14 января 2019. Память Василия Великого, Обрезание Господне. 19 января. Богоявление Господне
12 дней после Рождества Христова вплоть до Крещенского Сочельника именуются Святками, т.е. святыми днями, названными так потому, что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления (другое название праздника Крещения Господня).
В святочный период нет поста. В эти святые дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником Рождества Христова, своими посещениями символизируя ангелов возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира Вифлеемским пастырям.
При поздравлении обычно родившегося Богомладенца песнопениями посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома.
14 января (по старому стилю 1 января), совершаются сразу три праздника - память Василия Великого, Обрезание Господне (древний еврейский обряд посвящения Богу) и Новый год по юлианскому календарю. Святки оканчивается 18 января Крещенским Сочельником, днем строгого поста. В Сочельник совершается «великое освящение воды», «хождение на Иордань», освящение речных вод. 19 января Церковь празднует Богоявление Господне, в котором вспоминается и прославляется событие Крещения Господа нашего Иисуса Христа пророком Иоанном, названным за это Крестителем, в водах реки Иордан. Богоявлением этот праздник называется по причине явления при Крещении Христа всех лиц Пресвятой Троицы: Бог Отец свидетельствовал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Праздник Богоявления называется еще Днем просвещения и Праздником Светов в связи с тем, что Господь есть Свет Истинный, пришедший в наш мир просветить людей, находящихся во тьме язычества и духовной смерти (Мф. 4.16). В связи с этим, в древности существовал обычай, накануне Богоявления, в Крещенский Сочельник, совершать крещение над новыми членами Церкви. Особенность праздника Богоявления так же являются два великих водоосвящения, названных великой агиасмой – святыней.
Обычай освящения воды в реках произошел от традиции иерусалимских христиан в день Богоявления ходить на реку Иордан в воспоминание Крещения Господня. От этой традиции и у нас крестный ход на реку имеет наименование «ходом на Иордань» (Иорданью названа вырезанная во льду крестообразная купель). В современной традиции принято ходить на Иордань и освящать воду в реках после утренней службы в Крещенский Сочельник. Над водой, при водоосвящении, произносятся молитвы, в воду трижды погружается крест. После освящения воды в храме, люди эту освященную святыню несут в свои дома. Кропят святой водой все помещения своего жилища и предметы в нем. Хранят набранную в праздник воду весь год у святых икон и понемногу пьют ее натощак каждый день, вкушая при этом частичку просфоры (церковный хлеб), или кусочек артоса (освященный на Пасху хлеб). Обряд освящения воды совершается так же и в день праздника Богоявления. Гадание накануне Крещения считается великим грехом. Крещенский Сочельник – постный день. Существует обычай купаться в Иордани (проруби), после освящения воды. Но этот обычай не носит какого-либо священнодействия и не является обязательным. Нельзя требовать от Бога чуда и совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. В этот день престольный праздник Богоявленско-Анастасьина кафедрального собора г. Костромы (1426 г.), в п. Красное на Волге, в с. Ковалево, Нерехтского р-на.
В день Богоявления с особым благоговением отмечают престольный праздник Богоявленского монастыря (1426г.), основателем и строителем которого был преподобный старец Никита Костромской, ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского. Мощи преподобного Никиты пребывают в нижнем храме обители. Своему благолепию монастырь обязан молитвам своих подвижников благочестия и боярским родам Салтыковых, Вяземских, Хованских Кафтыревых. В нем пребывают две чудотворные иконы Божией Матери – Феодоровская (в соборе) и Смоленская (в Смоленской церкви монастыря). Монастырь неоднократно его посещали представители правящего царского дома Романовых – от Михаила Федоровича до последнего императора - страстотерпца Николая II. Среди лиц, посещавших монастырь на рубеже XIX-XX вв. необходимо отметить святого праведного Иоанна Кронштадского и святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Федоровну. С 2003г. в соборном храме, рядом с киворием Федоровской иконы Божьей Матери, хранятся обретенные мощи преподобного Тимона Надеевского (1788-1840) – ученика и сподвижника преподобного Серафима Саровского. Богоявленский собор монастыря считается кафедральным – главным храмом Костромской митрополии, которая решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 в определена в административных границах Костромской области. Главой митрополии назначен правящий архиерей Костромской и Нерехтской епархии митрополит Ферапонт (Кашин). Решением Синода от 27 декабря путём выделения части территории Костромской епархии в составе Костромской митрополии была образована Галичская епа́рхия. В нее вошли земли районов Костромской области: Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского, Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского. Епископом Галичским и Макарьевским был избран архимандрит Алексий (Елисеев).
Костромичи со скорбью вспоминают Богоявления Господня с колокольней в Костромском кремле, воздвигнутый в 1791 году рядом с Успенским собором. В нем находилась усыпальница костромских архиереев (архиепископа Платона (Фивейского+1877), епископа Игнатия (Рождественского+1883), Виссариона (Нечаева+1905)). В начале 1929 года оба соборных храма подверглись закрытию, в июле 1934 года серия взрывов превратила оба соборных храма в руины. К осени, направленным взрывом была уничтожена колокольня. В настоящее время ведутся работы по восстановлению Богоявленского собора и колокольни.