10 ноября. День упокоения святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00110 ноября Церковь чтит день упокоения одного из великих своих святителей – святителя Димитрия, митрополита Ростовского, церковного писателя, яркого проповедника, духовного подвижника.

 Память святителя Димитрия совершается по строму стилю  21 сентября (4 октября) — обретение мощей, 28 октября (10 ноября) — преставление, 23 мая (5 июня) - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (10 июня) - в Соборе Сибирских святых).

image002Сын казака, он был родом из города Макарова, близ Киева. Получил образование в Киевской духовной академии, принял монашество и вскоре прославился как великий проповедник.

Святитель Димитрий Ростовский (молитву ему возносят во время уныния и болезней) побывал во множестве монастырей. Его душа тяготела к одиночеству, жизни затворнической, но вышестоящее руководство видело в молодом монахе смиренного и доброго пастыря. Его неоднократно назначали на должность игумена, сам же святитель всячески избегал этого.

Для того чтобы читатели могли убедиться в многочисленности монастырей, мы приводим их список:

  1. Братский Преображенский монастырь.
  2. Крутицкая Николаевская обитель.
  3. Максаковский монастырь.
  4. Батуринский Крутицкий монастырь.
  5. Киево-Печерская лавра.
  6. Батуринский Николаевский монастырь
  1. Елецкая Черниговская обитель.
  2. Глуховская обитель.
  3. Новгородский монастырь Всемилостивого Спаса.
  4. Спасо-Яковлевский монастырь, где святитель закончил свой земной путь.

image003Во внимание к его благочестивой жизни, талантам проповедника и духовного писателя, которыми он прославлял Бога в 1701г. он был поставлен митрополитом Тобольским, но  по болезни остался в Москве и вскоре занял освободившуюся кафедру митрополита Ростовского.

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Иаковлевской церкви Спасо-Иаковского Ростовского м-ря. Фото 2007 г.

Он был истинным пастырем для людей и духовенства, показывая, прежде всего примером своей жизни степень высокой духовности и ревностного служения Богу. Сознавая необходимость образования для духовенства, трудами святителя,  при архиерейском доме, было создано училище для детей священнослужителей. Училище было предметом его особого внимания. Он сам принимал непосредственное участие в обучении и нравственном воспитании учащихся. Жизнь святителя Димитрия была наполнена подвигами поста, молитвы и милосердия. Пищу он принимал простую и в малом количестве, в Великий пост, в первую и Страстную неделю ел лишь один раз.

 Для всех он был доступен, ко всем ласков и снисходителен. Святитель часто и много молился и советовал всем постоянно помнить о своем смертном часе.

image005Его милосердие к нищим, вдовам и сиротам было безгранично: в помощи он не отказывал никому. Сам же, он довольствовался лишь только необходимым.

10 ноября 1709г. он мирно скончался стоя коленопреклоненно на молитве и был погребен в Спасо-Яковлевском монастыре, находящемся неподалеку от Ростова. Его мощи находятся там и  сейчас. Прошло 42 года после его погребения, 4 октября 1757г., в связи с починкой пола в Зачатьевской церкви,  над его могилой, его мощи были найдены нетленными. Множество чудесных исцелений происходили от молитв при гробе святителя: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись. В этом же году он был причислен к лику святых.

Вместе с останками других Ростовских святых мощи св. Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей. В 1930 г. они были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Иаковлевском мон-ре, мощи Д. были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя свт. Иакова Ростовского.image006

А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»: «С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».

image007При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.

Главным трудом святителя был труд по написанию Четьи-Миней – житий святых на каждый день года. Этому великому труду он посвятил 20 лет своей жизни. 20 лет он не только составлял, находил в списках и рукописях жития святых, и с молитвой обращался к ним. Они сами открывались ему в таинственных сновидениях, свидетельствуя тем самым его близость к миру духовному, так как мысль его была исполнена образами святых, им описываемых. Так, явился ему в сонном видении святой мученик Орест, который сказал, указывая: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». Второе место в его творениях занимают проповеди, которые отличаются задушевностью и замечательно изящным церковно-славянским языком. А так же книги: «Вопросы и ответы о вере», «Зерцало православного исповедания», «Рассуждения об образе Божием в человеке».image008

Для того, чтобы понять, в чем состояла главная заслуга святителя Димитрия Ростовского надо немного представлять себе историю русской духовной литературы. До него в церкви обычно использовались Четьи Минеи митрополита Московского Макария. Они были менее полными, и главное – написаны они были на церковно-славянском языке с использованием старинной image009лексики. Вот почему Киевский митрополит Петр, благословляя игумена Димитрия на труд составления новых Миней, хотел, чтобы они были написаны так, чтобы их могли читать не только священнослужители, но и миряне.

Для дополнения уже известных сведений о святых Димитрий Ростовский использовал множество новых источников: русские прологи и патерики, а также греческие книги, выписанные со Святой Горы (особенно – Симона Метафраста, много потрудившегося над житиями святых в X веке).

Писать же святитель Димитрий старался так, как хороший иконописец пишет икону: чтобы был виден лик, духовный образ святого. Интересны были и собранные им факты, малоизвестные прежде, но, благодаря его произведениям, доступному языку, со страниц его труда поднимались, как живые, исполненные духом апостолы и великие святители Церкви, прославившие Бога крепостью своей веры мученики и подражавшие жизнью Христу преподобные, смиренные праведники и неустрашимые пророки.

image010Оставшиеся после Димитрия его сочинения и проповеди рисуют современное ему состояние духовенства  и народа Церкви очень печальным. «Оле окаянному времени нашему, – восклицает Димитрий в одном из своих поучений, – яко отнюдь пренебрежено то сеяние, – весьма оставися слово Божие, – и не вем, кого первее окаевати требе, сеятелей или землю, – иереев ли, или сердца человеческия, или обое то купно? Вкупе непотребни быша, несть творяй благостыню, несть до единаго. Сеятель не сеет, а земля не приемлет; иереи небрегут, а людие заблуждают; иереи не учат, а людие невежествуют; иереи слова Божия не проповедают, а людие не слушают, ниже слушати хотят. От обою страну худо: иереи глупы, а люди неразумнии».

При св. Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично, в частности, Троицкий храм (1708) в ростовском Троице-Борском мон-ре, возведенный при покровительстве П. Нарышкиной и Петра I, и Никольскую ц. (1709) в с. Угодичи, принадлежавшем гр. Мусину-Пушкину (Мельник А. Г. Церковь Троицы на Бору 1708 г. // ПКНО, 1998. М., 1999. С. 500-503; он же. Никольская церковь села Угодичи близ Ростова Великого // Там же, 2000. М., 2001. С. 529-535).

По завещанию св. Димитрия оставшиеся черновики его сочинений были положены в его гроб. При вскрытии гробницы в 1752 г. они оказались истлевшими, поэтому автографов святителя до нашего времени дошло немного - это в основном личные письма, подписи на документах, черновые материалы, правка в рукописях, пометы на печатных изданиях из его б-ки. Рукописи и книги Д. по распоряжению митр. Стефана были переданы в Патриаршую б-ку, их перечень составил казначей Ростовского архиерейского дома иером. Филарет (Преставление св. Димитрия, митр. Ростовского, и опись оставшегося после него имущества // Москвитянин. 1855. № 21/22. С. 71-86).

Бибилиотека св. Димитрия насчитывала 528 рукописей и изданий. В наст. время книги из нее находятся в основном в РГАДА, несколько книг есть в Музее книги РГБ, одна - в БАН. Большинство сохранившихся прижизненных рукописей Д. сосредоточено в ГИМ и РГАДА, они есть также в РГИА, РНБ, БАН, НБУВ ИР, в б-ке РЯАХМЗ, в ЯИАМЗ, в б-ках Углича, Владимира, Н. Новгорода, Иркутска.

Святитель Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»), проповедей, драм, стихов и песен, попавших, в частности, в Богогласник. Академик Д. С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух — «Рождественская драма» (т. н. «Ростовское действо») (поставлена впервые 24 декабря 1704 года и продолжает исполняться до сих пор) и «Успенская драма» (написана на Украине в конце XVII века для исполнения монахами и писцами в монастыре) — сохранились до наших дней.

Известен архиерейский герб Д.- «огненное сердце» в барочном картуше, с архиерейскими атрибутами (Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 372). Святитель использовал его наряду с семейным гербом Савичей).

image011Святителю Димитрию молятся и просят помощи в грудных болезнях.

Иконы с его изображением находятся во многих костромских храмах. Так, на паперти Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора, на стене находится икона святителя Димитрия в архиерейском облачении.

В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная Крепость святого Димитрия Ростовского, развившаяся впоследствии в г. Ростов-на-Дону.

В 1999 году в Ростове-на-Дону перед Собором Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральным собором Ростовской и Новочеркасской епархии, установлен памятник Димитрию Ростовскому.

Возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором жизненного пути окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль».

По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.

Свт. Димитрию молятся об успехе в христианской проповеди и просвещении, об избавлении от расколов и ересей, о помощи в бедности, о заступлении вдов и сирот, об исцелении от грудных болезней.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия ревни́телю, и раско́ла искорени́телию,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую,/ и чре́з Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю́ же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия,/ то́й бо все́м вся́ написа́, я́же к наставле́нию,/ да все́х приобря́щет, я́коже Па́вел, Христу́,// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Молитва

image012О, преблаже́нне святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки Ангел предстои́ши: умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие, и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от ще́драго Бо́га, но во сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия Лица́ неизрече́нную добро́ту; Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рныя укрепи́, заблужда́ющия обрати́, и всем да́руй вся, ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жию крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, О́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому

Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Дими́трие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего.

Труды

  • Четьи Минеи (Жития святых).
  • Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского в 5-ти частях. СПб, изд. Сойкина.
  • Алфавит духовный. М., 1898.
  • Внутрен. человек в клети сердца своего уединен, поучающийся и молящийся тайно.
  • Духовное врачество против хульных помыслов.
  • Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих.
  • Утешение человеку в скорби, беде и гонении.
  • Зерцало православного исповедания.
  • Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося.
  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати.
  • О исповедании грехов и св. причащении.
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало.
  • Плач на погребение Христово.
  • Пять стихословий.
  • Розыск о раскольнической Брынской вере.
  • Похвальное слово (на годичное поминовение архим. Киево-Печерского м-ря Иннокентия Гизель.
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении.
  • Краткие богомысленные размышления.
  • Руно орошенное.
  • Творения: В 3 томах. М.: Братство св. Игнатия Ставропольского, 2005.

Литература

  • Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910.
  • Он же Прославление памяти мощей св. Димитрия Ростовского. СПб, 1910.
  • Шляпкин Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб, 1891.
  • Скворцов Д.И. Святитель Димитрий, митр. Ростовский (очерк жизни и деят. свят.). Тула, 1909.
  • Титов Ф.И. Св. Димитрий, митр. Ростовский, бывший ученик К. Д. А. (1651-1709). Киев, 1909.
  • Преображенский Св. Димитрий Ростовский как проповедник. Казань, 1909.
  • Скворцов Г.И. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 337-339.
  • Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860, с. 25, 41, 46, 50-56, прил. с. 25.
  • Толстой М. Рассказы из истории Р. Ц. М., 1901, с. 606-613, 614 прим. 45.
  • Титов Л.Л. Кресль Ростова Великого. М., с. 36-42.
  • Поселянин Е. Св. Димитрий Ростовский и его творения (Рус. палом., 1909, № 15, с. 238-239; № 16, с. 255-257; № 7, с. 268-270).
  • Майя Кончина св. Димитрия Ростовского (Рус. палом., 1909, № 43, с. 681-682).
  • Тарасов В. Посланник Неба (к 21 сентября - дню памяти св. Димитрия Ростовского) - о видении муч. св. Ореста. (Рус. палом., 1909, № 38, с. 602).
  • Сементовский Н. Киев, его святыни, древности и достопам. Киев, СПб, 1881, с. 244.
  • Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 1365-1366; кн. IV, с. 22-25; кн. V, с. 1126.
  • Нечаев В. Св. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849.
  • Протопопов Д. Жития святых. М., 1885, сентябрь, с. 332-349.
  • Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую. 3-е изд. СПб, 1903, т. III, c. 177-192.
  • Державин А.М. Четьи-Минеи свят. Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник (магистерская диссертация).
  • Маккавейский Н. Св. Димитрий, как пастырь и настоятель. Киев, 1910ю
  • Титов А. Проповеди св. Димитрия, митр. Ростовского на украинском яз.
  • Добровольский П. Чернигов. Елецкий Успен. м-рь (истор. опис. Чернигова), с. 13, 59, 60.
  • Поселянин Е. Русская церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 35-53 с портретом.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич - памятник худ. старины. М., 1913, с. 36-37.
  • Денисов, с. 903, 922-925.
  • Булгаков, с. 1415, 1418.
  • Строев П., с. 318, 333.
  • Летопись Е. А., с. 688, 690.
  • Записки историко-филологич. факультета имп. СПб университета, т. XXIV.
  • Минуты пастырского досуга Гермогена, еп. Ладожского, ныне Таврич. и Симфероп. СПб, т. II, с. 129, 139, 140, 142, 147.
  • Старч. советы подв. благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, с. 366, 456, 458, 459, 524.
  • Обозрение епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 171.
  • Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 25, 26.
  • Труды К. Д. А., 1873, март, с. 164.
  • Странник, 1872, сентябрь, с. 190-202.
  • Рус. палом., 1889, № 28, с. 331-334; № 29, с. 348-349.
  • -"- 1909, № 15, с. 241; № 38, с. 602; № 40, с. 643; № 3, с. 684.
  • -"- 1912, № 1, с. 14.
  • -"- 1913, № 37, с. 577, 585, 590-591.
  • -"- 1914, № 48, с. 768, 776.
  • Прав. собес., 1858, февраль, с. 295.
  • -"- 1907, ноябрь, с. 698.
  • -"- 1909, декабрь, с. 519-526, 725-766.
  • -"- 1912, декабрь, с. 847.
  • Изв. Казан. еп., 1869, № 20, с. 605.
  • -"- 1882, № 7, с. 151.
  • Церков. вестн., 1891, № 12, с. 189; № 13, с. 198; № 33, с. 517; № 34, с. 532.
  • -"- 1910, № 5, с. 153, 154; № 7, с. 222.
  • Приб. к Ц. В., 1891, № 46, с. 1654.
  • -"- 1907, № 38, с. 1615-1621.
  • Истор. вестн., 1882, август, с. 447.
  • -"- 1884, декабрь, с. 560 п/с. I, с. 809, 810.
  • -"- 1885, октябрь, с. 88.
  • -"- 1888, февраль, с. 242, 425, 426, 428, 432.
  • -"- 1889, август, с. 368.
  • -"- 1891, июль, с. 194.
  • -"- 1894, май, с. 551.
  • -"- 1906, январь, с. 304.
  • -"- 1908, октябрь, с. 238.
  • Рус. старина, 1872, сентябрь, с. 292-293.
  • -"- 1876, апрель, с. 723.
  • -"- 1880, сентябрь, с. 153.
  • -"- 1887, июль, с. 1, 3.
  • -"- 1888, ноябрь, с. 523.
  • -"- 1910, август, с. 203-219.
  • Рус. архив, 1871, № 11, с. 1953.
  • -"- 1872, № 2, с. 441.
  • -"- 1895, кн. 1-я, № 4, с. 478, п/с. 2.
  • -"- 1900, кн. 1-я, № 1, с. 160.
  • -"- 1901, кн. 1-я, № 3, с. 356-358.
  • -"- 1903, кн. 2-я, № 5, с. 90.
  • -"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 60.
  • Ж. М. П., 1947, № 6, с. 26-40.
  • -"- 1954, № 4, с. 75.
  • -"- 1955, № 9, с. 28-32.
  • -"- 1959, № 2, с. 64-73; № 12, с. 9-10.
  • Н. Д., с. 24, 53.
  • БЭЛ, т. IV, с. 1038.
  • БЭС, т. I, с. 733-735.
  • БЭЮ, т. 8, с. 467; т. 15, с. 119.
  • РБС, т. VI, с. 389-394.

Использованные материалы

  1. Будущий святитель Димитрий Ростовский, в отрочестве Даниил, родился в 1651 году, в семье сотника Саввы Туптало. Отрок оказался более склонен к учению, чем к воинской службе. После достижения совершеннолетия ушел в Киевский Кириллов монастырь, где принял постриг с именем Димитрий. Вскоре отец последовал за сыном и так­же принял монашество. 
  2. В 18 лет Даниил стал иноком, в 21 — монахом, в 25 лет — иеромонахом.В возрасте 50 лет он был хиротонисан во епископа и указом Петра I сразу возведен на митрополичью кафедру.
  3. Современники вспоминали о святителе Димитрии как о строгом постнике.Подражая царю Давиду, он часто подолгу молился, лежа крестообразно на земле. Святитель устраивал трапезы для нуждающихся, открывал школы, противостоял несправедливым поборам с духовенства и не боялся критиковать церковные нововведения Петра I. 
  4. Помимо «Житий святых» святитель Димитрий оставил после себя множество поучений, проповедей, церковных произведений. Пьесы Димитрия Ростов­ского «Рождественская драма» («Ростовское действо») и «Успенская драма» сохранились и исполняются по сей день.
  5. В духовном завещании митрополит Димитрий писал:«С той поры, как принял я святой иноческий образ и обещал Богу хранить добровольную нищету, не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое нас­ледство было раздаваемо».
  6. В знак почтения усопшего митрополита положили в деревянный гроб, устланный черновиками его незаконченных произведений и, согласно завещанию покойного, погребли в Яковлевском монастыре Ростова. На погребении присутствовал местоблюститель патриаршего престола, сподвижник Петра I митрополит Стефан Яворский. Свя­титель Димитрий и мит­рополит Стефан дали друг другу обещание, что, когда один из них умрет, другой его похоронит.
  7. В 1752 году осел чугунный пол собора. В ходе ремонта открылся деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Ростовский митрополит, будущий святитель Арсений (Мацеевич), освидетельствовал останки святителя. Через 5 лет состоялась канонизация.
    image013

На заставке фрагмент: Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825). Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825. Медь, масло. 130 x 100 см. Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Ростов, Ярославская обл.

Парамифия (21 января / 3 февраля) - по греч. Увещание - один из самых почитаемых на Святой Горе Афон образов Пресвятой Богородицы. В России эта чудотворная икона известна под другими именами (Отрада и Утешение и Ватопедская), хотя на Афоне и в Греции они практически не используются. Есть некоторое расхождение у греческих и русских авторов и относительно происхождения иконы, в связи с чем мы попытаемся восстановить историю этого чудотворного образа, ориентируясь на наиболее авторитетные и достоверные источники из библиотеки самой Ватопедской обители.

Икона Парамифия – фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).

В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.

Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Неоткрывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. image014Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители...»
image015По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.

Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.

В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии».

Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.
С иконой «Парамифия» связана жизнь преподобного Неофита Ватопедского, который был «просмонарием»1 этого чудотворного образа.
Однажды Неофит по направлению игумена отправился по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Но там он тяжко заболел и чувствуя приближение кончины, стал слёзно молить Пречистую, чтобы Она сподобила его умереть в родной обители. Тотчас он услышал голос Божией Матери: «Неофит, ступай в свой монастырь и через год будь готов».

Неофит вернулся в обитель, и через год, причастившись как-то раз Пречистых Тайн и поднимаясь по лестнице перед параклисом Божией Матери Парамифия, он услышал Её голос: «Неофит, время твоего отшествия настало». Придя в свою келью, преподобный почувствовал недомогание и, получив прощение от всей братии, отошёл ко Господу.

В Москве есть и храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле.
Списки чудотворного образа есть в Санкт-Петербурге в Казанском соборе Новодевичьего монастыря и в Белоруссии в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре (точная копия).

Храмы и монастыри

Документы Государственного архива Ярославской области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

Документы Государственного архива Ярославской  области по истории домовых церквей Ярославской епархии XIX –нач. ХХ вв.

О.А.Кострикина

В работе на основе архивных документов составлена краткая справка по домовым церквям. Рассказывается о храмостроителях и благотворителях; источниках доходов храмов, размерах церковного и причтового капитала,  численности прихожан.

Подробнее...

Святые и Святыни

Протоиерей Магер Василий Устинович (1883- 1960)

Родился 14 января 1883г., в м. Крево, Ошмянского уезда, Виленской губернии, царства Польского, Российской империи в крестьянской семье. После Октябрьского переворота 1917г. Василию Магеру с женой и двумя детьми пришлось оставить все имущество и эвакуироваться в Красноярск.

Подробнее...

Статьи

Проблема «кадрового голода» в Русской Православной Церкви и ее разрешение с 1958 по 1988 гг. и (по материалам Костромской епархии).

Аннотация. В результате хрущевского наступления на Церковь в конце 50-х гг. ХХ века властью была поставлена задача ликвидации Церкви как института. Одним из решений этой задачи было создание дефицита кадров, при котором, власти бы имели повод к закрытию «нерентабельных» приходов, не имеющих священников. Вопреки создавшейся обстановке и благодаря последовательно проводимой епархиальными архиереями стратегии по укреплению дисциплины и формированию кадров с ориентиром на образованных, морально безупречных и глубоко верующих священников, планы по резкому сокращению числа священнослужителей были свернуты. К 80-м гг. Церковью был выстроен диалог с властью, заинтересованной в поддержке ее миротворческой и патриотической деятельности, что после юбилея 1000-летия Крещения Руси, праздника не только церковного, но в статусе церковно-государственных торжеств, позволило говорить о церковном возрождении, и как знак времени – решении кадрового вопроса.

Ключевые слова: Епархия, духовенство, образование, епископ, кадры, приход, община.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: