Ярославские даты января

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

4 января
Священномученик Феодор, пресвитер Борисоглебский (Яеодор николаевич Поройков), родился в семье священнослужителя Угличского уезда. До ареста служил священником с. Гвоздево, Ростовского р-на. В 1929 году протоиерей Феодор был лишен дома и всего имущества. Вскоре арестован, осужден, приговорен к трем годам концлагеря и одному году ссылки. По возвращении из ссылки был определен священником в с. Вощажниково, Борисоглебского р-на. Вновь арестован осенью 1936 г., в январе 1937 г. осужден к 5 годам лишения свободы. Через год, неся лишения лагерной жизни в Кулойлаге, он окончил свой земной путь.

5 января
Архиепископ Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин, + 1799), первым из архипастырей получил название Ярославского и Ростовского. Родился 27 января 1736 года в г. Кашине, Тверской губернии. С 22 сентября 1783 года и по 1799  возглавлял Ярославскую и Ростовскую кафдру, с марта  1785 г. – архиепископ. При нем кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль (1788). В Ярославле владыка начал переустройство Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом. При нем была построена в Ярославле церковь во имя святителя Леонтия Ростовского. В 1798 г. по его благословению был возвращен в г. Романов-Борисоглебск чудотворный образ Спасителя, увезенный в г. Ростов при его предшественнике. Погребен в Троице-Калязинском монастыре Тверской епархии.

11 января
16 лет со дня кончины протоиерея Бориса Старка (1909-1996). Рукоположен во Франции в 1937 году. Долгое время служил священником Русского Дома  и Русского кладбища в Сент-Женевьев де Буа. Примечательно: со всей Франции собирал и перевозил останки соотечественников в Русский некрополь.  В 1952 году вернулся в Россию. В течение 22-х лет о. Борис был настоятелем Феодоровского кафедрального собора в Ярославле. Похоронен на кладбище Туговой горы.

13 января
13 января исполнилось 16 лет со дня кончины одного из почитаемых клириков Ярославской епархии, архимандрита Павла (Груздева). Он родился в 1911 г. в деревне Борок, Мологского р-на. В 1938 г. его семья перебралась в Тутаев, в храмах которого о. Павел пономарил и пел на клиросе. В 1941 году он был арестован за принадлежность к «антисоветской организации», т. е. за веру в Бога. Отсидел 11 лет. В 1958 г. был рукоположен во священника и назначен настоятелем Воскресенского храма с. Борзово, Рыбинского р-на., а с 1962 года переведен в село Верхне-Никульское, Некоузского р-на. С 29 июня 1992 г. он жил на покое при Воскресенском соборе г. Тутаева. Множество людей приезжало к о. Павлу за духовным советом и утешением. 13 января 1996 г. он мирно скончался и был похоронен на Леонтьевском кладбище г. Тутаева.

Храмы и монастыри

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь город Кострома

Богоявленский мужской монастырь возник на бывшей окраине Костромы (теперь он находится уже в центре города) в первой четверти XV века. Его основателем был преподобный Никита Костромской — ученик и, как сказано в древних монастырских синодиках, «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. К сожалению, житие преподобного Никиты до нас не дошло, и нам очень мало известно об этом подвижнике. Можно предполагать, что он родился где-то в Подмосковье, год его рождения и мирское имя неизвестны. В начале XV века преподобный Никита был настоятелем (и, видимо, основателем) Боровского Высокого монастыря (ныне город Боровск в Калужской области). Затем он перебрался в Кострому и здесь основал Богоявленский монастырь, сыгравший большую роль в последующей истории города. Предположительно в середине XV века преподобный Никита скончался и был погребен в соборном Богоявленском храме монастыря.

Подробнее...

Святые и Святыни

Архимандрит Поликарп (Будаква, 1926-1996)

Николай Леонтьевич Будаква родился 12 декабря1926 г. в с. Доброволье Близнецовского р-на Харьковской области в крестьянской семье. В 1934 г. отец скоропостижно скончался, и мать воспитывала сына одна. В 1941 г. он окончил семь классов школы.

Подробнее...

Статьи

Оценка личности и сравнительный анализ деятельности костромских архиереев в период с 1958 по 1988 гг.

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ личности костромских архиереев – выходцев из различных социальных слоев общества, людей различного образования и личностных качеств, осуществлявших свою деятельность в период с 1958 по 1988 годы. Их верность своим идеалам и христианским ценностям позволила нивелировать усилия государственного аппарата по сокращению церковных структур в Костромской епархии. На основании источников делается вывод о том, что никакими запретительными мерами и репрессиями невозможно уничтожить церковную организацию и запугать управляющих епархиями архиереев, верных своему призванию. Убеждает сделать такой вывод статистика, которая позволяет говорить о том, что даже в самые сложные годы притеснения церковных структур, Костромская епархия представляла собой жизнеспособную структуру, которая при улучшении государственно-церковных отношений смогла восстановить и развивать свою деятельность.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: