6 декабря. Память святого благоверного великого князя Александра Невского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0016 декабря Церковь молитвенно чтит память святого благоверного великого князя Александра Невского, прозванного так за победу над шведами в 1240 г. на берегах реки Невы.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого благоверного князя Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой благоверный князь Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От старца-иерарха получил святой благоверный князь Александр первое благословение на ратное служение на защиту Руси.

image003Желая оградить Русь от набегов монголо-татарских орд, он бесстрашно приехал в Орду для переговоров с Батыем, и  отказавшись от поклонения идолам, показал себя истинным исповедником христианской веры. Перед смертью великий князь постригся в схиму (полное отречение от мира, высшая степень монашества), с именем Алексия. Церковь прославила князя в числе святых своих за христианские добродетели, которыми он image005руководствовался в своей жизни. Больные, прикасаясь к раке (сень с мощами святого в виде гроба), его святых мощей (тела) получали исцеления и многие видели, что свеча у гроба благоверного князя сама загоралась от небесного огня. Он небесный покровитель Руси, т. к. много раз, по молитвам, обращенным к нему, подавалась небесная помощь русскому воинству в защите от захватчиков.

Гораздо важнее его духовные подвиги. Ведь свои главные военные победы он одержал, когда ему не было и 22 лет. А позднее он прославился, скорее, как мудрый правитель, чья деятельность предопределила ход истории на многие столетия вперед.

Благодаря Александру Невскому Руси удалось сохранить свою государственность и самостоятельность, а также православную веру, как духовную опору народа. Ведь в тот тяжелейший, переломный момент русские земли с трудом оправлялись после разорительных набегов татаро-монгол. И Русь могла просто исчезнуть с карты, по кусочкам перейти под влияние других государств, как произошло в те годы со многими другими народами Восточной Европы.

 В Костроме, в сквере на Молочной горе, на месте установленного в 1967 г. памятника Ивану Сусанину, возвышалась построенная в 1883 г. на средства костромского земства часовня во имя благоверного князя Александра Невского, воздвигнутая в память убитого в 1881 г. террористами императора Александра II. Князь был небесным покровителем императора. В июне 1924 г. часовня была разобрана.

image00713 мая исполнилось 800 лет со дня рождения (1221-2021) святого благоверного князя Александра Невского, одного из самых почитаемых святых на Руси. При жизни этот поистине великий человек, в разные годы носивший титулы князя Новгородского, Киевского, а потом великого князя Владимирского, был не только мудрым правителем, но и незаурядным мыслителем, философом, политиком и дипломатом, а также выдающимся стратегом, воином и героем. При этом он дал современникам такие уроки духовности и веры, что после смерти был причислен к лику святых и стал опорой для всей православной Руси.

image009 7 декабря совершается память святой великомученицы Екатерины, почитаемой всем православным миром. Будучи дочерью правителя Александрии Египетской, получив прекрасное образование, она отличалась сочетанием красоты тела и ума, твердостью веры. Ярким подтверждением этому служит то, что перед своей мученической кончиной в ученой беседе она одержала верх над пятьюдесятью мудрейшими философами и обратила их в христианство. Пострадала и  претерпела мученическую кончину при императоре Максимине (305-313). После кончины ангелы по преданию перенесли мощи Екатерины на вершину горы Синай. Спустя триста лет монахи поднялись туда, нашли мощи, узнали по кольцу на руке, что это Екатерина, и принесли их в монастырь, который стал носить ее имя. В монастыре святой Екатерины Иерусалимской православной церкви хранятся они до сих пор. Частицы мощей ее разбросаны по всему миру. Одна из них хранится в Царском селе в Екатеринодарском соборе. Источник: Pravlife.ru / https://pravlife.ru/svyataya-ekaterina/

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Екатерины Александрийской кратеру на видимой стороне Луны.

Монастырь cвятой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире, основан в IV веке в центре Синайского полуострова. Среди игуменов монастыря наиболее известен преподобный Иоанн Лествичник. Первоначально именовался монастырём Преображения или Неопалимой Купины. После обретения мощей святой Екатерины и распространения её почитания, монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.

image011В Костроме, правый предел  Воскресенской церкви на Нижней Дебре, именуется Екатерининским.  1627-1629 гг. "[В посаде на Дебре] церковь древена, верх шатровой, Воскресение Христово да вверху предел Христовы мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древена клецки, Козмы и Домьяна, да придел Христова мученика Еоргия страстотерпца, а в церквах образы, и свечи, и книги, и ризы, и на колоколнице колокола, и всякое церковное строенье мирское приходных людей, а церковных служебников поп Андрей, да дьякон Логин, да пономарь Сидорка, а церковной земли и с кладбищем в длину 78 сажен, поперег 50 сажен, да в длину ж по улице 60 сажен...".  Церковь Воскресения на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы.

image013Даты строительства каменной Воскресенской церкви на Дебре в разных источниках разнятся. Обычно пишут - "до 1652 года". За нижнюю границу временного интервала, когда мог возводиться храм Воскресения Христова, берётся 1630 год (из "Переписных книг"). Верхняя граница тоже берётся из дореволюционной описи церкви, в которой упоминается серебряный крест с надписью: "Лета 7153 (1645)... положен сей крест по рабе Божие Кирилле в дом боголепнаго Воскресения Христова". Таким образом, получается, что Воскресенская церковь на Дебре строилась между 1630 и 1645 годами. Названный в этой посвятительной надписи Кирилл Григорьевич Исаков сыграл ключевую роль в истории строительства храма. Он происходил из известного московского купеческого рода Морозовых; в документах 1627 года значится как член Гостиной сотни - привилегированного купеческого сословия; в 1632 году перебрался в Кострому, где завёл крупную торговлю кожами. Популярная легенда рассказывает, что однажды Исаков заказал в Англии несколько бочек краски, а получив их, был несказанно удивлён тем, что одна из этих бочек оказалась доверху наполнена золотом. Благочестивый купец решил не искушать судьбу и назначил золото на богоугодной дело - строительство каменного храма. До окончания работ Исаков не дожил - его похоронили в подклете новой церкви, ещё не освящённой. Посвящение храма осталось прежним (как и у его деревянных предшественников); кроме того, было устроено два придела: с севера - во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в диаконнике (южной части алтаря) - во имя великомученицы Екатерины. Посвящения приделов, очевидно, совершались во исполнение воли заказчика: отца Кирилла Исакова звали Григорием, а мать - Екатериной.

В советское время храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. В 1946 году, на волне потепления отношений между властями и Церковью, Воскресенский храм вернули верующим. Первая встреча прихожан с храмом была печальной - в нём царила мерзость запустения: отсутствовали полы, стёкла в окнах, иконы в иконостасе... Но энтузиазма хватало, и довольно быстро в церкви навели порядок - 28 июля 1946 года епископ Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) освятил храм. При этом была произведена некоторая реорганизация храмового пространства - Екатерининский придел переместили из диаконника в южное крыло галереи, опоясывающей церковь.

В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным собором. В это время здесь хранилась самая древняя и почитаемая икона Костромы - чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, которой благославляли на царство Михаила Романова. Сейчас эта икона в Богоявленском монастыре.

image015Он был устроен в южной галерее храма в 1946 г. Там находится древний, начало 17 в., образ великомученицы Екатерины. Изначально предел находился в диаконнике главного алтаря за иконостасом.  К помощи святой великомученицы обращаются при трудных родах.

Тропарь, глас 4

image017Доброде́тельми, я́ко луча́ми со́лнечными,/ просвети́ла еси́ неве́рныя мудрецы́./ И, я́коже пресве́тлая луна́ ходя́щим в нощи́,/ нев'ерия тьму́ отгна́ла еси́/ и цари́цу уве́рила еси́,/ вку́пе же и мучи́теля обличи́ла еси́,/ Богозва́нная неве́сто, блаже́нная Екатери́но,/ жела́нием востекла́ еси́ в Небе́сный черто́г / к прекра́сному Жениху́, Христу́,/ и от Него́ ца́рским венце́м венча́лася еси́:/ Ему́же, со А́нгелы предстоя́щи,/ за ны моли́ся,// творя́щия пречестну́ю па́мять твою́.

Ин тропарь (греческий), глас 5

Всехва́льную неве́сту Христо́ву воспое́м,/ Екатери́ну боже́ственную/ и градоде́ржицу горы́ Сина́йския,/ по́мощь на́шу и заступле́ние:/ я́ко сла́вно загради́ вити́йства нечести́вых мече́м ду́ха:/ и ны́не, я́ко му́ченица венча́вшися,// про́сит всем ве́лию ми́лость.

Ин кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Вити́йствующи днесь, Екатери́на му́ченица/ и вити́ям обличи́ умовре́дную е́ресь,/ А́нгел бо с Небесе́ к той прии́де,/ си́лу от Вы́шняго принесе́,/ ю́же прие́мши, му́жески рече́:// Христо́с есть му́чеником похвала́.

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:)

Ли́к честны́й Боже́ственне, мучениколю́бцы, воздви́гните ны́не,/ почита́юще всему́друю Екатери́ну,/ сия́ бо в три́знищи Христа́ пропове́да и зми́я попра́,// ри́торов ра́зумы укроти́вши.

Весной-летом 1767 года Государыня императрица Екатерина II совершала ознакомительную поездку по волжским городам. Специально для этого путешествия в Твери была построена флотилия из 10 парусных и гребных судов. Флагманским судном флотилии была галера «Тверь», по свидетельству современников, — замечательное творение русских судостроителей.

image01914 мая 1767 года флотилия кораблей подплыла к Костроме. Здесь царствующей особе был оказан пышный прием со стороны восторженных костромичей: артиллерийский салют, беспрерывный звон колоколов, иллюминация, триумфальные арки. Все это произвело на неё, по-видимому, неизгладимое впечатление.

Узнав, что «как город сей, так и его уезд не имеют никакого герба», Екатерина II, ещё находясь в путешествии, отправила 15 мая 1767 года (по старому стилю) письмо генерал-прокурору А. А. Вяземскому: «Прикажите в Герольдии сделать городу и уезду костромской герб, коим намерена их пожаловать». Именно галера «Тверь» и легла в основу костромского герба, которому в эти дни исполнилось четверть века.

7 декабря город Екатеринбург торжественно и с годами все активнее отмечает свои именины. А община старообрядческого храма во имя Рожества Христова в Екатеринбурге в этот день отмечает как бы второй престол. Из-за невозможности съезжаться в Екатеринбург в день престольного праздника, на Рождество Христово, вот уже несколько лет кряду собираются здесь верующие со всей округи месяцем раньше, в день памяти святой Екатерины, давшей имя городу.

image021Город был основан в 1723 году, как столица горнозаводского края. Имя городу дано в честь Екатерины Первой. Во время правления Екатерины II через город проложили главную дорогу Российской империи — Сибирский тракт. Екатеринбург стал городом-ключом к бескрайней и богатой Сибири, «окном в Азию», подобно тому, как Петербург был российским «окном в Европу».

Сегодня Екатеринбург — четвёртый по численности населения (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска) город в России.

10 декабря  почитается чудотворная икона Божьей Матери именуемая «Знамение». Особое почитание этой иконы пошло от чудесной защиты великого Новгорода происшедшего от иконы Богородицы, поставленной на городской стене. Благодаря только предстательству Богородицы, через ее чудотворную икону, были спасены люди и город от врагов в 1170 г. В честь иконы Божьей Матери «Знамение», в 18 в., в Костроме, рядом с Воскресенской летней церковью, была сооружена зимняя церковь с многоярусной колокольней. В 30-х г-х XX в.  в ней были прекращены богослужения. В настоящее время  эта церковь находится в руинах. Мы можем только наблюдать вновь возведенную в 2001 г.  тщанием архиепископа Костромского и Галичского Александра колокольню этой церкви. Знаменский храм является главным храмом одноименной монашеской общины, временно располагающейся в помещениях детского садика на ул. Осыпной на Нижней Дебре.

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Сарментов Василий Ефимович (1872-1937)

Родился 28 октября 1872 года в с. Пружинино Нерхтского уезда Костромской губернии, в семье диакона (по некоторым данным в с. Кувакино, Нерехтского уезда Костр. губ.). Окончил Духовную Семинарию в 1896г. и вскоре после этого обвенчался с Ольгой Владимировной Чистяковой (1875г.р.), уроженкой г. Кинешмы, окончившей Костромскую женскую гимназию.

Подробнее...

Статьи

Книга «…Я возжелал заповедей Твоих»

Под редакцией доктора исторических наук, профессора Ивановского института управления А. А. Федотова в Иваново вышла книга «…Я  возжелал  заповедей  Твоих», посвященная памяти архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова, +08.11.2016 г.). В книгу вошли воспоминания людей, которым был дорог почивший архипастырь,  биографический очерк о нем, статья, посвященная его архиерейскому служению, фотоматериалы и док-ты.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

Скачать книгу (pdf)

Православный календарь на сегодня: