5 февраля 2022. Собор Костромских святых

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

Икона Собора Костромских святых. Кон-ц ХХ века.5 февраля, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца(+1565), совершается память святых, в Костромском крае просиявших – Собор Костромских святых. В их числе цари и митрополиты, князья и простецы, священники и монахи.

Всех их объединило одно – жизнь во Христе, преображающая человека и мир вокруг него. Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Ныне во святых Собора значится 64 святых и 3 местночтимых святых (в некоторых списках в Соборе их свыше 70-ти). Среди них 2 благоверных князя, 7 царственных страстотерпцев, 10 святителей, 36 преподобных, 6 священномучеников, 11 преподобномучеников, 1 преподобномученица, 1 мученик, 2 блаженных, Христа ради юродивых, 16 новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века.

Церковь во имя прп. Варнавы Ветлужского в г. Шарья. Фото 2010г.Костромская земля явилась частью т.н. «Северной Фиваиды» (монашеская область в Египте). В костромские дремучие леса, на берега р. Костромы, Обноры, Тебзы, на Чухломское и Галичские озера, приходили последователи преподобного Сергия Радонежского. 4 монастыря основал в Костромских пределах Авраамий Чухломский, просветивший местных жителей, язычников, светом Христовой веры, научивший их жить по заповедям Христовой веры, грамоте, ремеслам. Вокруг монастырей создавались поселения, слободы, школы, возводились храмы. Кроме него на костромской земле подвизались и другие Сергиевы ученики: преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский. Преподобный Никита, строитель Богоявленского монастыря, был не только учеником, но и родственником преподобного Сергия. Несмотря на то, что великомученик Феодор Стратилат считается небесным покровителем Костромы, он не включен в Собор Костромских святых. Многие костромичи считают покровителем их города преподобного старца Никиту. В обители которого ныне пребывает чудотворная икона Божией Матери Феодоровская. Учеником и духовным последователем преподобного Серафима image009Саровского был, причисленный к лику святых в 2003г., преподобный старец Тимон Надеевский. Среди костромских святых особое место занимает прославившийся даром чудотворения и прозорливости преподобный Геннадий, который вместе с преподобным Корнилием основал монашескую обитель на берегу Сурского озера. В 1998 г. отмечалось 400-летие со дня кончины преподобного Ферапонта Монзенского (+1597), служившего примером смирения и постнической жизни. Кроме общецерковного почитания костромичи всегда обращались в молитвах к местночтимым святым:  блаженному Стефану, Христа ради юродивому (1667), сведений  о котором не сохранилось, его «Житие» сгорело в огне пожара, уничтожившего областной архив, преподобной Евпраксии, монахини (1823), насельнице Свято-Троицкого монастыря близ Галича, преподобному Титу, пустыннику, сведений  о котором также не сохранилось.

 В ряду костромских святых отметим преподобного Макария Унженского и Желтоводского, основателя Макариево-Унженского монастыря, считавшегося  в России вторым, по своему духовному значению после Троице-Сергиевой Лавры. В Макарьевском монастыре начальствовал  и будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский. С костромской землей тесно связаны имена еще двух российских святителей – московского митрополита Ионы (+1461), который родился и вырос в селе Одноушево близ Солигалича, и епископа Игнатия (Брянчанинова +1867), подвизавшегося в Николо-Бабаевском монастыре.

image011 Список святых в XX в. пополнили новомученики и исповедники Российские, засвидетельствовавшие свою веру мученической кончиной. Среди них немало костромичей:  царственные страстотерпцы - государь император Николай Александрович с семьей, преподобномученица Елисавета Федоровна, священномученики: архиепископ Никодим (Кротков), Костромской и Галичский (+1938), архиепископ Дмитрий (Добросердов+ 1937), епископ Василий (Преображенский +1945), иерей Василий Разумов (1937), солигаличские мученики: протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, Иоанн Перебаскин (+1918) и др. В костромском Богоявленском кафедральном соборе находится большая икона Собора Костромских святых, там же почивают мощи преподобного старца Тимона Надеевского. Мощи многих костромских преподобных находятся в основанных ими монастырях: прп. Авраамия Чухломского, Пахомия Нерехтского, Паисия Галичского и др.  

В последнее десятилетие в Костромской епархии были сооружены храмы во имя Костромских святых: св. Тихона, Патриарха Всероссийского и всех новомучеников и исповедников Российских, свв. Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских г. Костромы, прп. Геннадия Костромского  в п. Антропово, Антроповского р-на, прп. Тихона Луховского в г. Волгореченске, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны при психоневрологическом интернате хутора 1 Мая Костромского р-на, царственных страстотерпцев в с. Матвеево, Парфеньевского р-на, прп. Варнавы Ветлужского в г. Шарья. Обустроен нижний храм во имя прп. Никиты Костромского в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы.

Действующие монастыри Костромской епархии, построенные на месте молитвенных подвигов преподобных, как самими преподобными старцами, так и их учениками. Обители носят имена своих основателей: Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь (с. Ножкино, Чухломского р-на), Иаково-Железноборовский Иоанно-Предтеченский монастырь (с. Борок, Буйского р-на), Паисиево-Галичский женский монастрь (г. Галич), Троице-Сыпанов Пахомиево Нерехтский женский монастырь (с. Троица, Нерехтского р-на), Макариево-Унженский женский монастырь (г. Макарьев), Макариево-Писемкий женский монастырь (с. Макарий на Письме Буйского р-на). Также в с. Домнино находится женский монастырь во имя Царственных страстотерпцев.

В 2019 году исполняется 575 лет преставления св. прп. Макария Желтоводского (25.07.1444 г.),450 лет обретения мощей прп. Тихона Луховского. Костромского чудотворца (26.06.1569),  30 лет перенесения мощей Митрофана, епископа Воронежского (14.09.1989г.), и всех новомучеников, пострадавши в 1919 году.

В с. Красном на Волге  при подавлении крестьянского  восстания были расстреляны в ночь с 14 на 15 июля 1919 года священник Александр Горицкий и диакон Борис Чижов. Напомним. Что всего в 1918–1920 гг. в стране были убиты 28 епископов, тысячи священников арестованы или убиты, 12 000 мирян заплатили жизнью за веру и защиту церковных интересов.

В 2019 году исполняется 275 лет со дня указа императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Костромской епархии и 1700 лет преставления Феодора Стратилата, святого не Собора Кострмоских святых, но известного костромичам по явлению Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме.

Храмы и монастыри

Восстановление Сретенской церкви в г. Кинешма

Храм расположен в Ивановской области., г. Кинешма, ул. Ленина, 71А. Он представляет собой кирпичную церковь, сооружённую в 1770-х на средства первого кинешемского фабриканта  Г. И. Таланова. Бесстолпный одноапсидный пятиглавый четверик с декором  в духе зодчества XVII в. с поставленной к северо-западу от него колокольней, под которой был устроен Харалампиевский придел. В XIX в. перестроены боковые Введенский и Симеоно-Аннинский приделы, в главном храме второй престол в честь Боголюбской чудотворной иконы Божией Матери. Кладбище внутри церковной ограды.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святая  благоверная великая княгиня ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ (ок. 1354 - 1407)

Память св. блгв. княгини Евфросинии, в миру Евдокия 

17 мая19 мая совместно с блгв. кн. Димитрием Донским, 7 июля, в Соборах Московских и Радонежских святых.

Подробнее...

Статьи

Репрессии Советской власти против Истинно-Православной Церкви как повод для уничтожения церковной организации в Костромской епархии.

«К свободе призваны вы братия» (Гал. 5, 13)

Истинно-Православная Церковь, название которой закрепилось в начале ХХ веке за теми, кто вначале противопоставлял себя живоцерковникам и раскольникам[1], затем перешло на последователей митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), объединяло разных людей, основной идеологической платформой которых было неприятие политики государства направленной на разрушение Церкви, насилие над свободой человека исповедующего религию, и на тенденцию подчинения Церкви безбожному государству. Как утверждает М. В. Шкаровский, «именно владыка Иосиф ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 г. в одном из своих писем[2], отметив, что такое название имеет Церковь свободная от государственного насилия. Идеологической основой движения «иосифлян», ставших затем называться приверженцами ИПЦ, было неприятие курса митрополита Сергия, который выступая за легализацию отношений с государством, по мнению некоторых архиереев, священства и мирян, «допустил вмешательство гражданских властей» в дела и прямое порабощение Церкви[3]. Временный Священный Синод, возглавляемый заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием указом от 6 августа 1929 года фактически приравнивал последователей ИПЦ к обновленцам и григорианам, объявляя недействительными совершенные ими таинства и указывая принимать вернувшихся через Миропомазание[4]. Как указывает Шкаровский, сами иосифляне себя раскольниками не считали и действительно ими не были, т.к. не пытались создать параллельную Церковь, считали главой Русской Православной Церкви Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не создавали особенных обрядов. Главной их, стратегической целью было привлечение большего количества сторонников в Высшее церковное управление, и возглавление его[5]. По мнению митрополита Иоанна (Снычева), который свидетельствовал о массовости иосифлянского движения «непоминающих» «многие их тех пастырей, которые в годы борьбы с обновленчеством показали себя стойкими борцами за чистоту православия, выступили против митрополита Сергия». По мнению владыки Иоанна, митрополит Сергий и возглавляемый им Синод допустили серьезную тактическую ошибку, т.к., большинство верующих было неподготовлено к новому курсу Русской Церкви на сближение с государством, осуществляющим антирелигиозную политику[6]. Однако, исходя из открытых, на данный момент, материалов, свидетельствующих о беспрецедентном нажиме на митрополита со стороны, в том числе и карательных органов, следует сказать, что вряд ли митрополиту Сергию было дано время на подготовку паствы к принятию как Декларации, так и курса направленного на легализацию Церкви в СССР, отраженного затем в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: