4 ноября. Избавление в 1612 г. Москвы от польской интервенции

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image0014 ноября Русская Православная Церковь, вместе со всем народом нашего Отечества празднует  избавление в 1612 г. Москвы от польской интервенции, которое произошло благодаря заступничеству Царицы Небесной посредством чудотворного образа Ее, именуемого Казанским.  Отметим, что этот временной отрезок истории нашего государства назван Смутным временем. С пресечением династии Рюриков наступил период междуцарствия, воцарение самозванцев, период безначалия и массовых беспорядков. России грозили распад и гибель: от западных рубежей ее вплоть до Волги бесчинствовали разбойные ватаги, «вольные «шиши», разноплеменный воинственный сброд, подстрекаемый самозванцами. Напомним, что в Смутное время во время захвата Костромы поляками 30 декабря 1608 года костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь был разорен, 11 иноков во главе с архимандритом Варлаамом (Наумовым) были убиты. В 1619 году вo время своего пребывания в Костроме монастырь посетил царь М. Ф. Романов.

image002 Русской Смутой воспользовались поляки и шведы, вторгшиеся в пределы государства Российского с Запада и Севера. Поляки  овладели сердцем России – Москвой. По призыву новгородского гражданина Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского русский народ поднялся на защиту родной земли. К Москве стали стекаться народные ополчения для освобождения столицы. Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес. Кострому, Ярославль, Ростов Великий. Переславль Залесский, Троице-Сергиеву Лавру и завершился в Москве.

image003Из Казани была принесена чудотворная икона Божьей Матери, от молитв перед которой,  происходило много чудесных исцелений. Перед штурмом московских укреплений, наши благочестивые предки провели три дня в подвиге поста и молитвы перед чудотворной Казанской иконой. С именем «Взбранной Воеводы», каковым именуют Царицу Небесную, Заступницу Усердную, воинство наше, сломив отчаянное сопротивление польского гарнизона, овладело Кремлем, что положило начало освобождению России от интервентов. Чтобы память о столь чудесной помощи Божьей Матери была сохранена будущими поколениями, учреждалось ежегодно совершать торжественное празднование спасения Москвы от врагов заступничеством Богородицы, «ради Казанской иконы ее».

В 1933 году была уничтожена мраморная чесовня над гробницей князей Пожарских в Спасо-Ефимьевом монастыре в Суздале, уничтожен в 1936 году уникальный Казанский собор на Красной площади в Москве, построенный князем Д. М. Пожарским в 1630-1637 гг. на свои деньги в честь освобождения Москвы(ныне восстановлен).

image005С 4 ноября 2005 г. Российское государство, изъявлением  народным, отмечает  день освобождения Москвы как День народного единства и согласия. В этот день престольный праздник отмечается в Богородице-Казанской церкви в с. Петрилове,  Костромского р-на.  Храм был построен в начале XIX в.  Воздвигнутый в стиле классицизма, каменный, одноглавый,  с трехярусной колокольней, он  был освящен в 1805 г.  В феврале 1813 г. на кладбище у стен церкви был погребен тогдашний владелец Петрилова — И.К. Васьков (1746-1813 гг.), костромской вице-губернатор, один из первых краеведов (его могила image004сохранилась до наших дней). Он оставил потомкам свой труд «собрание исторических известий, относящихся до Костромы./ Сочинение полковником Иваном Васьковым» Москва, Тип. М. Пономарева, 1792 г.

В мае 1941 г. Богородице-Казанская церковь осталась без священника и бездействовала почти 4 года. Весь период войны община обращалась в различные инстанции, прося разрешения на возобновление богослужений. Наконец, решением Костромского райисполкома от 7 марта 1945 г. храм в Петрилове был открыт, но уже 24 июня того же года власти запретили приехавшему в село священнику Иоанну Зеленцовскому совершать богослужения и храм вновь оказался фактически закрытым. Пытаясь спасти свою церковь, верующие обращались даже к М.И. Калинину, «президенту СССР», но безуспешно. Почти пять десятилетий храм простоял заброшенным. Только в 1991 г. он был возвращен Русской Православной Церкви и в нем возобновились богослужения.

image006Собор в честь Казанской иконы Божией Матери на центральной площади Нерехты.

До его строительства на это месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. В XVII веке перед ним находилась одноименная Борисоглебская площадь. Указ о построении каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Как раз в это время Петр I вместе с войсками находился под Харьковом в селе Каплунове, где испрашивал помощи в предстоящем сражении перед чтимой Казанской (Каплуновской)иконой Богоматери. Вполне вероятно, что имея твердую надежду на заступничество Богоматери и скорую победу, Петр, подписывая указ о сооружении нового храма в Нерехте, пожелал посвятить его Казанской иконе, сохранив старое многовековое название в честь Бориса и Глеба лишь за приделом. Если наше предположение верно, то церковь можно рассматривать как первый памятник победы русского оружия под Полтавой.

image007Для постройки Казанского собора Петром I приказано было сделать 200 тысяч кирпичей и нанять рабочих в Московской Ижерской канцелярии, "окромя петербургского наряда", чтобы не отрывать рабочих от строительства Петербурга. Строительство собора велось с 1709 по 1713 год. В 1805-1806 годах собор перестраивался в своей трапезной части. Вот что пишет об этом М.Я. Диев:

"В 1806г в июле месяце в нерехтском соборе упали своды теплой церкви, в то время вновь перестраиваемой. На своде, среди церкви, на четырех столбах была устроена верхняя церковь, фигурою круглая; в таком виде она простояла зиму 1805-06 годов непокрытою. В июле, когда начали выбивать кружала, именно под верхнею церковью, то с нею свод упал и засыпал несколько человек ... Своды были вновь сделаны без верхней церкви ... Теплый собор прекрасно и скоро был отделан с двумя приделами."

Пострадавший в годы "богоборчества" собор дошел до наших дней в сильно измененном виде: лишенный пятиглавия, апсиды, ограды и обстроенный поздними пристройками, он был приспособлен под хлебокомбинат. Лишь верхняя часть четверика с закомарами выделяется среди массы чуждых разновеликих построек. Ныне наиболее полное представление о памятнике и его роли как в общегородской застройке, так и в ансамбле центральной площади дают лишь старые фотографии.

Наиболее ярким списком этой иконы в Костроме является список, находящийся левой на колонне Богоявленско-Анастасьинского собора. Престольный праздник в этот день в Казанском храме с. Петрилово, с. Ильинское, с.Спас-Бураки, Костромского р-на; с. Богородское, Галичского р-на; с. Словинка, с. Бушнево, Антроповского р-на; с. Лубяны, Кадыйского р-на; с. Светочева гора, Красносельского р-на. Из утерянных святынь, можно вспомнить Казанскую соборную церковь г. Нерехты, Казанский храм г. Юрьевца.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Светочевой Горе. (Костромская обл., Красносельский р-н, с. Светочева Гора). Кирпичная церковь, построенная в 1817 в формах классицизма на средства прихожан при участии помещиков А. Ф. Грамотина и Н. Ф. Овцына. Двусветный четверик с четырехколонными боковыми портиками, увенчанный ротондой, с двустолпной трапезной и трехъярусной колокольней под шпилем. Приделы Никольский и Алексиевский. Практически не закрывалась, однако в наши дни приход малолюден.

Вспомним в этот день репрессированного священника Рождественской церкви г. Галича Василия Николаевича Казанского (, уроженца с. Унорожь, Галичского уезда Костромской губернии 1878 г.р 3 октября 1930 года он был осужден на 5 лет лишения свободы и отправлен в ссылку.

4 ноября Россия празднует День народного единства. Этот праздник был введён 5 лет назад, он стал альтернативой Дню Октябрьской революции, который отмечался 7 ноября.

Сразу после введения этот праздник стал официальным выходным днем.

image008

День народного единства был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского.

image00927 ноября 2016 года Преставился ко Господу настоятель Богородице-Казанской церкви села Богородское Галичского района игумен Анастасий (Лихолёт) (1957- 2016). Епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии, много лет прослуживший в Костромской епархии и лично знавший почившего, так отозвался об игумене Анастасии:

image010 «Старец служил неподалеку от Галича Костромского, в Казанском храме, который сиротливо возвышается среди брошенных изб и заросших бурьяном дворов бывшей деревни Богородское. Добраться до церкви можно только пешком, или, зимой, на лыжах. Много лет этот дивный подвижник жил там абсолютно один. Как иные священнослужители всеми силами ищут славы и почитания - он искал безвестности... Это был настоящий древний пещерник - в Комельском лесу. В жизни я не встречал человека, который бы так бегал от всяческих сует. И ему это вполне удавалось. Немногим была открыта его душа, в уединенных трудах засиявшая светом всех христианских добродетелей. Помню, как однажды с неподдельной, едва сдерживаемой тихой радостью он рассказывал нам с владыкой Ферапонтом о предпринятом им летнем ремонте, который позволит ему вновь пережить долгую снежную зиму. Его, чудного иконописца, создавшего иконостасы Авраамиево-Городецкого монастыря, чуткого и любвеобильного духовника, с распростертыми объятиями приняли бы в любой русской обители - но он выбрал узкий путь древней аскезы. "Отдай кровь - прими дух". Это про о, Анастасия. Молись о нас, чудный и тихий подвижник Галичского леса!» https://www.facebook.com/gennadijgo

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Фрязинов Василий Гаврилович (1859 – 1922)

Родился Василий 18 июня 1859 года в семье священника Спасо-Преображенской церкви с. Шалго-Бодуново Кирилловского уезда Новгородской губернии. В 1919 году Церковный совет сообщал: двухэтажная каменная церковь была построена на средства прихожан в 1824 году на месте сгоревшего деревянного храма. Также есть упоминание о том, что её окружала каменная ограда, покрытая тёсом. О внутреннем убранстве говорится следующее: «Иконостас совершенно новый, но в каком году писан – неизвестно, так как в Записи его нет. Старинных вещей, икон, одежд и архива при церкви нет, так как оное всё что было, то погорело в бывшей деревянной церкви, а сейчас что имеется при церкви, то приобретено вновь и нечего старинного не напоминает».

Подробнее...

Статьи

Принципы и основные положения практик собирания церковной общины на примере руководств Н. Неплюева и епископа Макария (Опоцкого)

Изучение опыта строительства, собирания, жизни и деятельности христианской общины в настоящее время не потеряло своей актуальности. Яркими представителями обновления христианской общинной жизни в начале ХХ века стали Н. Неплюев и епископ Макарий (Опоцкий). Анализ документов и исторических материалов позволил определить главные мотивы объединения людей, которыми являются христианская любовь и единение в вере. Крестовоздвиженское братство Н. Неплюева дало будущим поколениям опыт объединения людей, который затем, в начале 1920-х годов способствовал возникновению т.н. «приходской революции» - объединению в братствах, отстоявших Церковь от ликвидации ее в после революционные годы. Опыт приходских православных братств и сестричеств способствовал сохранению церковных объединений вплоть до конца 1940-х годов и осуществлению свидетельства о вере в советском обществе.

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: