19 января 2023. Крещение Господне, Богоявление

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00212 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника  Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении обычно  родившегося Богомладенца  песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

14 января (по старому стилю 1 января), совершаются сразу три праздника - память св. Василия Великого, Обрезание Господне (древний еврейский обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод. 19 января Церковь празднует Богоявление Господне, в котором вспоминается и прославляется событие Крещения Господа нашего Иисуса Христа пророком Иоанном, названным за это Крестителем, в водах реки Иордан. Богоявлением этот праздник называется по причине явления при Крещении Христа всех лиц Пресвятой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна, Дух Святой сошел  на Сына в виде голубя.

 Праздник Богоявления называется еще Днем просвещения и Праздником Светов в связи с тем, что Господь есть Свет Истинный, пришедший в наш мир просветить людей, находящихся во тьме язычества и духовной смерти (Мф. 4.16). В связи с этим, в древности существовал обычай, накануне Богоявления, в Крещенский Сочельник, совершать Таинство Крещения над новыми членами Церкви. Особенность праздника Богоявления так же  являются два великих водоосвящения, названных великой агиасмой – великой святыней.

image003Обычай освящения воды в реках произошел от традиции иерусалимских христиан в день Богоявления ходить на реку Иордан в воспоминание Крещения Господня. От этой традиции и у нас крестный ход на реку имеет наименование «ходом на Иордань» (Иорданью названа вырезанная во льду крестообразная купель).  В современной традиции принято ходить на Иордань и освящать воду в реках после утренней службы в Крещенский Сочельник. Над водой, при водоосвящении, произносятся молитвы, в воду трижды погружается  крест. После освящения воды в храме, люди эту освященную святыню несут в свои дома. Кропят святой водой все помещения своего жилища и предметы в нем. Хранят набранную в праздник  воду весь год у святых икон  и понемногу пьют ее натощак каждый день, вкушая при этом частичку  просфоры (церковный хлеб), или кусочек артоса (освященный на Пасху хлеб). Обряд освящения воды совершается так же и в день праздника Богоявления. Гадание, накануне Крещения, как отголосок народного язычества считается великим грехом. Крещенский Сочельник – постный день.

image004Существует обычай купаться в Иордани (проруби), после освящения воды. Но этот обычай не носит какого-либо священнодействия и не является обязательным. Нельзя требовать от Бога чуда и совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. В этот день престольный праздник Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора г. Костромы (1426 г.), в п. Красное на Волге, в с. Ковалево, Нерехтского р-на.

В день Богоявления с особым благоговением отмечают престольный праздник Богоявленского монастыря (1426г.), основателем и строителем которого был преподобный старец Никита Костромской, ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского. Мощи преподобного Никиты пребывают «под спудом» в нижнем храме обители. Своему благолепию монастырь обязан молитвам своих подвижников благочестия и боярским родам Салтыковых, Вяземских, Хованских, Кафтыревых. В нем пребывают две чудотворные иконы Божией Матери – Феодоровская (в соборе) и Смоленская (в Смоленской церкви монастыря). Монастырь неоднократно его посещали представители правящего царского дома Романовых – от Михаила Федоровича до последнего императора - страстотерпца Николая II. Среди лиц, посещавших монастырь на рубеже XIX-XX вв. необходимо отметить святого image005image006праведного пресвитера Иоанна Кронштадского и святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Федоровну. С 2003г. в соборном храме, рядом с киворием Федоровской иконы Божьей Матери, хранятся обретенные мощи преподобного Тимона Надеевского (1788-1840) – ученика и сподвижника преподобного Серафима Саровского.

Богоявленско-Анастасиин монастырь стоит на месте трех древних обителей: мужского Богоявленского монастыря и двух женских − Крестовоздвиженского и Анастасиина. У всех трех монастырей – многовековая история.

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в 1426 году происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.

image007В отличие от Ипатьевского, основанного в стороне от города, Богоявленский монастырь входил непосредственно в городскую черту, являясь одним из опорных пунктов в системе городских укреплений. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора - самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя, а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря - Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского - Анастасией) и Крестовоздвиженский.

image008 Главный храм обители - Богоявленский собор – стал кафедральным собором Костромы. Это наиболее древний из сохранившихся храмов монастыря. Построенный в 1559–65 годах, первоначально он представлял собою пятиглавый, с по закомарным покрытием четверик с подклетом, трёхсторонним открытым гульбищем и трёхчастной алтарной апсидой. Гульбища вскоре были надстроены открытыми арочными галереями. В середине XVIII века были растёсаны окна четверика. В 1672 году интерьер собора расписан фресками, как предполагают, артелью костромских монументалистов во главе с искусными изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Но и они не сохранились. Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков. Синодик Костромского Богоявленского монастыря с перечисление погибших «от государевых изменников и от литовских людей» в 1609-1611 гг. Л.169 об., 170)

image009«Братья, и слуги, и служебники, и христиане монастырские избиенные от государевых изменников и от литовских людей 117-го году: священноинока Трифилия, священноинока диакона Анфиногена, инока Варлаама, инока Дионисия, инока Иева, инока Иродиона, инока Симеона, инока Кирила, инока Максима, инока Иасафа, священноинока Макария, священноинока Саваю, инока Гурия, слуги Петра, Афанасия, Епифания. Служебници Василия, Иванна, Стефанна, Никиту, Диомида.

Христиане Июду, Дорофия, Феодора, Ивана, Василия, Тита, Феодора. Зиновия, Артемия, Савастиана, Симеона, Григория, Иванна, Афанасия. Симеона, Илию, Кирила. Артемия, Стефания, Лукиана, Харлампия, Харлампия, Максима, Иванна. Иванна. Кондратия, Сергия, Тимофия, Павла, Василия, Василия, Григория. Григория, Симона[7].

Убиенные ж Возжвиженского монастыря: архимарита Генадия, священноинока Антония, инока Васьана, инока Родиона, инока Андриана, инока Германа, инока Доментиана, иноки Иокима, Сисоя [...]

  В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920-1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены ряд храмов. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.

В 1991 году впервые после 1925 года в соборе была проведена церковная служба, а через несколько месяцев в храм внесли костромскую святыню - Федоровскую икону Божией Матери. Вскоре возобновились службы в Смоленской церкви, а в 2006 году восстановлен храм в подклете собора (освященный во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского).

 Одной из величайших святынь Богоявленско-Анастасиинского женского монастыря является Федоровская икона Божьей Матери - почитаемая в Русской Православной Церкви чудотворной икона Богородицы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке. Ее иконография сходна с Владимирской иконой Богородицы.

Икона почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии юного царя Михаила Фёдоровича, которой и благословляла его мать - монахиня Марфа.

Праздники и чтимые даты

В монастыре хранится много святынь и чудотворных икон:

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;

чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

святые мощи преподобного Никиты Костромского;

святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;

крест-мощевик с частицами мощей 278 святых;

складень-мощевик с частицами Ризы Господней, ризы и пояса Пресвятой Богородицы.

Престольными праздниками являются:

Богоявление (Крещение Господне) — 19 января;

11 ноября — преподобномученицы Анастасии Римляныни;

12 января — преподобномучеников Богоявленских (местн.);

19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

3 февраля — преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);

5 февраля — Собор Костромских святых;

27 марта и 29 августа — Феодоровской иконы Божией Матери;

18 июля и 8 октября — преподобного Сергия, игумена Радонежского;

10 августа — Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;

28 сентября — преподобного Никиты Костромского (местн.)

 Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/bogoyavlenskij-anastasiin-monastyr-v-kostrome.html

Богоявленский собор монастыря считается кафедральным – главным храмом Костромской митрополии, которая решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 в определена в административных границах Костромской области.

Главой митрополии назначен правящий архиерей Костромской и Нерехтской епархии митрополит Ферапонт (Кашин).

Решением Синода от 27 декабря путём выделения части территории Костромской епархии в составе Костромской митрополии была образована Галичская епа́рхия. В нее вошли земли районов Костромской области: Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского,  Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского. Епископом Галичским и Макарьевским был избран архимандрит Алексий (Елисеев).

image010Костромичи со скорбью вспоминают Богоявления Господня с колокольней в Костромском кремле, воздвигнутый в 1791 году рядом с Успенским собором. В нем находилась усыпальница костромских архиереев (архиепископа Платона (Фивейского+1877), епископа Игнатия (Рождественского+1883), Виссариона (Нечаева+1905)). В начале 1929 года оба соборных храма подверглись закрытию, в июле 1934 года серия взрывов превратила оба соборных храма в руины. К осени, направленным взрывом была уничтожена колокольня. В настоящее время ведутся работы по восстановлению Богоявленского собора и колокольни.

image011Богоявленский собор Костромского Кремля, построенный Степаном Андреевичем Воротиловым – талантливым костромским зодчим в 1776-1791 годах, являлся крупнейшим культовым зданием губернского города. По совершенству художественного замысла, соединившем в себе грандиозность и изящество, он не имел себе равных по всей Волге и давно стал архитектурной эмблемой Костромы, её славой и гордостью. Видимая издалека 64-метровая Соборная колокольня служила своеобразным ориентиром для проплывающих судов. В ясную погоду с вершины её был виден Ярославль, удалённый отсюда на многие десятки вёрст. Вместе со стоящим подле древним Успенским собором (ХVI-ХVII вв.), являвшимся Кафедральным собором г. Костромы, и домами Соборного причта (сохранились доныне), также построенные братом и сыном Степана Андреевича П.А. и Е.С. Воротиловыми, Богоявленский собор составлял ту архитектурную группу, которую называли Костромским Кремлём. Ансамбль дополняла каменная с коваными решётками ограда с несколькими воротами, из них выделялись главные, так называемые Триумфальные, или Святые, с северной стороны, обращённые к Торговым рядам, и Царская беседка. Четырехъярусная колокольня с курантами, воздвигнутая в 1775-1778 гг., долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году). Богоявленский (тёплый) собор был заложен в 1776 г.

 image012Богоявленский собор - одноглавый, одноапсидный, четырехстолпный, с примыкающей к нему с запада величественной четырехъярусной колокольней - был освящен в декабре 1790 г. В 1866-1868 г.г. к собору пристроили два придела: правый - в честь Феодоровской иконы Божией Матери, св. блгв. князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца, левый - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и св. мученика Платона.

В 1876 г. в соборе погребен один из его священников - П.Ф. Островский, выдающийся историк-краевед, дядя драматурга А.Н. Островского. В конце 70-х г.г. XIX в. в подклете собора устроили архиерейскую усыпальницу, в которой погребены: епископ Платон (Фивейский; + 1877 г.), епископ Игнатий (Рождественский; + 1883 г.), епископ Виссарион (Нечаев; + 1905 г.) Богоявленский собор закрыт в ноябре 1929г. Взорван летом 1934 г.

image013В начале 1929 г. по распоряжению властей оба костромских собора были закрыты, в них разместили зернохранилище. Соборы числились на учете как памятники старины «первой категории», но 16 июля 1933 года костромская «Северная правда» деловито сообщила: «Снести церкви соборной группы постановил президиум горсовета для расширения площади парка культуры и отдыха. Церкви должны быть снесены в настоящем году. В Наркомпрос послана просьба о снятии с учета намеченных к сносу церквей, в том числе и колокольни».

Приговор привели в исполнение через год. Богоявленский и Успенский соборы были взорваны 8 июля 1934 года саперами костромского военного гарнизона, вскоре погиб и Богоявленский. Еще весной 1934 г. костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки на кирпич и щебень «Льнокомбинатстрою» - организации, руководившей строительством льнокомбината им. Зворыкина. Руины Костромского Кремля разбирали до 1936 года.

Первый проект воссоздания Костромского кремля был выполнен на рубеже 80-90-х годов XX века на основе чертежей середины XIX века, обмеров 1934 года и фотографий начала XX века.  В 2008 году Л.С. Васильевым был подготовлен проекты восстановления колокольни Костромского кремля.

image01429 августа 1993 года архиепископом Костромским и Галичским Александром был установлен и освящён Памятный крест на месте алтаря Успенского собора. 26 декабря 2003 года был заложен первый камень в основание колокольни Богоявленского собора.

 20 мая в центре Костромы состоялась торжественная церемония, посвященная началу работ по восстановлению взорванного в 1930-е годы соборного комплекса Костромского кремля. Тем самым дан официальный старт реализации масштабного проекта.

В июле 2015 года проект благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив чин освящения закладного камня Успенского собора.

Строительство Костромского кремля ведется на средства Виктора Ивановича Тырышкина (род. 4 октября 1953) — российского предпринимателя и мецената, президента ООО "Корпорация ВИТ", занимающейся жилищным строительством.
Имеет более 50 научных трудов и публикаций, 22 зарегистрированных автор­ских изобретения. Активно занимается благотворительной помощью Русской православной церкви — строительством и реконструкцией храмов:

  • Пушкинский район Московской области, посёлок Любимовка: восстановление церкви в бывшем имении К. С. Станиславского (1996—1999), строительство церкви в честь Святой Блаженной Матроны Московской (1999—2002) и воскресной школы на 65 детей (строится).
  • Реконструкция комплекса зданий районной больницы имени В. Н. Розанова в городе Пушкино в Московской области, 40 % финансирования (2002—2003).
  • Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском: реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса; строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, строительство церкви Иоанна Предтечи, Никольского собора, школы-интерната для трудновоспитуемых подростков и беспризорных детей на 133 человека; реставрация старого Келейного корпуса и постройка нового Келейного игуменского корпуса; возведение Монастырской стены.
  • Реставрация Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
  • image015Реставрация Спасо-Преображенского собора в Рыбинске.
  • Строительство Успенского кафедрального собора в Ярославле.

Также оказывается помощь в восстановлении Выксунского женского Иверского монастыря в Нижегородской области, монастыря Китаевская пустынь в Киеве, в реконструкции и новом строительстве церквей на Северном Кавказе, в Ивановской области и в Белоруссии.

В рамках празднования 75-летия Костромской области и накануне праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на строительной площадке восстанавливаемого Костромского Кремля состоялся торжественный молебен и освящение креста купола Богоявленского собора. В настоящее время работы по воссозданию Богоявленского собора продолжаются. В 2019 году строители проведут монтаж кровли, архитектурное декорирование, внутреннюю и внешнюю отделку сооружения.  Параллельно ведется подготовка к восстановлению второго утраченного кремлевского храма – Успенского собора (СМИ44, http://smi44.ru/news/culture/v-den-prazdnovaniya-75-letnego-yubileya-kostromskoy-oblasti-na-kupol-bogoyavlenskogo-sobora-vosstana/). 

Вспомним в этот день священника с. Писцово Костромской губернии Александра Михайловича Богоявленского погребенного 13 июня 1893 г. на кладбище Воскресенской церкви, вспомним и священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Святитель стал первым из священномучеников русской Церкви новейшего времени в архиерейском сане (1848-1918).

image016Митрополит Арсений (Стадницкий) сказал о нем: «На свое служение он смотрел как на послушание, которое должен исполнить до конца, твердо и непоколебимо, подобно истинному воину, стоя на своем посту даже до смерти. И никто из знающих его не обвинит его в том, что он гнулся семо и овамо. Он шел по прямому пути, и на светлом челе его нет пятна приспособляемости. Он кровью оросил служение Русской Церкви и ничего не уступил из своего долга. И на нем исполняются слова Тайнозрителя: «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота».

Митрополит Владимир стал первым епископом, с кем расправились в лихие постреволюционные годы, хотя не первым священнослужителем — в ноябре 1917-го революционными матросами в Царицино уже был расстрелян «под горячую руку» протоиерей Иоанн Кочуров….

Память 25 января, 14 июня - память обретения мощей в 1992 году (Укр. ), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, святых Киевских, Московских, Санкт-Петербургских и Самарских.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

На иконе написанной для их Соборного прославления в 2000 году мученическая кончина священномученика Владимира была показана на одиннадцатом клейме.

Храмы и монастыри

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Успенская слобода близ города Галича

Среди многочисленных монастырей, окружавших в прошлом древний Галич, особое место принадлежит Паисиеву Успенскому монастырю. Погребенный в обители преподобный Паисий Галичский издавна почитается как покровитель города, а находившаяся в нем чудотворная Овиновская икона Божией Матери являлась главной православной святыней галичского края. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Красница, монастырь высоко вознесен и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник Аполлос Алексеевич Благовещенский (1845-1931)

К памяти всех за веру Христову пострадавших в ХХ веке…

Аполлос родился 13 декабря 1845 года в семье Алексея Степановича Благовещенского, дьякона церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пречистое  Любимского уезда Ярославской области.

Подробнее...

Статьи

К вопросу об авторитете священника на примере представителей духовенства 1960-1970-х годов

Аннотация. В исследовании на основании фактов и исторических свидетельств опровергаются устоявшиеся стереотипы историографии государственно-церковных отношений периода 1960—х годов в отношении духовенства Русской Православной Церкви. Анализ исследований приведенных в историографии показывает, что светские и церковные историки рассматривающие сложившуюся в середине ХХ века на приходах ситуацию рассматривают ее с ракурса  своих идеалистических представлений о неком «золотом времени», видят ее с позиций  буквального прочтения открытой документальной базы и общего нарратива государственной пропаганды, пытавшейся внушением зависимого состояния, сломить волю духовенства, исказить его представление о своем призвании. Привить стереотип ремесленничества.

Приведенные примеры личностей и деятельности авторитетного и харизматического духовенства в СССР в периода 1960-х годов позволяют сделать вывод, что только благодаря высокому авторитету священства у верующего народа и «неверующих», достигнутому соответствием высоким идеалам своего признания, удалось сохранить церковную организацию, а также открыть врата Церкви для многих миллионов наших соотечественников, пришедших в Церковь в 1990-е годы.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: