19 января 2022. Богоявление Господне

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image002

12 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника  Крещения Господня). В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям. При поздравлении обычно  родившегося Богомладенца  песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.

Богоявленский собор костромского Богоявленско-Анастастасиина монастыря. Фото 2010 г.14 января (по старому стилю 1 января), совершаются сразу три праздника - память Василия Великого, Обрезание Господне (древний еврейский обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод. 19 января Церковь празднует Богоявление Господне, в котором вспоминается и прославляется событие Крещения Господа нашего Иисуса Христа пророком Иоанном, названным за это Крестителем, в водах реки Иордан. Богоявлением этот праздник называется по причине явления при Крещении Христа всех лиц Пресвятой Троицы: Бог Отец свидетельствовал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна, Дух Святой сошел  на Сына в виде голубя. Праздник Богоявления называется еще Днем просвещения и Праздником Светов  в связи с тем, что Господь есть Свет Истинный, пришедший в наш мир просветить людей, находящихся во тьме язычества и духовной смерти (Мф. 4.16). В связи с этим, в древности существовал обычай, накануне Богоявления, в Крещенский Сочельник, совершать крещение над новыми членами Церкви. Особенность праздника Богоявления так же  являются два великих водоосвящения, названных великой агиасмой – святыней.

image003Обычай освящения воды в реках произошел от традиции иерусалимских христиан в день Богоявления ходить на реку Иордан в воспоминание Крещения Господня. От этой традиции и у нас крестный ход на реку имеет наименование «ходом на Иордань» (Иорданью названа вырезанная во льду крестообразная купель).  В современной традиции принято ходить на Иордань и освящать воду в реках после утренней службы в Крещенский Сочельник. Над водой, при водоосвящении, произносятся молитвы, в воду трижды погружается  крест. После освящения воды в храме, люди эту освященную святыню несут в свои дома. Кропят святой водой все помещения своего жилища и предметы в нем. Хранят набранную в праздник  воду весь год у святых икон  и понемногу пьют ее натощак каждый день, вкушая при этом частичку  просфоры (церковный хлеб), или кусочек артоса (освященный на Пасху хлеб). Обряд освящения воды совершается так же и в день праздника Богоявления. Гадание накануне Крещения считается великим грехом. Крещенский Сочельник – постный день. Существует обычай купаться в Иордани (проруби), после освящения воды. Но этот обычай не носит какого-либо священнодействия и не является обязательным. Нельзя требовать от Бога чуда и совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. В этот день престольный праздник Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора г. Костромы (1426 г.), в п. Красное на Волге, в с. Ковалево, Нерехтского р-на.

Богоявленский собор Костромского кремля. Фото 1910г.В день Богоявления с особым благоговением отмечают престольный праздник Богоявленского монастыря (1426г.), основателем и строителем которого был преподобный старец Никита Костромской, ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского. Мощи преподобного Никиты пребывают в нижнем храме обители. Своему благолепию монастырь обязан молитвам своих подвижников благочестия и боярским родам Салтыковых, Вяземских, Хованских Кафтыревых. В нем пребывают две чудотворные иконы Божией Матери – Феодоровская (в соборе) и Смоленская (в Смоленской церкви монастыря). Монастырь неоднократно его посещали представители правящего царского дома Романовых – от Михаила Федоровича до последнего императора - страстотерпца Николая II. Среди лиц, посещавших монастырь на рубеже XIX-XX вв. необходимо отметить святого праведного Иоанна Кронштадского и святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Федоровну. С 2003г. в соборном храме, рядом с киворием Федоровской иконы Божьей Матери, хранятся обретенные мощи преподобного Тимона Надеевского (1788-1840) – ученика и сподвижника преподобного Серафима Саровского. Богоявленский собор монастыря считается кафедральным – главным храмом Костромской митрополии, которая решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 в определена в административных границах Костромской области. Главой митрополии назначен правящий архиерей Костромской и Нерехтской епархии митрополит Ферапонт (Кашин). Решением Синода от 27 декабря путём выделения части территории Костромской епархии в составе Костромской митрополии была образована Галичская епа́рхия. В нее вошли земли районов Костромской области: Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского,  Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского. Епископом Галичским и Макарьевским был избран архимандрит Алексий (Елисеев).

image005image006Костромичи со скорбью вспоминают Богоявления Господня с колокольней в Костромском кремле, воздвигнутый в 1791 году рядом с Успенским собором. В нем находилась усыпальница костромских архиереев (архиепископа Платона (Фивейского+1877), епископа Игнатия (Рождественского+1883), Виссариона (Нечаева+1905)). В начале 1929 года оба соборных храма подверглись закрытию, в июле 1934 года серия взрывов превратила оба соборных храма в руины. К осени, направленным взрывом была уничтожена колокольня. В настоящее время ведутся работы по восстановлению Богоявленского собора и колокольни.

image007

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Святой Преподобный Геннадий Чудотворец Костромской и Любимоградский, Спасо-Геннадиев монастырь - в фольклоре, семейных историях и устном народном творчестве жителей окрестностей Геннадиева монастыря

Братие, любите друг друга!
(слова на свитке в руках прп.Геннадия, на
каноническом его изображении на иконе)      

Для начала – краткое объяснение, почему я на протяжении многих лет собираю все, что связано со св. преподобнымГеннадием Костромским и Любимоградским.

Подробнее...

Статьи

Экзорцизм.

Этим термином называют обряд изгнания нечистых духов. В простонародье он называется отчиткой. В Церкви он совершается над каждым при оглашении в Таинстве Крещения в чтении специальных молитв и троекратном отречении от сатаны. Экзорцизм имел место в первые века христианства в силу особых дарований, посылаемых в этот период становления Церкви.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: