22 мая 2022 - перенесение мощей Святителя Николая Чудотворца из г. Мир Ликийских (Малая Азия) в итальянский город Бари. 22 мая 2022

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00122 мая -  праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца из г. Мир Ликийских (Малая Азия) в итальянский город Бари в конце XI века. Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах (Демре) (на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики св. Николая в городе Бари (Италия). Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22) мая.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. На Руси первая церковь во имя Николая Чудотворца была построена в Киеве княгиней Ольгой в 882 году, еще image002до принятия христианства. Во многих русских городах именем святителя Николая называли главные соборы и монастыри. Известнейшими храмами Николая Чудотворца в мире являются: базилика на месте служения святого в Мирах Ликийских (ныне Демре, Турция), а также базилика Святого Николая в Бари (Италия), где хранятся мощи святого.  В 1914 году в г. Бари на средства Императорского Православного Палестинского Общества в г. Бари по проекту архитектора А. В. Щусева было возведено подворье с церковью св. Николая.

image003Образ святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь угодника Божия. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя.  Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и image004от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

На Костромской земле чтут святителя Николая, посвящая ему храмы и селения, с благоговением обращаясь к нему за его молитвенной помощью.  Никольские церкви в пос. Реберовка в Костроме, церковь в  мужской колонии также в Костроме, в церквах с. Саметь,  с. Борщино, Никольской церкви психиатрической image005больницы с. Никольского, в с. Николо Тростино,  Костромского р-на, в  с. Сунгурово, Красносельского р-на, с. Незнаново, Нерехтского р-на, п. Слобода, д. Паново, Антроповского р-на, с. Николо-Палома, Парфеньевского р-на, г. Солигалич, Верхний Березовец, Солигаличского р-на, в мужской колонии п. Островского, с. Унжа, Макарьевского р-на, с. Никола-Граф, Межевского р-на, г. Шарья, с. Никола Шанга Шарьинского р-на, п. Пыщуг, с. Сидоровское, Красносельского р-на, в Никольской надвратной церкви Авраамиево-Городецкого м-ря. В селах Никольское, Николо-Граф. Николо-Палома, названия которых запечатлели молитвенное почитание святителя местным населением.

image006В 1995 году, по инициативе свящ. Дмитрия Сазонова и главврача Костромской психиатрической больницы расположенной в с. Никольское Костромского р-на А. А. Трифонова, при поддержке председателя Костромской облдумы А. И. Бычкова, совместными трудами была восстановлена церковь во имя св. Николая в одном из корпусов Костромской психиатрической больницы. В обустроенной церкви стал службу настоятель Свято-Троицкого храма о.Николай Цветков. Первая служба состоялась 26 октября 1998г. В отделениях больницы о.Николай регулярно совершал молебны, проводил беседы, причащал больных.

Церковь Николая Чудотворца в селе Борщино Костромского района.

Кирпичная церковь, построенная в 1795. Двусветный четверик, завершенный декоративным пятиглавием, с четырехстолпной трапезной, в которой помещены Георгиевский и Трехсвятский приделы, и трехъярусной колокольней в формах классицизма. Не закрывалась. Церковь, расположенная на восточной окраине села, замыкает перспективу улицы. Церковную территорию окружает ограда с западными воротами, стоящими на оси колокольни, и двумя калитками с южной и северной сторон. В 17 века село image007принадлежало Зворыкиным; в нем стояла Никольская церковь «древяна вверх». В 1795 году построена существующая кирпичная церковь Николая Чудотворца с двумя приделами (Трех Святителей и Георгия Победоносца). Около середины 19 века возведена кирпичная ограда с воротами и двумя калитками. В храме сохранился первоначальный резной позолоченный иконостас — один из лучших в стиле барокко и рококо на территории Костромской области. Его пятиярусная композиция с тремя ризалитами разделена промежуточным карнизом на две примерно равные части, объединяющие соответственно два нижних и три верхних ряда. Обе части завершены тремя лучковыми фронтонами. В храме пол выложен чугунными плитами с рельефным орнаментом. Окна в церкви забраны фигурными коваными решетками. Деревянные рамы окон геометрического рисунка (конец 19 — начало 20 вв.) в последние годы заменены металлическими листами с крестообразными прорезями. Первым настоятелем храма был о.Андрей Иерусалимский. Первым диаконом храма был о.Флегонт (Высотский).

image008Этот красивый храм близ берега Волги был действующим в советское время. Много лет послушание настоятеля в нем нес протоиерей Николай Барсук (2019), один из старейших священнослужителей Костромской Епархии. Колокола для борщинского храма были отлиты в городе Тутаеве Ярославской области на средства, пожертвованные благотворителем из Дании – предпринимателем Вадимом Владимировичем Романовым, уроженцем здешних мест.

Молитвы

Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4

Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.

Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 3

Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас бо де́ля яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.

Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу

О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий, и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звездо́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную, ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода своего́: живы́й в Ми́рех, ми́ром благоуха́л еси́, и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́еши. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О, преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед, тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных, прему́драго учи́телю, а́лчущих корми́телю, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих врача́, по мо́рю пла́вающих упра́вителя, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исходата́йствуй твои́ми Богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́ (или: храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щыя, от вся́кого озлобле́ния по́мощию твое́ю: ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к твоему́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия; поне́же недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ Небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших: свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Тем же преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́ния к нему́ про́сим: помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́кого зла, и от вся́кия ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш, и укрепи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в ней же твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́, и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

image009  ФАКТЫ О ПРАЗДНИКЕ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАРИ

  1. Событие перенесения мощей святителя​ Николая из Мир Ликийских в Бари произошло в XI веке и является ничем иным как похищением святых останков итальянскими купцами у греков. Однако и в этом можно видеть действие Промысла Божия: если бы мощи в своё время не оказались в Италии, то возможно были бы безвозвратно утрачены в ходе завоевания Византии Османской империей.
  2. Повторное ограбление гробницы в Мирах Ликийских, вскоре после первого, было совершено венецианцами. Они забрали остатки от того, что унесли барские купцы. Так появилась вторая реликвия, которая по утверждению венецианцев, была подлинной.
  3. Перенесение мощей святителя Николая святого было совершено католиками, поскольку в 1087 г. Восток и Запад были уже официально разделены. Местное католическое празднование было вскоре усвоено Русской Церковью и отмечается ежегодно до сих пор 9 / 22 мая. Это может быть объяснено как широким почитанием святого Николая на Руси, так и тем, что Великий раскол не оборвал резко общения РПЦ с Католической Церковью, разобщение проходило постепенно.
  4. Распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей святителя Николая является ошибочным. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая. В печатный календарь эта память была внесена благодаря преподобному Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей святителя​ Николая.
  5. image010Первое вскрытие мощей святого в Бари произошло в 50-х годах XX столетия.
  6. Исследования мощей пролили некоторый свет на жизнь святителя Николая. Был установлен его точный рост — 167 см. Святой был строгим постником. Он питался только растительной пищей, а болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пробыл в заключении. Причем — в тесной и сырой тюрьме. Прожил он 70-80 лет. Также исследования подтвердили точность изображений святого на иконах.
  7. В 2017 году празднование перенесения мощей святителя Николая ознаменовано принесением их части из Бари в Москву и Санкт-Петербург.

Храмы и монастыри

Монастыри Костромского края

 В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей (помещаемый ниже их порайонный спи­сок, конечно, не полон). Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками при. Сергия Радонежского на костром­ской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комелъским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др.

Подробнее...

Святые и Святыни

26 февраля Святая Церковь совевршает память святителя Серафим (Соболева), архиепископа Богучарского

Архиепископ Серафим (Соболев) (1881-1950) – епископ Православной Российской Церкви (рукоположен в октябре 1920 года в епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем – Русской Православной Церкви Заграницей, а с октября 1945 года – Русской Православной Церкви. Многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Церкви в Софии (Болгария).

Подробнее...

Статьи

Принципы и основные положения практик собирания церковной общины на примере руководств Н. Неплюева и епископа Макария (Опоцкого)

Изучение опыта строительства, собирания, жизни и деятельности христианской общины в настоящее время не потеряло своей актуальности. Яркими представителями обновления христианской общинной жизни в начале ХХ века стали Н. Неплюев и епископ Макарий (Опоцкий). Анализ документов и исторических материалов позволил определить главные мотивы объединения людей, которыми являются христианская любовь и единение в вере. Крестовоздвиженское братство Н. Неплюева дало будущим поколениям опыт объединения людей, который затем, в начале 1920-х годов способствовал возникновению т.н. «приходской революции» - объединению в братствах, отстоявших Церковь от ликвидации ее в после революционные годы. Опыт приходских православных братств и сестричеств способствовал сохранению церковных объединений вплоть до конца 1940-х годов и осуществлению свидетельства о вере в советском обществе.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: