17 сентября 2021. Второе обретение и перенесение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image00117 сентября по новому стилю Русская Православная Церковь празднует второе обретение и перенесение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского. Родился будущий святитель 8 ноября 1623 года в семье потомственного священника. Половину жизни Митрофан Воронежский прожил как и его отец: женился, служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, растил сына Иоанна. Для своего прихода священник был благочестивым и самоотверженным пастырем, готовым душу положить за каждого.

image002Рано овдовев, он оставшуюся жизнь решает посвятить служению Богу и уходит в монастырь, в Золотниковскую пустынь (ныне Ивановская область). Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители. О заслугах святителя и чудотворца узнал сам Патриарх Иоаким (1674-1690) и возвел игумена Митрофана в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре. Там, его заботами был возведен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1677 по поручению Патриарха Иоакима игумен Митрофан обследовал церкви в ветлужских сёлах, а также заменял в храмах Галича и Юрьевца Поволжского уездами старопечатные богослужебные книги на новые. В 1680 году, одновременно с настоятельством в Унженском монастыре, он был назначен десятильником — управляющим Унженской десятиной, в состав которой входили 94 храма.

image003Благоговейная любовь к преподобному Макарию, и уважение к святому Митрофану побудили царя Феодора избрать Унженского игумена во епископа новоучрежденной Воронежской епархии

В 1702 году владыка тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унженского, основателя монастыря. В своем завещании Митрофан писал, что нет у него ни золота, ни денег, чтобы оставить на собственные поминки и «воспоминания души моей грешной». Все средства, которые у него были, он потратил на нищих, на обустройство храма, на государственные нужды.

23 ноября 1703 года святитель скончался. При его погребении присутствовал сам царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал, что не осталось у него такого святого старца. Похоронили святителя и чудотворца Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа.

Мощи святителя оказались нетленными, и, по свидетельству многих, от них происходили чудеса. Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора в Воронеже мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 гг.). Каждый раз было засвидетельствовано нетление тела св. Митрофана. В 1832 году святителя причислили к лику святых. Многие верующие просят, чтобы молитва Митрофану Воронежскому о работе, об исцелении от тяжких болезней, об избавлении от бедности читалась рядом с его нетленными останками. И просьба их не остается без внимания. До сегодняшнего дня молитва Митрофану Воронежскому о сыне помогает верующим людям спасать своих сыновей от вражеских рук.

image004image006Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная Митрофаниевская церковь в Хотьковском монастыре, которую 29 июня 1833 г. освятил митрополит Филарет.

В Москве существуют храм Митрофана Воронежского, построенный в 1895 г. при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Петровском парке.

В Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя святителя, освящённая в 2001 г.

В Петербурге в 1847 г. на территории Тентелевского кладбища была построена церковь Митрофана Воронежского, в связи с чем и само кладбище стало именоваться Митрофаниевским. Этот храм был снесён в 1929 г.

На территории Карелии на берегу Важозера находится Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии, основанная (как скит) в 1904 г. и возрождённая в 2000 г.

В Псковской епархии в селе Лосицы (Плюсское благочиние) в 1856 г. был освящён храм Митрофана Воронежского.

В 2003 г. был построен храм во имя святителя на территории Воронежского института МВД России.

В 2003 г. в Воронеже был установлен памятник святителю Митрофану.

Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе был основан Фонд святителя Митрофана Воронежского.

В Воронеже действует Православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского.

image007

Храмы и монастыри

Очерк по истории Ипатьевского монастыря в XX веке

КАК ЭТО БЫЛО...

Начало XX лека подавало самые радужные перспективы в развитии Ипатьевского монастыря как духовно-исторического центра, церковно-народного музея-храма, осознание его роли в   истории государства и монархии. В нём проходили историко-археологические съезды, на которых присутствовали провинциальные и столичные учёные, искусствоведы, историки, которые собирались для обмена информацией, знакомства с исследованиями в области исторической науки и археологических изысканий. С созданием 3 июня 1912г. в Костроме Церковно-Исторического Общества, было положено основание церковно-исторического музея в стенах Ипатьевского монастыря, в палатах бояр Романовых. Многие из священных предметов находившихся в ризнице монастыря: иконы-складни, кресты, сосуды, памятники древнего шитья, рукописи и старопечатные книги, представляли, безусловно, историческую, и культурную редкость, являлись раритетами, относящимися к ХIV-ХVIвв.

Подробнее...

Святые и Святыни

Священник СМИРНОВ Михаил Васильевич (1878-1942)

Родился 7 ноября 1878 г. в семье священника с. Матвеево Костромская губ., Кологривский уезда (ныне Костромская обл, Парфеньевский р-н) о.Василия Смирнова и матушки Александры Васильевны (урожденной Арсеньевой, дочки священника). В 1898г. по II разряду окончил Костромскую Духовную Семинарию. Запись: "Владеет греческим и латинским языками (читает и пишет)".

Подробнее...

Статьи

Значение подвига Новомучеников и исповедников Российских для современной церковной жизни

Впервые тема канонизации новомучеников и исповедников Российских в Русской Православной Церкви была затронута на Поместном Соборе 1988 года. Пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости их прославления. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения - это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все ХХ столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».[1] По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: