18 июля. Память святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Вслед за памятью святых царственных страстотерпцев – царя Николая II и Августейшего семейства, которая совершалась 17 июля, 18 июля русский народ чтит память великой подвижницы ХХ века святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Елизавета Федоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась 1 ноября 1864 г. в Дармштадте с титулом принцесса Гессен-Дармштадтская. В 1884 году в Придворном соборе Зимнего дворца венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем Романовым, братом российского императора Александра III. Её супруг в 1905 г. был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу.

После гибели мужа Елизавета Федоровна заменила его на посту председателя Императорского Православного Палестинского Общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 годы.

image002image003Великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой.

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы: строго постилась, спала на деревянных досках, тайно носила власяницу и вериги, отводила на сон 2-3 часа в день. Участвовала во всех делах обители как рядовая сестра, подавая пример остальным.

Видя вокруг множество неимущих и требующих защиты детей, в 1892 году Елизавета Федоровна организовала одну из самых известных и масштабных структур — Елизаветинское благотворительное общество. В его состав входили 224 приходских комитета в Москве и 14 уездных комитетов в Московской губернии. Комитеты устраивали ясли и приюты для постоянного или дневного пребывания детей бедных и порочных родителей, а также детей, не имеющих матерей и родственников.

За 25 лет работы общество приняло участие в судьбе свыше 9 тысяч детей, выплатило матерям-вдовам 13 000 пособий на общую сумму 120 000 рублей. На содержание яслей и приютов за годы своего существования общество израсходовало свыше 1 000 000 рублей. Ежегодно в приюте устраивались елки с подарками от Великой княгини. Дети посещали театры, музеи, зоопарк. Его воспитанники смогли получить образование, профессию, начать самостоятельную жизнь.

Судя по документам, Комитет Елизаветы Федоровны так или иначе оказал помощь 875 тыс. обратившихся в него, в опекаемых им приютах проживало 45 тыс. детей воинов, в том числе 30 тыс. ясельного возраста. Остро нуждающимся было выдано почти 8 млн бесплатных обедов, в арендованных обществом квартирах размещалось и получало пособие 25 тыс. лиц, чьи родственники были призваны в действующую армию. Бесплатно или по льготной цене выдано топлива для обеспечения почти 90 тыс. семей воинов, а денежные пособия получило около 341,5 тыс. семей.

В Костроме Дамский комитет РОКК был создан при Богоявленском Анастасьинском женском монастыре. В отчете о деятельности Костромского дамского комитета общества Красного Креста за 1880 год читаем:

«В истекшем 1880 году участие Костромского дамского комитета в деятельности общества Красного Креста выразилось: (взносами членов в количестве 404 рублей), годичною платою 200 руб. за обучающуюся в фельдшерском училище при Санкт-Петербургском Дамском лазаретном комитете стипендиатку Костромского дамского комитета и в последнее время с открытием военных действий в Закаспийском крае, возвращением к прежней деятельности по изготовлению и отправлению госпитального белья для действующей армии.

Сестрами Богоявленского монастыря изготовлены по 3 дюжины сорочек, кальсон и несколько других мелочных вещей, которые и отправлены в Санкт-Петербургский центральный склад на имя председательницы оного госпожи баронессы Э. О. Раден.

Для той же цели передано в Дамский комитет из местного управления 202 аршина холста и поступившие из Кологривского дамского комитета следующие вещи:

К сожалению, сведения о деятельности Дамских комитетов отложились в фондах Государственного архива Костромской области не полностью, к тому же значительно пострадали от разрушительного пожара в архиве в 1982 году. Еще меньше документов сохранилось за период с 1910 по 1916 годы. В основном это истории болезней и сводки о движении раненых.

На 28 октября 1914 года в Костроме функционировало 17 лазаретов:

  1. Лазарет Красного Креста (Романовская больница) на 151 место
  2. Лазарет Соединенного банка (больница Акатова) на 10 мест
  3. Лазарет Акцизного ведомства на 10 мест
  4. Лазарет при Богоявленском монастыре на 35 мест
  5. Лазарет Костромской общины помощи раненым сербским, черногорским и русским воинам на 17 мест
  6. Лазарет при фабрике Зотовых на 30 мест
  7. Лазарет соборного духовенства на 20 мест
  8. Лазарет городской больнице на 35 мест
  9. Лазарет при уездной земской больнице на 85 мест
  10. Лазарет при городской богадельне на 76 мест
  11. Лазарет при ремесленной больнице на 20 мест
  12. Лазарет при педагогическом госпитале на 25 мест
  13. Лазарет при фабрике товарищества Большой льняной мануфактуры на 200 мест
  14. Лазарет Императорского человеколюбивого общества на 30 мест
  15. Лазарет-патронат в усадьбе Усовой на 9 мест
  16. Лазарет Анонимного общества на 36 мест
  17. Лазарет Костромской губернской земской больницы на 500 мест 4.

Кроме облегчения телесных страданий в лазаретах заботились и о моральном состоянии выздоравливающих солдат. 1 октября 1914 года начальник Костромского окружного эвакуационного пункта подполковник Дурново обращался к главному врачу лазарета при Богоявленском женском монастыре: «Администрация городского Костромского театра уведомила, что ежедневно в дни представлений, театром будут предоставляться 3 ложи для выздоравливающих и раненых нижних чинов общим числом не более 25 человек.

Сообщая о вышеизложенном, прошу сообщать мне по телефону ежедневно в 10 часов утра число нижних чинов могущих быть отпущенными в театр из вверенного Вам госпиталя с тем, что мною будут предоставляться места пропорционально числу занятых коек, при чем все нижние чины, предназначенные к отпуску, должны быть опрятно и по форме одетыми»5.

Такими предстали костромские лазареты взору Елизаветы Федоровны, жизненный путь которой без преувеличения можно назвать сложным и тернистым. Благополучные детство и юность в одночасье были прерваны терактом, унесшим жизнь ее супруга. Эта мужественная и благородная женщина нашла в себе силы не только не озлобиться на жизнь, но и посвятила себя служению людям. Каждый день ее жизни мог считаться маленьким подвигом, подвигом совершенным не ради славы, а с одной лишь целью облегчить человеческие страдания.

image004Елизавету Федоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители. Великую княгиню отправили сначала в Пермь. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре (Яковлевой) и Екатерине Янышевой. Затем их привезли в сибирский город Алапаевск. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей.

18 июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. На заброшенном руднике, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули княгиню Елизавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей). В 2009 году генпрокуратура посмертно реабилитировала Елизавету Фёдоровну.

Елизавета Федоровна и Кострома

Великая княгиня Елизавета Федоровна трижды посещала Кострому. В 1898 году она со своим супругом Сергеем Александровичем Романовым встречалась с костромскими архиереями на предмет открытия в Костроме отделения Императорского Православного Палестинского Общества. С 18 по 20 мая 1913 года посещала Кострому в дни празднования 300-летия Дома Романовых. 

image005В последний визит в Кострому 8-9 июля 1916 года Елизавета Федоровна посетила госпиталь в Крестовоздвиженском монастыре и ясли Общества «Помощь детям», затем – госпиталь при льнопрядильной мануфактуре. Всю свою жизнь великая княгиня была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края.

image006В 1999 году по просьбе больных и сотрудников 2-й горбольницы г. Костромы администрацией больницы и Костромской епархией было принято решение о строительстве больничного храма во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона.

 30 августа 2002 года в год 100-летнего юбилея Окружной больницы основанной костромским купцом и благотворителем Ф. В. Чижовым в 1902 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (прибывший в Кострому на празднование 850-летия основания города) освятил фундамент строящегося храма. Храм посвящен св. великомученику и целителю Пантелеимону, жившему в III-IV вв. выдающемуся врачу, который своими молитвами к трудам земным прилагал благодатную помощь Божию.

В 2020 г. начались активные работы по возведению храма. 9 августа 2020 г. в престольный праздник храма была совершена первая Литургия.

image00727 марта в праздник Феодоровской иконы Божией Матери на стене Пантелеимоновского храма г. Костромы была установлена памятная доска в честь св. прпмч. Великой княгини Елисаветы, организовавшей в годы Первой Мировой войны лазареты для раненых воинов в Костроме. В бывшей уездной больнице, а ныне Окружной больнице № 1 располагался один из таких лазаретов. 2 мая 2021 года в храме было проведено первое Пасхальное богослужение.

25 мая 2021 года по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта храм во имя св. великомученика Пантелеимона посвящается еще преподобномученице великой княгине Елисавете и становится Пантелеимоново-Елисаветинским храмом.

18 июля 2021 года в Пантелеимоновском храме планируется совершение Божественной Литургии и крестный ход.

Храмы и монастыри

Жемчужина Костромы

При въезде в город Кострому, рядом с транспортной развилкой, при спуске с моста, возносит свои купола увенчанные крестами и колокольней знаменитый своим изяществом и уникальный своими фресками архитектурный ансамбль храма Воскресения на Дебре и церкви в честь иконы Божией Матери Знамение. Выдающийся памятник русской духовной и художественной культуры XVII века.

Три столетия тому назад был построен один из величественнейших в своем великолепии храм в память тридневного Воскресения Христа, явившийся жемчужиной в ожерельи храмов Костромы, да и всего Поволжья. Престольным праздником его принято считать праздник Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее, 26 сентября 335г.). «На Нижней Дебре» - прибавление к названию церкви, указывает на расположение храма, который стоит на месте некогда дремучего леса – Дебри. В этих местах лесная чаща делилась на Нижнюю, на которой и стоит храмовый комплекс, и Верхнюю Дебри.

Подробнее...

Святые и Святыни

Иерей Александр Ребячьих, Христа ради юродивый

Юродивые — сонм святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19), также: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10). 

Подробнее...

Статьи

«Монастырские слуги» и «монастырские детёныши»

О монастырских слугах и детёнышах документы заговорили тогда, когда они стали играть в монастырском хозяйстве довольно заметную роль. Их использовали на разных работах, как внутри монастыря, так и за его пределами: они были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т.п. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII веке монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись (письменное обязательство о вступлении во временную феодальную зависимость с перечислением условий работы).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: