» села Минское Костромского района

Храмы и монастыри

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления – первый посадский памятник XVII века, который встречает любого приезжающего в Ярославль по московской дороге, с южной стороны. Она занимает заметное место в архитектурном ансамбле Которосльной набережной – одной из главных панорам города. Несмотря на то, что во времена строительства храма это была загородная территория (межевые книги конца XVIII века определяют ее место “за земляным валом, в форштате”), здесь всегда находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги, поэтому каждый прибывающий в город путник проезжал мимо восточного фасада церкви, наверняка изумляясь и радуясь его необыкновенной красоте.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (1868-1938)

Память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа)

Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.

Подробнее...

Статьи

Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неодозначности оценок и определений личности.

Аннотация. На основании документов в статье показана однобокость и предвзятость оценок, применяемых к личности митрополита Тамбовского и Мичуринского Антония (Кротевича). Открытые в ходе исследования документы свидетельствуют о том, что многие действия и поступки митрополита во многом были обусловлены государственно-церковными отношениями того периода времени и обстоятельствами, сложившимися благодаря историческим реалиям жизни в атеистическом государстве, законодательство которого в отношении к религии не способствовало свободному развитию деятельности верующих. Удалось установить, что приписываемое митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми было продиктовано во многом состоянием церковной жизни и обстановки, сложившейся в послевоенный период времени, а также, нахождением его в местах лишения свободы. Из анализа документов следует сделать вывод о необходимости переоценки личности и деятельности митрополита Антония.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: