С 27 ноября начинается Рождественский пост

Автор: Прот. Дмитрий Сазонов. .

image001С 27 ноября с дня памяти апостола Филиппа начинается Рожде́ственский пост (Фили́ппов пост, в просторечии Фили́пповки), установленный в честь праздника Рождества Христова. Пост продолжается с 28 по 6 января (40 дней) включительно и завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) — 27 ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, апостола из 12-ти ближайших учеников Христа. Филипп, крестивший язычников, за проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году во время правления римского императора Домициана в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства.

image002Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост соотносятся с  Апостольским (Петровым) постом. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей (масло), и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье вкушение рыбы не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. По словам святителя Иоанна Златоуста (память 26 октября), «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.

Церковным уставом делаются некоторые послабления. Дети до семи лет освобождаются от поста, но, несмотря на это, родителям нужно постепенно приучать их к посту (например, от сладостей или весёлых игр), чтобы по достижении ими семилетнего возраста им было легче начинать поститься. Больным делаются послабления. Поэтому нужно есть всё, что дают в больничной столовой и приносят родные, по рекомендациям лечащего врача. Самым легким послаблением в пост считается разрешение на растительное масло, а более серьезное – на вкушение рыбы. Дальнейшее послабление идет на молочные продукты и яйца. Высшим послаблением считается разрешение на мясо.

Явление Богородицы со св. ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским.  Композиция росписи внутренней арки Северных ворот, XXI век.

Послабления допускаются для больных людей, страдающих язвенными заболеваниями желудка, туберкулезом, сахарным диабетом, онкологическими болезнями, при некоторых формах психических заболеваний, при наличии токсического зоба, в период, после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний. Также не постятся беременные и кормящие женщины, путешественники, работники физического труда, ослабленные люди и страдающие анемией. Но даже в этих случаях вопрос о степени послабления должен решаться в индивидуальном порядке, по согласованию с врачом и с благословления священнослужителя.

Ипатьевский монастырь был основан около 1330 года татарским мурзою Четом, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите. По пути в Москву мурза тяжело заболел и остановился в Костроме. По преданию, ночью ему явилась Божья Матерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Во сне Матерь Божия повела мурзе принять христианскую веру и исцелила его. По прибытии в Москву мурза принял Крещение с христианским именем Захарии, и получил разрешение великого князя на строительство святой обители на месте чудесного явления ему Пресвятой Богородицы. Позже Захария стал родоначальником многих знатных боярских родов - Захарьиных, Вельяминовых, Сабуровых, Шеиных и Годуновых.

Первой крупной постройкой здесь была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.)

Храмы и монастыри

Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского монастыря по древнейшим описям обители

Неопубликованные описи Макарьево-Унженского монастыря 1613 и 1624  гг. содержат исключительную по ценности информацию, которая позволяет реконструировать древнейшее убранство храмов обители, гробницы ее основателя, иконографию ранних икон и произведений прикладного искусства, связанных с преп. Макарием. Эти документы наглядно демонстрируют огромную популярность костромского святого в России первой четверти XVII в.

Документы Макарьево-Унженского монастыря хранятся в Государственном архиве Костромской области[1]. Фонд Макарьево-Унженского монастырясильно пострадал при пожаре архива, но древнейшие описи не сгорели. Сохранились описи 1613 г. и 1623-1624 гг., которые были частично использованы И.К.Херсонским. Древнейшая опись была произведена, когда монастырское хозяйство принимал игумен Зосима (1613-1625). Обновление обители началось незадолго до этого, в конце XVI в., после назначения в монастырь строителем старца Давида Хвостова.

Подробнее...

Святые и Святыни

Епископ Софроний (Иванцов, 1880- 1947)

В миру Сергей Николаевич Иванцов, родился 21 июня 1880 года в Москве в семье протоиерея храма Христа Спасителя.

В 1906 году окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права, а в 1914 году окончил там же филологический факультет. В 1914 году – помощник присяжного поверенного при Московском окружном суде. В 1915 году окончил Психологический экспериментальный институт.

Подробнее...

Статьи

Феномен святости преподобного Никиты Костромского

Если мы ставим задачу определить феномен святости преподобного Никиты, то перед нами должен предстать образ преподобного Сергия Радонежского, его уникальность для русского монашества и русской православной цивилизации. Поэтому, взяв на себя труд исследования черты святости преподобного Никиты, необходимо вспомнить евангельские слова: “Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его” (Лук.6:40).

Подробнее...

Православный календарь на сегодня: