24 апреля. Память преподобного Иакова. 25 апреля 2023г. Радоница

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Во вторник Фоминой недели, 25 апреля совершается Радоница. Православные христиане имеют благочестивый обычай совершать молитвенное поминовение усопших в храмах и на могилках своих усопших родственников. Этот обычай ведет свое начало с древних времен и имеет благотворное влияние не только для почивших, но и для живых. Называется этот обычай радоницей (слав. - светлая, блестящая) потому, что живущие на земле делятся с душами усопших духовной радостью о воскресшем Спасителе и о всеобщем грядущем воскресении. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Духовный смысл этого обычая заключается в том, что Церковь, по прошествии светлых дней Пасхи, когда все живущие на земле поздравляли друг друга с Воскресением Христа, после недели Антипасхи (греч.- воскресение подобное Пасхе, неделя посвященная вере апостола Фомы – первое воскресение после Пасхи) разделяет свою радость и с усопшими в надежде всеобщего воскресения. Свое поминовение живущие сопровождают милостыней и делами благотворения, а так же приносят на кладбище частички пасхальной трапезы – яйца, куличи.

image003  Конечно же, в первую очередь, для усопших важна молитва церковная, молитва за проскомидией (часть Литургии), где с произнесением имен наших усопших из просфоры вынимаются частички и погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этом священнодействии омываются грехи тех, кого мы поминали. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Если же мы желаем оказать помощь своим усопшим делами милосердия, то можем сделать это через руки нуждающихся и страждущих. Накормить голодного, одеть неимущего, посетить больного и находящегося в заключении.

 В день Радоницы мы вспоминаем, что Сам Господь сходит в ад к душам усопших для проповеди победы жизни над смертью. При посещении кладбища, дорогие нам могилы напоминают о кратковременности земной жизни, о нашем небесном отечестве, куда пойдем мы по завершении земного бытия. На кладбище, мы яснее сознаем истину, что счастье человека заключается не в приобретении земных благ, а в необходимости приобретения вечных и нетленных сокровищ души - таких как любовь, милосердие, чистота сердечная, терпение, смирение и т. д. С начала недели Фоминой, вновь совершаются сорокоусты о усопших (40 поминальных Литургий), отлагаемые с четверга Страстной и Светлой недель. Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

image004Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряне, приведен в молитвослове «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище». Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Традиционная еда, которую принято приносить на Пасху в день Радоницы – поминальная кутья, пасхальные яйца, пироги, куличи, блины и многое другое. Перед тем, как начать поминальную трапезу, люди расстилают скатерть возле могилки, накрывают и христосуются с покойными. По завершению многие оставляют на могилках яйца, пироги и куличи. Лучше, конечно, отдавать еду нищим и нуждающимся. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Церковь осуждает поминовение усопших алкоголем называя такое «поминовение» усопших язычеством. Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.

image005Накануне Радоницы, 24 апреля, совершается память блаженной кончины основателя Железноборовского монастыря преподобного Иакова (+1442).Молитвами преподобного да дарует Господь Костромскому краю и Земле Русской мир и богатую милость от Подателя Благ – Бога.

Преподобный Иаков родился в XIV веке в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. Еще в юном возрасте лишившись родителей, он раздал все свое имущество нуждающимся и принял монашеский постриг в обители игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Стремление к высшему подвигу иночества – отшельнической жизни – побудило преподобного Иакова возвратиться в родной край. Получив благословение святого Сергия, он image006поселился на берегу реки Тебзы вблизи села Железный Борок, недалеко от города Буя, и пребывал там в уединенной молитве и монашеских трудах. Вскоре местные жители, узнавшие о преподобном Иакове, стали посещать его келью для получения духовного назидания; многие иноки, желавшие пребывать под его руководством, поселялись на месте подвигов святого. После построения небольшой деревянной церкви в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна преподобным Иаковом была устроена общежительная монашеская обитель. В 1442 году преподобный Иаков мирно преставился ко Господу и был погребен в основанном им монастыре. Святые мощи угодника Божия впоследствии прославились многими чудотворениями и исцелениями больных и страждущих.

В 1929 году Иаково-Железноборовский монастырь был закрыт; более шести десятилетий древняя обитель пребывала в запустении. В 1995 году начались работы по возрождению прославленной святыни костромской земли, на территории монастырского комплекса действовало подворье Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы. В качестве самостоятельной обители Иаково-Железноборовский монастырь был открыт в 2004 году.

Кладбища Костромы

Обслуживаемые кладбища

Костромское кладбище

image007Адрес: г.Кострома, ул. Костромская (у аэропорта)
Как проехать: Воспользуйтесь расписанием движения автобусов 21-го маршрута в Костроме, следующих от остановки «Завод «Мотордеталь» до остановки «Городок»
Прямой путь маршрута: Кладбище — Магистральная ул. — Ярославская ул. — Заволжская ул. — ул. Беленогова Юрия — ул. Голубкова — Кострома — ул. Советская — пл. Советская — Пятницкая ул. — ул. Ленина — ул. Космонавтов — Р99 — ул. Костромская — Костромской пер. — Р99 — ул. Костромская  — Городок Телефон: моб. +7 (963) 930-32-08                       гор. +7 (4942) 355122 (справочная)

Галичское кладбище

Адрес: г.Кострома, ул.Галичская
Как проехать: на автобусе № 13, на маршрутке № 99. Остановка — «ВДНХ». Далее — пешком около 1,3 км до входа на кладбище. На маршрутке 81 до остановки «Стометровка», далее пешком около 500 м.
Телефон: моб. +7(903) 899-79-12                       гор. +7 (4942) 355122 (справочная)

Магистральное кладбище

Адрес: г. Кострома, ул. Магистральная
Как проехать: на автобусе №21 от остановки «Площадь Советская» до «ул.Магистральное — Кладбище»

Прямой путь маршрута: пл. Советская — ул. Советская — ул. Подлипаева — Кострома — ул. Стопани — ул. Голубкова — ул. Беленогова Юрия — Заволжская ул. — Ярославская ул. — Магистральная ул. — Кладбище
Телефон: моб. +7 (953) 650-25-82                    гор. +7 (4942) 355122 (справочная)

Ярославское кладбище

image008Адрес: г.Кострома, ул. Ярославская. Как проехать: на автобусе №21 от остановки «Площадь Советская» до «ул.Магистральное — Кладбище»Прямой путь маршрута: пл. Советская — ул. Советская — ул. Подлипаева — Кострома — ул. Стопани — ул. Голубкова — ул. Беленогова Юрия — Заволжская ул. — Ярославская ул. —  Кладбище Телефон: моб. +7(915)049-13-39                       гор. +7(4942) 355122 (справочная)

Кладбище д.Поддубное

Адрес: Костромской район, д. Поддубное Как проехать: на автобусе №103 «Кострома-Козловы горы» Прямой путь маршрута: пл. Широкова — автовокзал. Пос. октябрьский. Интернат — ЦРБ — Красные Зори — пов. Караваево — Поддубное Телефон: гор. +7 (4942) 355122 (справочная)

СТАРЫЕ КЛАДБИЩА

Одни кладбища закрывались – открывались новые. После революции многие старые кладбища были ликвидированы, особенно некрополи при церквях, так как церкви использовались под различные учреждения, а новое законодательство запрещало размещать общественные здания рядом с кладбищами.

Самое старое кладбище в Костроме – Крестовоздвиженское. Оно находилось на пересечении ул Коммунаров и Ткачей. Это кладбище появилось в 16 веке и к концу 19го уже было переполнено. Теперь на этом месте стоит поликлиника и жилые дома. В начале 20 века кладбище стояло заброшенным, здесь паслись козы, коровы и свиньи, которые иногда проваливались в разрытые фабричной детворой могилы. Дети собирали кости и черепа и складывали их в большую яму прямо перед кладбищем. Позднее в этом овраге был построен детский сад.

image009Самое красивое кладбище – Лазаревское. Располагалось оно между улицами Никитской и Советской, напротив площади Конституции. Здесь до сих пор растет Березовая роща – любимое место прогулок дореволюционных костромичей. Гуляли целыми семьями, читая надписи на старых надгробиях. Рядом, на улице Кузнецкой изготавливали кресты и ограды для могил. Кладбище было закрыто в 1930е годы, однако в 1942 году здесь появилась братская могила детей, не переживших эвакуацию из блокадного Ленинграда.
Самое небезопасное кладбище – Гноище (т. е. болото). Место на пересечении улиц Островского и Терешковой. В старину здесь хоронили людей во время эпидемий чумы. В середине 17 века от «черной смерти» умерло 2/3 населения города, трупы складывали в траншею и присыпали землей. Так образовался холмик, на котором стояла церковь Козьмы и Дамиана. Ребятишки катались с этой горы зимой на санках, а летом с интересом копались в земле. Однажды они развесили кости и черепа на пожарной лестнице директора гимназии, после чего была проведена профилактическая беседа о том, что кости могут быть заразными (а те, кто не согласен, получат по ж…). В 30е годы церковь разрушили, а в 60е построили на месте кладбища жилые дома.

 Самое престижное кладбище – Запрудненское. Святое место для костромичей, ведь именно здесь по легенде костромской князь Василий Ярославович увидел на высокой сосне Феодоровскую икону Божией Матери. Люди платили заранее немалую сумму, чтобы быть похороненными в этом почетном месте. На Запрудненском кладбище упокоились 8 костромских мэров и один губернатор, а также множество костромских предпринимателей: Брюхановы, Дурыгины, Зотовы, Михины, Солодовниковы, Стригалевы, Кашины. На их же деньги построена Спасо-Запрудненская церковь. Долгое время считалось, что алтарь этой церкви находится прямо на месте, где росла та самая сосна.⠀

Храмы и монастыри

Запрудненская школа Александровского православного братства.

Запрудненская женская рукодельная школа Александровского православного братства была открыта 1 октября 1889 г. Первоначально школа располагалась в приходе Спасо-Запрудненской церкви г. Костромы. Однако уже через год после открытия школа была переведена в центральную часть города, оставаясь по-прежнему в ведении Запрудненского попечительства Александровского православного братства. Обязанности заведующего школой исполнял священник Спасо-Запрудненской церкви Андрей Никанорович Писемский. Должность попечительницы приняла на себя Любовь Степановна Чумакова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Беликов Василий Иванович (1867 – 1943)

Беликов Василий Иванович родился в с. Хреново, Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1884 г. закончил Костромское духовное училище, В 1888 году Костромскую духовную семинарию. В 1893 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Прослужив три года в Томской духовной семинарии в 1896 году вернулся в Казань, и поступил на должность преподавателя Казанской семинарии.

Подробнее...

Статьи

О Романовых. Смута

«Помиримся на Мише Романове…» Род Романовых и Ивановский край

3 марта (21 февраля) 1613 года, т.е. 400 лет назад, Земский собор избирает царем Михаила Федоровича Романова (1596-1645), сына боярина Фёдора Никитича Романова (будущего Патриарха Московского и всея Руси в 1619-1633 годы) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой).   Его избрание завершило самый тяжелый период Смутного времени, связанный с отсутствием законного и признаваемого всеми самодержца на русском престоле.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: