18 июля. Память святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001Вслед за памятью святых царственных страстотерпцев – царя Николая II и Августейшего семейства, которая совершалась 17 июля, 18 июля русский народ чтит память великой подвижницы ХХ века святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Елизавета Федоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась 1 ноября 1864 г. в Дармштадте с титулом принцесса Гессен-Дармштадтская. В 1884 году в Придворном соборе Зимнего дворца венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем Романовым, братом российского императора Александра III. Её супруг в 1905 г. был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу.

После гибели мужа Елизавета Федоровна заменила его на посту председателя Императорского Православного Палестинского Общества и исполняла эту должность с 1905 по 1917 годы.

image002image003Великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой.

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы: строго постилась, спала на деревянных досках, тайно носила власяницу и вериги, отводила на сон 2-3 часа в день. Участвовала во всех делах обители как рядовая сестра, подавая пример остальным.

Видя вокруг множество неимущих и требующих защиты детей, в 1892 году Елизавета Федоровна организовала одну из самых известных и масштабных структур — Елизаветинское благотворительное общество. В его состав входили 224 приходских комитета в Москве и 14 уездных комитетов в Московской губернии. Комитеты устраивали ясли и приюты для постоянного или дневного пребывания детей бедных и порочных родителей, а также детей, не имеющих матерей и родственников.

За 25 лет работы общество приняло участие в судьбе свыше 9 тысяч детей, выплатило матерям-вдовам 13 000 пособий на общую сумму 120 000 рублей. На содержание яслей и приютов за годы своего существования общество израсходовало свыше 1 000 000 рублей. Ежегодно в приюте устраивались елки с подарками от Великой княгини. Дети посещали театры, музеи, зоопарк. Его воспитанники смогли получить образование, профессию, начать самостоятельную жизнь.

Судя по документам, Комитет Елизаветы Федоровны так или иначе оказал помощь 875 тыс. обратившихся в него, в опекаемых им приютах проживало 45 тыс. детей воинов, в том числе 30 тыс. ясельного возраста. Остро нуждающимся было выдано почти 8 млн бесплатных обедов, в арендованных обществом квартирах размещалось и получало пособие 25 тыс. лиц, чьи родственники были призваны в действующую армию. Бесплатно или по льготной цене выдано топлива для обеспечения почти 90 тыс. семей воинов, а денежные пособия получило около 341,5 тыс. семей.

В Костроме Дамский комитет РОКК был создан при Богоявленском Анастасьинском женском монастыре. В отчете о деятельности Костромского дамского комитета общества Красного Креста за 1880 год читаем:

«В истекшем 1880 году участие Костромского дамского комитета в деятельности общества Красного Креста выразилось: (взносами членов в количестве 404 рублей), годичною платою 200 руб. за обучающуюся в фельдшерском училище при Санкт-Петербургском Дамском лазаретном комитете стипендиатку Костромского дамского комитета и в последнее время с открытием военных действий в Закаспийском крае, возвращением к прежней деятельности по изготовлению и отправлению госпитального белья для действующей армии.

Сестрами Богоявленского монастыря изготовлены по 3 дюжины сорочек, кальсон и несколько других мелочных вещей, которые и отправлены в Санкт-Петербургский центральный склад на имя председательницы оного госпожи баронессы Э. О. Раден.

Для той же цели передано в Дамский комитет из местного управления 202 аршина холста и поступившие из Кологривского дамского комитета следующие вещи:

К сожалению, сведения о деятельности Дамских комитетов отложились в фондах Государственного архива Костромской области не полностью, к тому же значительно пострадали от разрушительного пожара в архиве в 1982 году. Еще меньше документов сохранилось за период с 1910 по 1916 годы. В основном это истории болезней и сводки о движении раненых.

На 28 октября 1914 года в Костроме функционировало 17 лазаретов:

  1. Лазарет Красного Креста (Романовская больница) на 151 место
  2. Лазарет Соединенного банка (больница Акатова) на 10 мест
  3. Лазарет Акцизного ведомства на 10 мест
  4. Лазарет при Богоявленском монастыре на 35 мест
  5. Лазарет Костромской общины помощи раненым сербским, черногорским и русским воинам на 17 мест
  6. Лазарет при фабрике Зотовых на 30 мест
  7. Лазарет соборного духовенства на 20 мест
  8. Лазарет городской больнице на 35 мест
  9. Лазарет при уездной земской больнице на 85 мест
  10. Лазарет при городской богадельне на 76 мест
  11. Лазарет при ремесленной больнице на 20 мест
  12. Лазарет при педагогическом госпитале на 25 мест
  13. Лазарет при фабрике товарищества Большой льняной мануфактуры на 200 мест
  14. Лазарет Императорского человеколюбивого общества на 30 мест
  15. Лазарет-патронат в усадьбе Усовой на 9 мест
  16. Лазарет Анонимного общества на 36 мест
  17. Лазарет Костромской губернской земской больницы на 500 мест 4.

Кроме облегчения телесных страданий в лазаретах заботились и о моральном состоянии выздоравливающих солдат. 1 октября 1914 года начальник Костромского окружного эвакуационного пункта подполковник Дурново обращался к главному врачу лазарета при Богоявленском женском монастыре: «Администрация городского Костромского театра уведомила, что ежедневно в дни представлений, театром будут предоставляться 3 ложи для выздоравливающих и раненых нижних чинов общим числом не более 25 человек.

Сообщая о вышеизложенном, прошу сообщать мне по телефону ежедневно в 10 часов утра число нижних чинов могущих быть отпущенными в театр из вверенного Вам госпиталя с тем, что мною будут предоставляться места пропорционально числу занятых коек, при чем все нижние чины, предназначенные к отпуску, должны быть опрятно и по форме одетыми»5.

Такими предстали костромские лазареты взору Елизаветы Федоровны, жизненный путь которой без преувеличения можно назвать сложным и тернистым. Благополучные детство и юность в одночасье были прерваны терактом, унесшим жизнь ее супруга. Эта мужественная и благородная женщина нашла в себе силы не только не озлобиться на жизнь, но и посвятила себя служению людям. Каждый день ее жизни мог считаться маленьким подвигом, подвигом совершенным не ради славы, а с одной лишь целью облегчить человеческие страдания.

image004Елизавету Федоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители. Великую княгиню отправили сначала в Пермь. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре (Яковлевой) и Екатерине Янышевой. Затем их привезли в сибирский город Алапаевск. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей.

18 июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. На заброшенном руднике, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули княгиню Елизавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей). В 2009 году генпрокуратура посмертно реабилитировала Елизавету Фёдоровну.

Елизавета Федоровна и Кострома

Великая княгиня Елизавета Федоровна трижды посещала Кострому. В 1898 году она со своим супругом Сергеем Александровичем Романовым встречалась с костромскими архиереями на предмет открытия в Костроме отделения Императорского Православного Палестинского Общества. С 18 по 20 мая 1913 года посещала Кострому в дни празднования 300-летия Дома Романовых. 

image005В последний визит в Кострому 8-9 июля 1916 года Елизавета Федоровна посетила госпиталь в Крестовоздвиженском монастыре и ясли Общества «Помощь детям», затем – госпиталь при льнопрядильной мануфактуре. Всю свою жизнь великая княгиня была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края.

image006В 1999 году по просьбе больных и сотрудников 2-й горбольницы г. Костромы администрацией больницы и Костромской епархией было принято решение о строительстве больничного храма во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона.

 30 августа 2002 года в год 100-летнего юбилея Окружной больницы основанной костромским купцом и благотворителем Ф. В. Чижовым в 1902 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (прибывший в Кострому на празднование 850-летия основания города) освятил фундамент строящегося храма. Храм посвящен св. великомученику и целителю Пантелеимону, жившему в III-IV вв. выдающемуся врачу, который своими молитвами к трудам земным прилагал благодатную помощь Божию.

В 2020 г. начались активные работы по возведению храма. 9 августа 2020 г. в престольный праздник храма была совершена первая Литургия.

image00727 марта в праздник Феодоровской иконы Божией Матери на стене Пантелеимоновского храма г. Костромы была установлена памятная доска в честь св. прпмч. Великой княгини Елисаветы, организовавшей в годы Первой Мировой войны лазареты для раненых воинов в Костроме. В бывшей уездной больнице, а ныне Окружной больнице № 1 располагался один из таких лазаретов. 2 мая 2021 года в храме было проведено первое Пасхальное богослужение.

25 мая 2021 года по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта храм во имя св. великомученика Пантелеимона посвящается еще преподобномученице великой княгине Елисавете и становится Пантелеимоново-Елисаветинским храмом.

18 июля 2021 года в Пантелеимоновском храме планируется совершение Божественной Литургии и крестный ход.

Храмы и монастыри

Костромской Николо-Бабаевский монастырь в жизни святителя Игнатия Брянчанинова и творчестве Н.А. Некрасова

Великий русский историк Н. М. Карамзин писал, что «истинный космополит есть существо метафизическое». То есть он отказывался верить в то, что в мире могут быть люди, равнодушные к судьбе своего Отечества. «Любим его, ибо любим себя». Интерес к истории родной земли – неотъемлемое чувство вложенное в природу человека Самим Богом. «…сердце наше учащенно бьется, когда старец указывает на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя». Если мы не знаем истории родного края – то обкрадываем себя. Наша жизнь обедняется, нам становится неинтересно жить. В душе поселяется смятение, раздражение, «охота к перемене мест». И, наоборот, если ты судьбой заброшен в новые края, или, тем паче, вырос здесь, то узнай его историю, познакомься с людьми и событиями – и ты полюбишь эту землю и вместе с этим обретешь то состояние духа, без которого невозможно быть на этой земле счастливым.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский), экзарх Грузии (1861 - 1908), член Императорского Православного Палестинского Общества.

Родился 14 (26) мая 1861 г. в с. Озарниково, Чухломского уезда, Костромской губернии в семье сельского священника Андрея Павловича Софийского. Когда Николаю было три года, умер отец. Семья, в которой было семь детей (шесть мальчиков и одна девочка), и без того жившая бедно, осталась без средств к существованию. Смог получить образование только благодаря трудам его матери, которая кормила семью, занимаясь тяжелой крестьянской работой. Точно так же и другие дети получили образование (исключая родившегося глухонемым брата Василия), а старший брат Иван позднее был протоиереем в чухломском Преображенском соборе.

Подробнее...

Статьи

Религиозное «диссиденство» как явление духовного возродения в СССР в 60-80-х годах XX века

Аннотация. В статье дан анализ такому явлению 60-80-х годов ХХ века как «религиозное диссидентство». Средой, в которой возникло диссидентство стала интеллигенция, которая в 60-х годах начала открывать для себя русскую культуру. Через духовные искания образованные люди пришли в Церковь, нашли Бога, и не смогли смириться с давлением государства, провозгласившего своей идеологической платформой атеизм и борьбу против религии и выражавшегося в форме закрытия храмов, запрещения свободного проявления религиозных чувств, подавлении прав и свобод личности и т.д.

Ключевые слова: диссидентство, Патриархия, возрождение, интеллигенция, атеизм, верующие, культура.

«RELIGIOUS «DISSIDENS» AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL REVIVAL IN THE USSR IN THE 60-80s OF THE XX CENTURY».
Archpriest Dmitry I. Sazonov, candidate of theology, doctoral candidate postgraduate them saints Cyril and Methodius.

Annotation. The article analyzes the phenomenon of the 60-80s of the XX century as «religious dissidence». Environment, in which there was a dissidence intelligentsia, which in the 60s began to discover Russian culture. Through spiritual quest educated people come to Church, have found God, and could not reconcile with the pressure of state, declared its ideological platform for the struggle against atheism and religion, and which was expressed in the form of the closure of churches, the prohibition of free expression of religious feelings, suppression of the rights and freedoms of the individual etc.

Keywords: dissidence, Patriarchy, revival, intellectuals, atheism, believers,culture.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: